• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Ютазинский
  • Школы
  • МБОУ "Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа" Ютазинского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Ютазы муниципаль районы "Димтамак төп гомуми белем бирү мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан/ Татарстан Республикасы Ютазы муниципаль районы "Димтамак төп гомуми белем бирү мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423955, Республика Татарстан, Ютазинский район, с. Дым-Тамак, ул. Новая, д. 4е
Телефон: +7(855)-934-52-24
E-Mail: d-tamak-schol@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Дым - Тамакская ООШ"
Руководитель: Шайгуманов Шамиль Анасович
Год основания учреждения: 1973
У нас учатся: 52 учащихся (иностранные граждане отсутствуют)
У нас учат: 11 учителей

Новости МБОУ"Дым-Тамакская ООШ"

Родительское собрание

Опубликовано: 29.01.2013

 

Определение и ослабление  акцентуаций на ранних этапах формирования личности.

  Поведение ребенка во многом зависит от представлений о самом себе, сверстниках,  школе. Основы таких представлений формируются в младшем школьном возрасте, и потом их трудно бывает изменить. Среди таких представлений часто встречаются ошибочные, не соответствующие реальности. Закрепляясь в осознании учащихся, неверные представления чаще всего негативно влияют на развитие их личности: способствуют возникновению других,  связанных с ними  неверных представлений, формируют непродуктивные модели поведения, отношения детей, личностные качества, а также снижают эффективность педагогического процесса. Учитель может закрепить ошибочные представления или корректировать их. Только в контексте картины мира можно выявить ошибочность отдельного представления. Ошибочные представления (ОП) влияют на различные сферы жизни ребенка. Начнем со сферы общения. Наиболее распространенные ошибочные представления школьников связаны с потребностью в повышенном внимании («Все должны постоянно обращать на меня внимание»), а также с неадекватным восприятием социального окружения («Мир враждебен и несправедлив», «Мир опасен»). Опишем их.

Ошибочное мнение «Все должны постоянно обращать на меня внимание» способствует возникновению таких поведенческих сценариев, как «нарушение норм». Ребенок, нарушающий нормы имеет следующие ОП: «Нарушение правил повышает интерес ко мне сверстников и учителя», «Слово учителя- пустой звук», «Надо спорить , отстаивать свое мнение, даже если ты не прав», «Капризом можно добиться всего» и др. Основная цель общения ребенка с учителем и сверстниками в этом сценарии – привлечь к себе внимание с помощью нарушения социальных норм (затевает драки, чтобы показать свою силу, провоцирует конфликты, громко кричит на перемене, балуется на уроке, употребляет некультурные слова, закатывает истерики, если не выполняют его желания), т.е. поведение ученика  становится вызывающим. В данном случае он играет в ролевую игру – ужасный, капризный ребенок.

    Реализация описанного набора ОП в сценарии «нарушение норм» формирует негативные личностные качества ребенка: эгоистичность, безответственность, неуправляемость поведения, отсутствие волевой саморегуляции. Если в данном случае учитель обращает внимание на ребенка, делает ему замечания, наказывает, тогда ошибочные представления закрепляются и снижают продуктивность развития ребенка и педагогического процесса в целом. Так как реализуется учителем закрепляющий ОП педагогический сценарий. В данном случае необходим корректирующий сценарий, в котором учитель обращает внимание на ребенка только тогда, когда он не нарушает нормы, и   одобряет такое поведение.

    В сценарии «некритичное соблюдение норм» актуализируются следующие ОП: «Слово учителя – закон», «Учитель всегда прав», «К другим детям надо относиться так, как к нему относится учитель», «Не стоит дружить с теми, кого учитель часто ругает», «Учитель решит все проблемы с одноклассниками», «Чтобы учитель меня любил, надо всегда сообщать ему о плохом поведении других детей» и др.  Основная цель общения ребенка с учителем и сверстниками в этом сценарии – привлечь к себе внимание с помощью соблюдения социальных норм. Ролевая позиция в данном случае – идеальный ребенок. Получается, что ребенок не анализируя выполняет любые требования учителя, ориентируется не на нравственные правила поведения, а на реакцию значимых взрослых. Что формирует негативные личностные качества ребенка, как несамостоятельность, некритичность мышления, стремление действовать по готовым рецептам. Закрепляющий ОП педагогический сценарий в данном случае следующий: учитель постоянно обращает внимание на то, что ребенок соблюдает правила поведения, хвалит его, ставит в пример. Корректирующий сценарий: учитель практически не дает указаний, постоянно сталкивает ребенка с ситуацией выбора, использует неожиданные реакции на поведение ребенка.

Мифологема «Мир враждебен и несправедлив» актуализирует сценарии «ответная агрессия», «защитное фантазирование». Факторами их возникновения служат негативное отношение к ребенку со стороны взрослых и сверстников.

Сценарий «ответная агрессия» актуализирует следующий набор ОП: «Обидчику надо отомстить», «На грубость надо отвечать еще большей грубостью», «Лучший способ защиты – нападение», «Весело, когда другой плачет», «Радостно, если я победил в драке», «Дружить надо с тем, кем можно командовать», «Сильный тот, кто может обидеть других и защитить себя». Основная цель взаимодействия ребенка с учителем  сверстниками в этом сценарии – защитить себя с помощью агрессии. Играет в ролевую игру – супергерой, агрессор. Особенностями поведения детей в этом сценарии являются доминантное поведение, агрессивность, грубость, обвинение в конфликтах других людей, нежелание признавать свою вину. Педагогический сценарий, закрепляющий ОП, в данном случае выражается в том, что учитель проявляет ответную враждебность по отношению к ребенку. Корректирующий сценарий заключается в том, что учитель объясняет ребенку негативные последствия его агрессии для него же самого, вовлекает его в содержательную деятельность, акцентирует внимание сверстников на его положительных качествах.

