• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Ютазинский
  • Детские сады
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» общеразвивающего вида п.г.т.Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Ютазы муниципаль районы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе шәһәр тибындагы Урыссу бистәсе "2 нче санлы балалар бакчасы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» общеразвивающего вида п.г.т.Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан\ Татарстан Республикасы Ютазы муниципаль районы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе шәһәр тибындагы Урыссу бистәсе "2 нче санлы балалар бакчасы"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423950, Республика Татарстан, Ютазинский район, пгт. Уруссу, ул. Тукая, д. 27
Телефон: +7(855)-932-84-98
E-Mail: topolki.2@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №2" п.г.т.Уруссу
Руководитель: Шарипова Зарина Рамильевна
Год основания учреждения: 1963
У нас учатся: 82 воспитанника (иностранные граждане отсутствуют)/ 82 тәрбияләнүче (чит ил гражданнары юк)
У нас учат: 6 педагогов/ 6 мөгаллим

Новости детского сада №2

«ЧТЕНИ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»

Опубликовано: 26.09.2023

Дошкольное детство - это особый период в жизни человека , так как именно в дошкольном детстве закладываются основы умственного , трудового и эстетического развития, активно познается окружающий мир. Этот багаж является фундаментом при формировании интеллекта личности в целом . Отсюда ясно , какой это продуктивный, насыщенный период жизни и как важно именно в этот период помочь ребенку развить свои способности чтобы лучше реализоваться в будущем . А уровень развития речи –это главный фактор ,который отображает уровень общего развития ребенка. Проблема родного языка всегда была в центре внимания педагогов и ученых . К ней обращались классики педагогики А.Я. Каменский и Ж.Ж.Руссо , Г.Песталоцции и Ф.Фребель , К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой . Особое место в речевом развитии дошкольников занимает художественная литература . Именно художественная литература , открывает и обьясняет ребенку жизнь общества и природы , мир человеческих чуств и взаимоотношений , развивает мышление и воображение ,обогащает эмоции. Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературепосвящено немало работ педагогов и психологов. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста..

Актуальность состоит в том , что в дошкольном возрасте активно усваивается разговорный язык , проходит становление и развитие всех сторон речи. И чтобы ребенка увлеч чтением , нам ,педагогам , приходится использовать различные средства чтобы привлечь внимание к детей к книге.

Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, воображение и нравственность человека.

 Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

Сохранение интереса к книге, к чтению – проблема, стоящая перед человечеством в последнее время. Интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. « Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мирчерез скуку. Читать должно ,быть интересно», - утверждал А.Н.Толстой.

Однако проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Чтение литературы заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Многие современные дети не знают героев добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени свои литературные герои, но не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным средством воспитания.

Значение художественной литературы трудно переоценить. Книга оказывает большое влияние на речь и интеллект детей, развивает мышление и воображение, является средством нравственного и эстетического воспитания, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений, даёт образец литературного языка. Именно поэтому книга должна войти в жизнь детей как можно раньше, обогатить их мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Кто же должен ввести дошкольника в мир книги? Конечно же взрослые: родители и мы, педагоги детских садов.

. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественногопроизведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения.

Задача педагога - привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы .

Поняв важность формирования интереса к художественной литературе удошкольников, начали углубленно работать над этой темой.

Данные мониторинга «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

показали, что почти половина детей в группе не проявляет интереса к книгам, слушают их невнимательно, не воспринимают содержания книги .Также было проведено анкетирование родителей «Книга в вашем доме», из которого стало понятно, что родители не уделяют в семье достаточного внимания  художественной литературе : не имеют домашних библиотек, мало читают сами, мало читают детям, не посещают с ними библиотек. А ведь именно семья играет ведущую роль по приобщению ребёнка к художественнойлитературе.

Исходя из вышесказанного, поставили перед собой цель: создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе средствами педагогических технологий. Для достижения поставленной цели мною были определены и следующие задачи:

1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, используя для этого эффективные формы и методы работы.

