• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад "Тополек" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Тукай муниципаль районы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем учреждениесе “Тополек” балалар бакчасы

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423888, Республика Татарстан, Тукаевский район, c.Шильнебаш, ул.Школьная, д.33
Телефон: +7(855)-237-53-47
E-Mail: Topolek.Sad@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ - детский сад "Тополек" Тукаевского муниципального района РТ
Руководитель: Атаманова Эльвира Камилевна
Год основания учреждения: 1992
У нас учатся: 42 воспитанника
У нас учат: 7 педагогов

Новости детского сада "Тополек"

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ С ДНЕМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН!

Опубликовано: 06.11.2017

Конституция Республики Татарстан: история и современность

Конституция Татарстана вобрала в себя все надежды и чаяния многонационального народа республики, татарского народа, рассеянного по всей стране и миру, одновременно в ней нашли отражение проблемы и трудности становления новой федеративной государственности в России. Именно в Конституции мы впервые провозгласили высшей ценностью правовое социальное государство, демократические свободы и благополучие людей. Благодаря этому, как отметил Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов в Послании к Государственному Совету Республики Татарстан, «мы построили эффективную рыночную модель экономики, обеспечили достойные социальные стандарты и широкие политические свободы, создали условия для поощрения и реализации инициатив людей».

Первая конституция Татарстана была принята в 1926 году. Она закрепила форму национальной государственности, учрежденной в 1920 году. Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика уже тогда имела некоторые атрибуты государственности: конституцию, законодательство, территорию, официальные административные учреждения, государственные языки и символы. Активно изучался, наряду с русским, татарский язык, национальные культуры получали финансовую поддержку от правительства.

В ходе подготовки Конституции СССР 1936 года высказывались предложения о повышении статуса республики до союзного уровня, однако жесткая позиция Сталина по этому вопросу привела к закреплению автономного положения. В Конституции ТАССР 1937 года наиболее важные нормы были собраны в отдельную главу под названием «Государственное устройство», появилось положение о гражданстве ТАССР, о праве организовывать собственные судебные органы и т.д. Конечно, фактические права республики по мере утверждения тоталитарного режима свелись к организации исполнения решений партийных органов. Тем не менее, сам факт создания республики, учреждение ряда структур для стимулирования развития культуры оказали благотворное влияние и стали важным этапом на пути обретения большей самостоятельности.

В послевоенный период в истории страны, несмотря на последовавшее разоблачение культа личности, не произошло расширения прав республики. Напротив, коммунистическая идеология провозгласила неизбежное слияние наций, а власть начала предпринимать конкретные шаги для ограничения татар в сфере языка, образования, печати, средств массовой информации. В этот период республика служила своеобразным щитом для сохранения татарской культуры. Формальный характер советской федерации и номинальная государственность не позволяли строить собственную экономическую и культурную политику. В то же время Татарстан постепенно становился мощным регионом с развитой промышленностью, сельским хозяйством, наукой и вузовским образованием.

С принятием Конституции 1978 года произошли некоторые изменения в содержании государственности Татарстана, в частности, правовые институты получили название «Национально-государственное и административно-территориальное устройство Татарской АССР». Изменения коснулись также взаимоотношений Татарской АССР и РСФСР, участия республики в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и др. Вместе с тем Основной Закон 1978 года оставил без изменения нормы, фиксировавшие перечень государственно-правовых признаков автономного статуса.

Поправки в Конституции ТАССР 1978 года не могли удовлетворить социально-экономических и культурных потребностей населения. Среди интеллигенции время от времени поднимался вопрос о неравноправии республик СССР, назревшей необходимости предоставить Татарстану права союзной республики. С началом перестройки эти настроения вылились на страницы печати, а затем зазвучали и на многочисленных митингах под лозунгом «Татарии – союзный статус!». В условиях гласности мнение людей становилось частью правотворчества.

Новая Конституция создавалась в крайне сложный период не только для Татарстана, но и для всей страны. Для того, чтобы по достоинству оценить значение нашей Конституции, следует вспомнить обстановку начала 1990-х годов.

В ходе перестройки, а по сути революционных изменений в общественном строе, когда были провозглашены гласность, демократия, рыночные отношения, мы все еще продолжали жить в действующем правовом поле Российской Советской Социалистической Федеративной Республики. Политики говорили о возрождении капиталистических отношений, а страна фактически и юридически оставалась социалистической. Шла ломка старых структур и поиск правильных путей перехода от тоталитарной псевдофедерации к реальному федерализму. Это был творческий процесс. Ни у кого не было однозначного ответа на многочисленные вопросы. Соблюдение норм демократии требовало воплощения в законодательстве Татарстана интересов многонационального народа со сложным историческим прошлым, осложненным наличием обид и многочисленных стереотипов. Требовалось согласовать различные позиции и политические предпочтения с тем, чтобы найти оптимальный вариант перехода к новым социально-экономическим отношениям.

Руководство и весь народ республики жили надеждой не только на сохранение Союза ССР, но и на его обновление, рассчитывая на повышение статуса Татарстана до союзного уровня. В Заявлении 1991 года «Об участии Республики Татарстан в заключении Союзного договора» есть такие строки: «Суть решений Верховного Совета Татарской ССР после принятия Декларации о государственном суверенитете заключается в том, что Республика Татарстан рассматривает себя в качестве самостоятельного соучредителя Союза ССР наравне со всеми союзными республиками. Эта позиция не является сепаратистской, она направлена на ликвидацию ранжирования республик на союзные и автономные и на укрепление СССР как союза равноправных республик». На тот момент мало кто ожидал распада СССР, и все требования сводились к признанию союзного статуса. В то время не только республики, но и сама Россия боролась за свой достойный статус, провозгласив суверенитет. Татарстан был еще более бесправным. К примеру, у республики в те годы было всего 2% собственности, 80% промышленности находилось в союзной собственности. О какой автономии можно было говорить?! Республика работала в тех же объемах, как вся Прибалтика, но не могла тратить деньги на развитие татарской культуры, на чем, в частности, настаивала татарская интеллигенция.

