МБОУ «Кугушевская основная общеобразовательная школа имени Газиза Айдарского Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Визитная карточка
Адрес: | 422534, РТ, Зеленодольский район, с. Кугушево, ул. Пришкольная,1 |
Телефон: | +7(843)-712-63-00 |
E-Mail: | schkugush@yandex.ru Skug.Zel@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Кугушевская ООШ им. Г. Айдарского ЗМР РТ" |
Руководитель: | Яруллина Фарида Набиулловна |
Год основания учреждения: | 1989 |
У нас учатся: | 31 |
У нас учат: | 11 |
Программа развития
Содержание
1. Паспорт ………………………………………………………… ..2.
2. Исходное состояние школы к 2007 году……………………….5
3. Проблемно- ориентированный анализ………………………..…7
4. Цели и задачи Программы…………………………………….…12
5. Концепция развития школы …………………………………..13
6. Приоритетные направления, обеспечивающие развитие
школы…………………………………………………………..…18
7. План поэтапной реализации Программы развития………...…..19
8. Ожидаемые результаты ……………………………………...….20
9. Основные принципы Программы развития школы………..…..21
10. Основные мероприятия по реализации Программы
развития школы по этапам………………………………………22
11. План ресурсного обеспечения Программы развития……...….27
12. Финансовое обеспечение Программы развития………………..32
13. Риски реализации Программы развития…………………….....32
1. Паспорт
Программы МОУ «Кугушевская средняя общеобразовательная школа» Зеленодольского муниципального района РТ на период 2010 -2015 г.г.
Программа «Развитие ключевых компетентностей учащихся, как основа формирования конкурентоспособной личности в условиях сельской школы» определяет стратегию приоритетных направлений развития школы и меры её реализации.
Основные цели и задачи формировались с учетом национально-культурных, социально-экономических, демографических особенностей микрорайона, исходя из современных требований к новому качеству образования школьников.
Полное название Программы: |
Программа «Развитие ключевых компетентностей учащихся, как основа формирования конкурентоспособной личности в условиях сельской школы» МОУ «Кугушевская средняя общеобразовательная школа» Зеленодольского муниципального района РТ на период 2010 -2015 г.г. (далее - Программа)
|
Разработчики Программы |
Совет Кугушевской средней общеобразовательной школы, педагогический коллектив школы, орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников, родительский комитет, социальные партнеры, заинтересованные в дальнейшем развитии школы. |
Исполнители Программы |
Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы |
Концептуальная идея |
Школа конкурентоспособной личности - ресурс экономического и социального преобразования села. |
Основная цель Программы |
Воспитание конкурентоспособной личности, обладающей ключевыми компетентностями, мобильностью, конструктивностью, способностью к сотрудничеству, творческой активностью и ответственностью за выполняемую работу.
|
Основные направления Программы развития |
-Совершенствование управлением образовательных процессов, включая государственно - общественные формы управления и самоуправления учащихся; - Обеспечение качественным овладением учащимися содержания стандартов образования на основе внедрения инновационных технологий; - Формирование ключевых компетентностей у учащихся; -Развитие воспитательной системы с учетом форм социальных и коммуникативных компетенций; - Формирование опыта развития творческого потенциала одаренных детей; - Формирование основ здорового образа жизни, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; |
Ожидаемые результаты реализации |
Будет создана образовательная среда, способствующая воспитанию конкурентоспособной личности, обладающей ключевыми компетенциями, мобильностью, конструктивностью, способностью к сотрудничеству, творческой активностью и ответственностью за выполняемую работу. |
Срок действия Программы |
2010- 2015 г.г. |
Период и этапы реализации Программы |
2009/2010 учебный год – подготовительный – диагностическое состояние образовательного процесса в школе, выявление его сильных сторон и точек риска. Создание условий для формирования основных идей программы развития. Осмысление противоречий и предпосылок развития. 2010/2012 учебный год – запуск программы – непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с характеристиками концепции формирования конкурентоспособной личности на основе развития ключевых компетенций в условиях сельской школы. Отработка модели выпускника школы конкурентоспособной личности. 2012/2014 учебные года – реализация модели – преодоление несоответствий культуры школы и реформирования компонентов, отклоняющихся от норм, заданных моделью выпускника школы конкурентоспособной личности. Разработка ключевых компетенций, которыми овладевают учащиеся в результате получения образования, опираясь на положения Стандарта и Концепции модернизации Российского образования. 2014/2015 учебный год – обобщающий – анализ и рефлексия нового статуса школы конкурентоспособной личности на основе развития ключевых компетентностей в социуме, культуры и структуры функционирования, самоопределения педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию. |
Разделы Программы: |
Паспорт; Информационная справка; Проблемно- ориентированный анализ; Цели и задачи Программы; Концепция развития школы; Приоритетные направления; План поэтапной реализации Программы; Основные принципы Программы; Основные мероприятия по реализации Программы; План ресурсного обеспечения Программы; Финансовое обеспечение Программы развития; Риски реализации Программы развития. |
Основополагающие документы, определяющие развитие Программы |
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.92 за № 3266 – 1); -Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» (от 08.07.92 г. № 1560 – XII); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.02 г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»; - «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы» от 11.10.04 № 52-3 РТ; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»; - Распоряжение Кабинета министров Республики Татарстан от 07.06.2006 №733-р «Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.05 г. №422 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»; - Программа «Образование и здоровье школьников РТ» - Программа «Я - гражданин» - Устав школы |
Финансовая поддержка Программы |
Реализация целей и задач Программы обеспечивается как за счет текущего финансирования, так и за счет безвозмездного поступления финансов.
|
Контроль за исполнением Программы
|
Координацию и контроль над выполнением Программы администрация школы оставляет за собой, Советом школы, родительским комитетом, которые анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции.
|
2. Исходное состояние школы к 2010 году.