2. Воспитывать в детях литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

3. Приобщать родителей к книжной культуре.

Для решения поставленных задач мы , в первую очередь, пересмотрели предметно - пространственную среду в группе. Создали книжный центр «Книжкин дом » назвали его « Лукоморье» . С помощью родителей в группе собрали и постоянно пополняем книжный фонд , в котором присутствуют книги различных типов и жанров: от книжек – игрушек до научно – популярных книг для детей. Это позволяет каждому ребёнку найти себе книгу по интересу. Устраиваем выставки книг в соответствии с тематическим планированием, жанровой принадлежностью, с сезонными изменениями, с праздниками, с запросами детей. В книжном центре присутствуют альбомы с портретами писателей, поэтов ,разные альбомы : «Художники иллюстраторы детской книги» и др., Дидактические игры « Найди из какой сказки ?», « Из какой сказки этот элемент ?» , авторские выставки книг писателей и поэтов картотека книг и др.

Здесь же находятся сюжетно - ролевые игры : «Библиотека»«Театр». Для театрализованной деятельности в группе есть костюмы, маски, различные виды театров. В книжном уголке я разместила также плакат, где дети соответствующим значком обозначают книги, прочитанные ими самостоятельно или прочитанные родителями, что является очень эффективным методом повышения читательской активности. Также в книжном уголке у нас есть полочка для книжек – самоделок, книжек – малышек, сделанных руками самих детей или в совместной деятельности с взрослыми. Их тематика очень разнообразна. Дети с огромным удовольствием представляют своё творчество. Также была собрана картотека книг разных писателей , совместно с детьми оформлены альбомы с иллюстрациями к сказкам. Всё это способствует развитию у детей интереса к художественной литературе.

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задачи развития литературного воспитания дошкольников, является организация педагогического процесса. Основываясь на целевые ориентиры ФГОС ДО, подобрали современные формы, приёмы и методы работы с детьми, которые способствуют формированию интереса к книге, чтению. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, необходимо правильно отобрать произведения для чтения и рассказывания детям. Была создана картотека произведений для чтения и рассказывания детям. Создавая её, учитывались следующие критерии: - идейная направленность - высокое художественное мастерство, литературная ценность; - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. - сюжетная занимательность, простота и ясность композиции. - конкретные педагогические задачи.

Данные критерии отбора позволяют эффективно использовать разнообразные методы, приёмы и формы  приобщения детей к чтению.

Использовались следующие методы ознакомления детей с художественной литературой :

- словесные (чтение, рассказывание, пересказ художественныхпроизведений, заучивание стихотворений);

- игровые (дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность);

- практические (отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности);

- наглядные (показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок).

Для лучшего восприятия текста детьми мною применялись такие современные приёмы, как:

- словесное рисование (описание картин, которые возникли в воображении слушателя при чтении литературного произведения);

- графическое рисование (дети делают зарисовки по прочитанному, выражая своё отношение к нему);

- составление картинного плана текста (дети рассказывают текст по картинкам);

- модельный план (при рассказывании используются модели-схемы);

- рассказывание по ролям;

- рассказ от лица героя;

- стилистический анализ текста (детям предлагается проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку).

Использование данных приёмов позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.

Приобщение детей к художественной литературе осуществлялось в разных формах работы с детьми :

НООД , викторины, читательские пятиминутки , на которых дети ежедневно рассказывают о прочитанном, экскурсии, конкурсы чтецов.

1.Пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменение конца сказки. 2.Сочинение новой сказки с персонажами известных сказок.

3.Обсуждение произведений известных художников на тему сказок.

4.Постановка театрализованных представлений с участием детей по

известным сказкам.

5.Проведение интегрированных занятий.

6.Проектная деятельность.

7.Организация занятий-экскурсий в библиотеку.

8.Литературные викторины.

