Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» Вахитовского района г. Казани

Визитная карточка

Адрес: 420021, г. Казань, ул. Шигабутдина Марджани, д. 38
Телефон: +7(843)-293-48-12
E-Mail: School12kaz@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Школа № 12"
Руководитель: Козловская Розалия Юрьевна
Год основания учреждения: 1936
У нас учатся: 675 учащихся. Язык обучения - русский.
У нас учат: 45 педагогов.

О профилактике суицида. Проблемы подростковой психики.

Нет большего горя для родителей, чем потеря своего ребенка. Страдания от беды многократно увеличиваются, если мир маленького человека перестает существовать по его собственному решению, когда его жизнь прекращается в результате самоубийства.

Надеемся, что несколько сот детских жизней, спасенных, благодаря знаниям, почерпнутых из этой книги, будет самой лучшей оценкой написанному.

Число суицидов среди молодежи до 20 лет составляет около 4-5% от общей численности самоубийства среди населения и этот процент имеет тенденцию расти как у нас в стране, так и за рубежом. В первую очередь это относится к суицидальным попыткам, которые не закончились смертью. Так, в 1995г. в результате самоубийства погибло 2930 человек в возрасте от 5 до 19 лет, из них 2343 мальчиков и 587 девочек. Если исходить из расчета количества суицидов на 100 тысяч населения того же возраста, то, например, в возрастной группе от 10 до 14 лет в 1995г. приходилось 3,5 человека обоего пола, мальчиков - 5,7; девочек - 1,2.

Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается подготовительный период (пресуицид), который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.

Наряду с этим, усугубляется разрыв между поколениями, нарушается передача важной социально-эмоциональной информации, снижается значимость гуманистических традиций, ослабляется воздействие семейного воспитания. Различия в восприятии социальной информации порождают конфликты в семье, чему способствуют и общественные катаклизмы. Нарастающее отчуждение между поколениями снижает эффективность построения семейных взаимоотношений, что особенно сильно сказывается на психике ребенка. Из всех сфер семейного воздействия основной стала одна - экономическая в ущерб, например, эмоциональной. Было найдено, что в системе наказаний у 51% семей преобладало лишение удовольствий, у 23% - физическое воздействие. А поощрение в 83% семей осуществлялось выдачей денег или дорогих подарков.

Дефекты в воспитании, доминирование физических наказаний нередко приводит к развитию у ребенка эмоциональной неустойчивости, повышенному уровню эмоциональной реактивности. Деформации в воспитании ребенка связанные с гиперопекой, авторитарностью или жестокостью родителей порождают у детей неприспособленность к житейским трудностям или неоправданное противодействие всему.

Риск суицида имеют также дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития, со склонностью к асоциальному поведению, с повышенной агрессивностью. Высок также риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви, дружбы. «Книжное» восприятие действительности при столкновении с реальностью нередко приводит к стрессовым состояниям.

Завершенные самоубийства в большинстве своем совершаются в ночное время и в немноголюдных местах. Характерно, что места эти повторяются. В 20% случаев самоубийствам предшествовало алкогольное опьянение, а то и систематические пьянки.

Чтобы понять мотивы поведения подростков, необходимо знать его психологические механизмы. Родители должны знать, что достигнув подросткового возраста (11-15 лет) их дети переживают сложный и иногда противоречивый период. Этот период характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Переходность данного периода заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность, как равноправного члена семьи, класса, общества. Это важная психическая особенность молодых людей в этом периоде. Подростки в этом возрасте не только осознают себя в системе общественных отношений, а  начинают строить планы своей будущей, взрослой жизни. Эти планы во многом расплывчатые, не реальные (ввиду отсутствия необходимого опыта), в них присутствует ещё детская наивность. Но они очень значимы для подростка, он живёт этими фантазиями и очень ревностно их защищает от посягательств взрослых. Родители, учителя, или же просто значимые для подростка взрослые люди, с высоты своего жизненного опыта, не учитывая эти возрастные особенности, не учитывая мнение самого подростка, зачастую пытаются навязать им своё мнение. Это приводит к потере контакта между взрослыми и подростками, что усугубляет отчуждение между поколениями.

Некоторые родители из чувства жалости к своему ребёнку ограждают его от реальных жизненных трудностей, излишне опекают. Но они должны помнить, что трудовое воспитание в семье - это основа формирования у подростка  ответственности, самоуважения и гражданской ответственности.

·застенчивость;

·отсутствие чувства адекватной реальности;

Основной вид деятельности в этом возрасте -  интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости. Становиться очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых людей.

·плаксивость (особенно у девочек);

В этом периоде могут также проявляться или обостряться унаследованные или приобретенные психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатические черты характера и др.).

  Профессиональное самоопределение:

·        определение престижности работы;

·        оптимизм и высокая самооценка в старших классах;

·        высокое самоуважение;

  Самоопределение в мировоззрении:

  Изменение учебной мотивации:

Какие же причины столь неестественного ухода из жизни подростков? Казалось,  природа хорошо позаботилась о продолжении жизни видов, наделив их внутренним инстинктом самосохранения. Какие же внешние или внутренние силы, возникающие при определённых обстоятельствах, преодолевают силу инстинкта самосохранения и приводят к гибели человека?

Как уже отмечалось, термин - суицид  впервые был введен Г.Дэзэ итальянским психологом) в 1947 году "намеренное лишение себя жизни". Отечественная наука трактует как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные,  психологические и психофизиологические факторы.

Безвозвратно уходит время когда  люди  персонально  знали всех жильцов своей улицы.  Более часто сейчас мы не знаем даже жильцов своего дома.

·                    Социальная неустроенность, которая является как поводом для самоубийства,  так и предпосылкой для возникновения  "необходимых" психических и невротических отклонений.

Попадая под воздействие внешних и внутренних факторов, формирующих суицидальные намерения,  человек испытывает глубокое душевное потрясение - стресс. Под его влиянием начинает развиваться депрессивное состояние,  широкая гамма отрицательных эмоций,  существенно ослабляющих механизмы  психологической  защиты,  способность  личности противодействовать жизненным трудностям.

В отечественной суицидологии психологический кризис рассматривается в качестве одного из основных проявлений социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта в различных жизненных ситуациях.

Ситуационные кризисы часто спровождаются различными поведенческими аномалиями и деструктивными проявлениями.

1. Внезапное кризисное состояние, вызванное неожиданным психотравмирующим событием, когда психоэмоциональная напряженность, стадия дезорганизации личности, поведенческие изменения максимально выражены в первые часы и сутки после события.

При внезапном возникновении кризисного состояния выделяются четыре последовательные стадии психологического состояния:

- стадия дезорганизации личности т.е. адаптация к утрате (длится несколько недель);

 Необходимо отметить, что психологическое кризисное состояние создает возможность и условия для быстрых (положительных или отрицательных) изменений в структуре личности ребенка. В случаях оказания, переживающим кризис, своевременной психологической поддержки и помощи со стороны значимых для них лиц существенно возрас