Школа создана в 1925 году, как семилетняя школа Кугушевской деревни Нурлатского района.
Кугушевская средняя общеобразовательная школа ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается созданием благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, воспитательной и хозяйственной части.
МОУ «Кугушевская средняя общеобразовательная школа» ЗМР РТ работает на основе специально разработанной концепции:
1999- 2006.г. – школа здоровья. Внедрение в учебно-воспитательный
процесс здоровьесберегающих технологий.
Краткая характеристика контингента и микрорайона
МОУ «Кугушевская средняя общеобразовательная школа» ЗМР РТ расположена на границе с Чувашией, в деревне Кугушево. Рядом с данной деревней расположены деревни Айдарово и Тугаево.
Социальный состав родителей обучающихся довольно разнороден:
рабочие предприятий организации «Красный Восток - Агро» - 58%, бюджетники – 35%, пенсионеры –7%
Образовательный уровень родителей: высшее образование – 30%, среднее специальное – 36%, среднее – 34%
Для осуществления образовательного процесса в школе созданы необходимые условия. Материально- техническая база школы
Здание и оборудование школы, школьная территория соответствует Санитарным правилам СП 2.4.2.782-02 и требованиям техники безопасности.
Здание школы двухэтажное. Гардероб в школе размещен на первом этаже. Учебные классы не располагаются вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов, не размещены в подвальных и цокольных этажах здания. Учащиеся 1 ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.
Обучение учащихся 2-3 ступени осуществляется по классно - кабинетной системе. Занятия в школе проводятся в одну смену. Спортивный зал размещен на первом этаже. Его плащадь 145,5 кв.м. Имеется столовая, рассчитанная на 120 мест.
В школе имеется библиотека с фондом художественной литературы 3484 экземпляров. Все ученики школы обеспечены учебниками.
Оборудованы мастерская, кабинет обслуживающего труда. Есть кабинеты химии, физики, русского языка и литературы, математики, ОБЖ, иностранного языка, информатики и начальных классов, которые оснащены необходимым учебно-дидактическим материалом и техническими средствами обучения. В компьютерном классе имеются 10-компьютеров, 1- принтера, 1 модем. Есть свободный доступ в Интернет, все компьютеры объединены локальной сетью. 75 % учителей прошли обучение работе на персональном компьютере и переподготовку с целью использования компьютерных обучающих программ.
Для работы по сохранению и приумножению школьных традиций имеется два школьных музея, который носит имя нашего земляка, первого татарского режиссера -Газиза Айдарского и краеведческий музей.
Отопление централизованное, люминесцентное освещение, холодное водоснабжение, канализация.
Имеется пришкольный участок с площадью 1 га, где выращиваются овощи и фрукты.
В школе работают 15 учителя. Качественный состав по уровню образования: высшее образование – 80%, среднее специальное – 20%.
2 педагога удостоен звания «Почетный работник образования РФ»; 67 % учителей имеют первую, 33% - вторую квалификационную категорию.
Ведется экспериментальная работа по введению информатики и английского языка со 2 класса.
Школа выполняет инвариативную часть БУП, реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками школы необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.
Учителями школы разработаны и апробированы элективные курсы, модульные курсы для детей с повышенной мотивацией к обучению.
На 2-й ступени:
«Решение уравнений с параметрами»
«Деловое письмо».
Преемственность на всех ступенях обучения достигается линейностью учебно-методических комплексов. Программы по сохранению и развитию языков народов, проживающих в РТ, концепции «Русский язык в Татарстане» изучение двух государственных языков идет в равном объеме.
В настоящее время в школе обучается 72 учащихся.
3. Проблемно - ориентированный анализ
МОУ « Кугушевская средняя общеобразовательная школа имени» ЗМР РТ в 2002- 2009г. работала на основе специально разработанной концепции «Школа здоровья. Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий». Работа по данной концепции привела к заметному снижению заболеваемости учащихся, дети реже стали пропускать уроки, что благоприятно воздействовало на успеваемость учащихся.
