Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подгорновская начальная общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан. Татарстан Республикасы Ютазы муниципаль районы "Подгорный башлангыч гомуми белем бирү мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе
Визитная карточка
| Адрес: | 423966, Республика Татарстан, Ютазинский район, п. Подгорный, ул. Центральная, дом 8а |
| Телефон: | +7(855)-934-32-40 |
| E-Mail: | Shkola.Podgornovskaya@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ "Подгорновская НОШ" |
| Руководитель: | Кашафутдинова Зинфира Сагадатовна |
| Год основания учреждения: | 1954 |
| У нас учатся: | 11 учеников (иностранные граждане отсутствуют) |
| У нас учат: | 3 учителя |
Новости школы
Педагогический совет по теме "Компетентности, необходимые для реализации государственных образовательных стандартов второго поколения".
Опубликовано: 11.01.201211 января в Подгорновской школе проводился педагогический совет по теме "Компетентности, необходимые для реализации государственных образовательных стандартов второго поколения". Перед учителями выступали: директор школы Шакирова М.М., заместитель директора по УВР Галиева Е.Н., учитель 1 класса Исхакова З
Выступление завуча по УВР Галиевой Е.Н.
Понятие “компетентность” многогранно. Существует много трактовок понятия “компетентность”, вот некоторые их них:
Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
Профессиональная компетентность – это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, сущность профессиональной деятельности. (Из профессионального стандарта педагогической деятельности)
Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций. (Соловова Е.Н.)
Есть еще одно понятие, которое так же часто используется в свете модернизации российского образования – это компетенция.
Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.
Понятия “компетенция” и “компетентность” часто используют как синонимы – это не грамотно.
“Компетенция” - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь.
Термин “компетентность” определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции.
Выше рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе в современном образовании.
Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.
Компетентностный подход задается в настоящее время государственными образовательными стандартами.
Особо хочу остановиться на понятии «профессиональная компетентность”.
«Одним из направлений инициативы «Новая школа» ,как уже говорилось, является развитие учительского потенциала. Главное для учителя - это конкурентоспособность - решение проблемы в нестандартных ситуациях, непрерывное образование. Компетентность - требует постоянного обновления профессиональной компетенции. Характеристика сущности и способов профессиональной деятельности педагога предполагает анализ ее качества. В психолого-педагогической литературе используется много понятий для характеристики педагогической деятельности. Это — “профессиональная компетентность”, “педагогическое мастерство”, “профессионализм”. Они трактуются многими авторами в различных смыслах и модификациях. Мы будем понимать качество в контексте профессионального труда педагога как совокупность объективных и субъективных предпосылок к выполнению деятельности, сам процесс деятельности и его результаты, находящиеся в различных степенях соответствия или несоответствия с нормами профессионально-педагогической деятельности. Разными авторами разработаны различные варианты и модели профессионально-значимых качеств личности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления
Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.
Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностно ориентированного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, на предметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.
Существует очень много подходов к определению структуры компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.
1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:(слайды
Итак, новые стандарты - это другой мир образования. Другой педагог. Другой ученик. Другая школа. Другая система повышения квалификации педагогов. Основной задачей становится передача человеку технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом преобразований.
Эта задача вынуждает каждого из нас освоить технологии, позволяющие научить подростка инновационному поведению. Никакими репродуктивными (даже веками проверенными!) методами - это сделать невозможно:
Безусловно, у нас есть серьёзный опыт распространения в практике методик проектной деятельности и проблемного обучения, в школе много лет успешно внедряются элементы развивающей образовательной системы, функционируют детские общественные организации. И это показал Приоритетный национальный проект 'Образование'. Но задумаемся, достаточно ли этого? Можем ли мы сказать, что в массовом порядке реально делегируем полномочия в управлении образовательным процессом его субъектам, прежде всего, самим обучающимся? Созданы ли в нашем образовательном учреждении условия для индивидуальной образовательной активности учащегося в процессе осмысления им своих жизненных перспектив? Нам необходимо совместно решить ряд очень сложных методических проблем, которые казалось бы так привычны и просты: как сделать так, чтобы дети чувствовали себя в безопасности, являлись 'архитекторами своего образовательного успеха', справлялись с проектами, могли построить себе расписание на 1 день, неделю, год: И многие другие. Поэтому необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность - это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Завершить своё выступление мне хочется цитатой из проекта национальной образовательной инициативы 'Наша новая школа': 'Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности'.
Надеюсь, что достичь этого результата нам вместе по силам.
“Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”. (Л.Н. Толстой)
“Не для школы, для жизни учимся” (латинское изречение).
По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования — это не знания, а действия».
Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Предметное обучение – это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными; они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель может формировать компетентность учеников. Как это можно реализовать?
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные
Правила:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения .
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
К списку новостей