Сценарий «защитное фантазирование» актуализирует ОП: «Общение – это игра», «Если плохо в жизни, надо придумать хорошую жизнь». Основная цель общения – создать для себя фантастическую реальность. Особенностями поведения детей становятся пассивность в общении, «ребенок отключается от внешней активности, он как бы отсутствует на уроке, не слышит, погружен в свой внутренний мир». Данный сценарий формирует такие негативные личностные качества, как  оторванность от жизни, стремление избегать жизненных проблем. Педагогический сценарий, закрепляющий ОП, в данном случае следующий: «вернуть ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности». Корректирующий сценарий – попросить ребенка рассказать свои фантазии, принять его правила игры, постараться выяснить причины ухода от реальности.

Мифологема «Мир опасен» актуализирует сценарии «поиск защиты», «изоляция». Факторами их возникновения являются чрезмерная опека ребенка родителями или учителем, авторитарный стиль воспитания.

Сценарий «поиск защиты» актуализирует следующий набор ОП: «Надо жаловаться», «Все плохие – я хороший», «Меня все обижают», «Он сам первый начал, я не виноват». Основная цель общения – получить защиту. Ролевая игра – пострадавший, обиженный. Формируются такие негативные личностные  качества, как несамостоятельность в приятии решений, зависимость от других, инфантильность. Педагогический сценарий, закрепляющий ОП, в данном случае выражается в том, что родители и учителя жалеют обращающегося к ним ребенка, наказывают обидчиков. Корректирующий сценарий заключается в следующем: учитель побуждает детей к самостоятельному решению конфликтов (например, на жалобы ребенка педагог отвечает: «А зачем ты мне жалуешься, иди сразу жаловаться к директору»).

 Сценарий «изоляция» актуализирует следующий набор ОП: «Не хочу ни с кем дружить», «Все меня обижают», «Никто не хочет со мной дружить». Основная цель общения – избежать тесного общения, а значит, избежать опасности. Ролевая игра – отверженный. Формируются такие негативные личностные  качества, как боязнь окружающего мира, углубленная замкнутость, пассивность. Закрепляющий ОП педагогический сценарий заключается в данном случае в отказе от общения с ребенком, корректирующий сценарий – в оказании ему помощи при установлении контактов со сверстниками.

Мифологема «Учиться должно быть легко» актуализирует сценарий «избежание трудностей» включает следующий набор ОП: «Надо избегать трудностей», «Надо делать только то, что легко получается», «Родители и учитель должны помогать мне»,  «Трудную работу должны выполнять одноклассники», «Сложное задание лучше списать». Факторами их возникновения могут являться: неразвитость волевой сферы, отсутствие проблемной направленности процесса обучения. Основная цель деятельности ребенка в этом сценарии – затратить как можно меньше усилий, облегчить себе жизнь. Формирует такие негативные качества личности, как  стремление немедленно получить желаемое, делать то, что хочется, а не то, что надо, избежание трудностей. У школьника не формируются волевые качества, усидчивость, умения саморегуляции. Закрепляющий ОП педагогический сценарий в этом случае выражается в том, что учитель ограждает ребенка от трудностей, поддерживает его стремление идти более легким путем. В корректирующем сценарии учитель постоянно увеличивает планку требований к ребенку, ориентируясь на зону его ближайшего развития. Если при выполнении какого- либо задания школьник приложил серьезные усилия, учитель обращает внимание класса на полученный результат, вызывая у ребенка чувство гордости за выполненную трудную работу.

Мифологема «Я – плохой ученик» актуализирует сценарий «уход от деятельности»  и следующий набор ОП: «Зачем стараться, все равно поставят плохую отметку», «Оценки ставят несправедливо», «Плохая оценка – признание моей неуспешности», «Я не могу», «У меня не получиться», «я хуже других». Факторы их возникновения – сложности в обучении, низкая успеваемость, отсутствие мотивов учения. Основная цель учебно- воспитательной деятельности ребенка – признать свое неумение ее выполнять и, таким образом избежать негативных реакций окружающих. Ролевая позиция – неудачник. Особенностями поведения  учеников в данном сценарии являются: повышенная тревожность (сильно волнуется при выполнении любой работы, что снижает ее результат), неуверенность в собственных силах, отказ от деятельности при ошибках и неудачах, боязнь устных ответов, отказ от проявления инициативы на уроке, контрольные работы выполняет хуже повседневных, не прилагает усилия, чтобы улучшить свои учебные достижения, завоевать признание сверстников.  Данный сценарий формирует такие негативные личностные качества, как пессимистическое восприятие действительности, безволие, заниженная самооценка, пассивность. Закрепляющий ОП педагогический сценарий заключается в данном случае в том, что учитель принимает негативную собственную оценку ребенка, постоянно ругает его за ошибки, поддерживая высокую тревогу. В корректирующем сценарии учитель дает ребенку такие задания, с которыми он может справиться, укрепляя, таким образом его веру в собственные силы, положительно оценивает даже небольшие достижения ребенка.

Мы рассмотрели наиболее распространенные ошибочные представления школьников, значительно снижающие эффективность педагогического процесса. Каждый учитель может выявить наиболее распространенные в классе ОП. Главное – понять, что их закрепление или же преодоление во многом зависит от учителя, от реализуемых им педагогических сценариев взаимодействия с ребенком.

                                                                                                                                    

            



К списку новостей