Образовательная система школы позволила повысить и упорядочить влияние всех факторов и структур школьного коллектива на процесс развития учащихся, на формирование их интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов. Тем не менее, выпускник школы не готов к жизни. Жизнь требует способности работать в команде, понимать людей, вести диалог, а в школе все сидят молча и смотрят в затылок, имея перед собой учебник, задачник и тетрадку. В жизни человека всё важнее знать свои многоразличные права, уметь их грамотно обосновать и защитить, приобрести навыки правового самосознания. Школа же не обеспечивает этим своих подопечных. Школа призвана воспитывать учащихся - научить их учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать. (Из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»)
Цель любой школы – подготовка ребенка к «сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости… и дружбе между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения». Ребенок имеет право пользоваться своей культурой и языком и, следовательно, получать образование, основанное на этой культуре, а также знать, изучать и пользоваться своим родным языком. (Ст. 28-30 « Конвенция о правах ребенка»).
Жизнь требует, чтоб образование было направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности языка и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, и вместе с тем, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом.
Кроме обеспечения уровня подготовки, необходимого для поступления в высшие учебные заведения, школа должна воспитать культурного человека, способного самостоятельно делать выбор, с национальным самосознанием, уважающего людей других национальностей. Для решения возникшей проблемы необходимо создать программу воспитания с целью социализации личности.
К положительным результатам работы школы можно отнести то, что успеваемость учащихся 1-11-х классов стабильно держится на уровне 100%, наблюдается положительная динамика роста качества успеваемости по значительному количеству предметов (русский язык, литература, математика, физика, химия, биология и др.)
Динамика качества обученности учащихся с учетом всех предметов за 3 года
Годы |
2007-2008 |
2008- 2009 |
2009-2010 |
Качество в % |
53,5 |
52,5 |
54,3 |
Успеваемость в % |
100 |
100 |
100 |
Надо отметить рост в % соотношении поступающих в профессиональные учреждения
Анализ поступления учащихся в ВУЗы показывает, что у учащихся падает интерес к сельскохозяйственным профессиям и это тревожный фактор.
Одним из условий успешности работы школы является дифференцированный подход к образованию учащихся (по учебным возможностям, склонностям и интересам) в обучении и воспитании. Все более становится очевидным тот факт, что организация только внутри классной индивидуализации учебной работы школьников недостаточна для полного удовлетворения их интересов и склонностей. В связи с этим, для изучения допрофессиональных интересов и склонностей учащихся и аргументированного создания классов с углубленным изучением предметов (а в будущем - профиля), был проведен опрос среди школьников 8-9-ых классов и их родителей. Оказалось, что 98 % учащихся считают, что в школе необходимо введение классов с углубленным изучением предметов.
Эти данные позволяют предположить, что большинство учащихся 8-9-ых классов не хотят в будущем выбирать сельскохозяйственные специальности.
В ходе опроса родителей учащихся этих классов было выявлено, что 96 % из них поддержали идею введения углубленного изучения.
Основной аргумент родителей - возможность дать ребенку более глубокое довузовское образование, что позволит выпускнику успешнее выдержать вступительные экзамены в выбранный ВУЗ.
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономическое положение сельского хозяйства, и это привело к изменению ориентиров учащихся. Мы живем на селе. А чтобы село жило и процветало необходимо развитое сельское хозяйство. А для этого нужны конкурентоспособные специалисты, компетентные в области сельского хозяйства. Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром, т. е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только отдельных жителей деревни, будь то родители, родственники или педагоги школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. Учитывая данное обстоятельство, необходимо воспитательно-развивающий потенциал этих связей и отношений включить в образовательный процесс на основе специально организуемой деятельности. Такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках социокультурного центра, призванного интегрировать имеющиеся в деревне культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка.
Рядом со школой располагаются сельскохозяйственные предприятия «Красного Востока -Агро». Животноводческий комплекс, рассчитанный на 6000 голов крупного рогатого скота. Техника, работающая сейчас на полях нашего района, компьютеризованна. Нет проблем с трудоустройством. Необходимо изменить в корне отношения молодежи, в частности, выпускников школы, к выбору профессии и дальнейшему трудоустройству. Для решения данной проблемы надо установить сотрудничество с сельхозпредприятиями, чтобы учащиеся уже в процессе учебы в школе ознакомились с перспективными профессиями и сделали свой выбор . На выбор будущей профессии влияют также и родители.
Большая часть родителей в социальном заказе школы ставит на первый план обеспечение уровня подготовки, необходимого для поступления в высшие учебные заведения (84%), кроме того, обучение общению ( 75%), развития творческих способностей (72% ), формирование общеучебных способностей ( 97%), знания национальных традиций и культуры (100% ), историю своего народа (100% ), формирование здорового образа жизни (100% ). Родители отмечают необходимость формирования в детях лидерских качеств. Они хотят видеть своих детей конкурентоспособными в области своей деятельности, обеспеченными в экономическом отношении, успешными. А сами учащиеся расставили приоритеты в таком порядке: на первом месте- успешность в профессиональной деятельности, на втором месте - материальная обеспеченность, на третьем месте - развитие творческих способностей .Учащиеся считают, что для успешного конкурентоспособного специалиста важно глубокое знание компьютерных технологий, иностранных языков и экономики. Представители и руководители предприятий выделяют следующие качества: коммуникативная компетентность, способность к работе в коллективе, ответственное отношение к выполняемой работе. Решение данной проблемы на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления формированием конкурентоспособной личности.