9.Книжные выставки, мини-музеи книги.

10.Путешествия по следам сказочных героев;

11.Литературные ярмарки.

12. Создание книг-самоделок, рукописных книг.

13. Лэпбук.

Наиболее увлекательной и результативной инновационной формой работы по приобщению детей к книге и чтению является ---создание рукописных книг, когда дети самостоятельно, под руководством воспитателя или родителей придумывают рассказы или сказки. самодельной папке-книжке собран материал по теме: «Сказки Чуковского» .Знакомство детей с творчеством Корнея Ивановича Чуковского ,его рассказами, иллюстрациями помогло в воспитании внимательного слушателя, а также способствовало развитию интереса к художественной литературе .Помогло решить многие воспитательные задачи материалы собранные в лэпбуке ,помогли обобщить знания детей и обогатить развивающую среду.

Особенно важным является включение родителей в работу в данном направлении.

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной считаем  работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе. В своей работе  использовали следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- Наглядно-информационные: родительские собрания, круглые столы, открытые занятия. Родители знакомятся с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ, а также с приёмами домашнего воспитания.

- Познавательные: консультации, памятки, буклеты. Повышается компетентность родителей в вопросах формирования практических навыков чтения книг с учётом возраста и психологического развития детей.

- Досуговые: викторины, конкурсы чтецов, выставки самодельных книг. Они способствуют объединению всех участников образовательного процесса.

Эффективным новым способом взаимодействия с родителями по проблеме является прием литературная копилка « Я дарю тебе стих» раз в неделю родители вместе с ребенком опускают в копилку небольшой стих затем в течении недели мы с детьми знакомимся с этим стихом , и заучиваем его . В беседе с детьми выясняем ,кто более эмоционально и выразительно читает стих ,тот участвует в разных мероприятиях. Так Орлов Егор стал финалистом городского конкурса « Заревое слово».

Еще один из способов является «буккроссинг» –это социальное движение книголюбов. Цель его в детском саду пропаганда чтения ,повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению ,возрождение традиции семейного чтения. Не каждый родитель в силу своей загруженности может выделить время и отправиться за книгой в библиотеку, поэтому была выбрана данная форма работ У нас в раздевалке был установлен небольшой книжный уголок так, как там наибольшая проходимость детей и родителей .Так же были распечатаны рекламные листовки ,чтобы ребята и родители узнали что процесс «буккроссинга» состоит в том, что прочитал , отдай другому.

Мы обратились к родителям с просьбой принести в детский сад книги которые вы прочитали и готовы поделиться с другими.

Разработали технологию:

1 Зарегистрировать в журнале книги, которые принесли родители , вложить в книгу специальный вкладыш где содержатся сведения о человеке.

2.Наклейть на книгу логотип «буккроссинга » подтверждающей участие в книговороте.

3.Положить ее на полку для дальнейшего путешествия..

Благодаря ему дети нашей группы стали проявлять интерес к литературе, просить почитать книгу .Родители активно поддержали данное движение.

Данное взаимодействие ДОУ с родителями принесло свои результаты.

Дети ориентируясь в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов. Высказывают своё отношение к персонажам, событиям. Участвуют в играх, драматизациях. Речь детей стала выразительной, эмоциональной. Дети и семьи участвуют в конкурсах чтецов, где занимают первые и призовые места, дома создаются книжные уголки, проводятся ежедневные чтения.

Диагностические исследования показали, что высокий уровень сформированности интереса и потребности к книге имеют 30% .После проведения работы уже 60% детей приобщились к чтению. Эти результаты подтверждают правильность и эффективность работы. Дальнейшей задачей считаю разработку эффективной системы работы по приобщению детей к книге и распространение своего опыта работы среди коллег.    

  Приобщение детей к чтению художественной литературы средствами педагогических технологий ,позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к произведениям художественной литературы, в приобщении детей к чтению.



К списку новостей