Исходным правовым актом для дальнейших действий республики послужила Декларация о государственном суверенитете России, принятая в июне 1990 года. В ней всем народам предоставлялось право на самоопределение в избранной ими национально-государственной форме. Вслед за этим Татарстан также принял свою Декларацию о государственном суверенитете. Это не только соответствовало заявленным Россией правам народов, но этого настоятельно требовал сам народ Татарстана. В эти дни бывший президент России Борис Николаевич Ельцин приезжал в Казань и сказал всем известные, теперь уже крылатые, слова: «Берите суверенитета, сколько сможете!» В ходе посещения Татарстана он увидел своими глазами, чего хочет народ. Не только активисты татарского национального движения, вся интеллигенция, отдельные партии, но даже простые люди Казани, других городов и сел республики требовали самостоятельности. Это было велением времени. К этому голосу нельзя было не прислушаться.

Сегодня многие критикуют Ельцина за поддержку суверенитета Татарстана, не понимая, что тем самым он разрядил обстановку. На улицах татарстанских городов шли непрерывные митинги, межэтническое противостояние грозило перейти в столкновения, десятки различных партий спорили на страницах печати, жаркие дебаты депутатов шли в парламенте. Поляризация и бескомпромиссность позиций политических сил могли привести к полной неуправляемости данной территории. Дело дошло до принятия Верховным Советом 24 октября 1991 года «Акта о государственной независимости РТ», где есть такие строки: «Учитывая чрезвычайную важность Акта о государственной независимости Татарстана, сознавая ответственность, которая возлагается в связи с этим на высшие органы власти республики, на ее многонациональный народ, поручить Кабинету Министров в месячный срок представить на рассмотрение Верховного Совета Татарской ССР анализ-прогноз изменения политико-правового, социально-экономического положения Республики Татарстан в результате принятия Акта о государственной независимости». В данном документе, конечно же, речь не шла о полной независимости, его смысл был в намерении вступить в Содружество Независимых Государств, которое тогда понималось как аналог обновленного Союза ССР. В то же время Акт показывал степень накала страстей, он объективно подталкивал Российскую Федерацию вступить в переговоры с республикой. С другой стороны, в Москве слышались голоса об угрозе целостности России, сепаратизме республик и нарушении ими Конституции РСФСР; политики и депутаты требовали применения самых жестких мер. При этом они забывали, что правовые акты самой России нарушали собственную, все еще советскую, социалистическую Конституцию. В таких непростых условиях Ельцин открыто заявил о переходе к демократии, и перед руководством страны встал сложный вопрос о создании механизма превращения тоталитарной системы в подлинную федерацию. Президент страны не мог пойти против воли народа Республики Татарстан. Тем более, что и другие республики, а также области, требовали больше прав и свобод. Надо было немедленно решать проблему. Оставался единственный разумный путь – предоставление максимальной самостоятельности регионам.

Рождение нашей Конституции было обусловлено Декларацией о государственном суверенитете Татарстана, в которой прямо указывалось на необходимость подготовки нового Основного закона республики. Декларация определила характер суверенитета, принятого от имени всего многонационального народа республики, равный статус двух государственных языков, провозгласила права и свободы человека, а также необходимость заключения Договора с РСФСР. Вместе с тем на пути к Конституции важным шагом стал референдум о статусе республики, назначенный на март 1992 года. Этот шаг был вызван потребностью подтверждения легитимности существующей власти, оценки правильности ее стратегии, единения различных слоев населения вокруг центральной цели – повышения политического авторитета родной республики.

На референдуме предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?». По мере приближения дня всенародного голосования политическая ситуация обострилась до предела. Наиболее горячие головы в Москве предлагали Ельцину оказать давление на Татарстан. Конституционный суд Российской Федерации вынес решение о неправомерности проведения референдума, т.е. народ лишали самой демократичной формы волеизъявления. Суд обосновал свою правовую позицию, согласно которой отношения между Российской Федерацией и республиками в ее составе должны строиться на конституционной основе, а договоры между ними возможны, но также должны базироваться на федеральной Конституции. Однако новая Конституция еще не была принята, а старая противоречила Декларации о государственном суверенитете России. Налицо была правовая коллизия. В этих условиях Конституционный суд, совершенно очевидно, принимал не правовое, а политическое решение.

В связи с этими событиями Верховный Совет республики выступил с «Заявлением», в котором разъяснил, что «акты о государственном суверенитете и референдуме Республики Татарстан ни в коей мере не посягают на государственную и территориальную целостность Российской Федерации. Они не дискриминируют и не разделяют граждан республики по национальному и религиозному признаку, а исходят из равноправия граждан независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, закрепляют татарский и русский в качестве государственных… Все указанные акты Республики Татарстан соответствуют принципу свободного национально-государственного самоопределения народов, закрепленному статьей 4 Декларации о государственном суверенитет РСФСР и международно-правовым обязательствам Российской Федерации».

Республика на всех этапах с 1990 года строго следовала правовым нормам России и международным стандартам. С августа 1991 года Татарстан вел переговоры с федеральным центром о заключении двустороннего договора. Эти переговоры были обнадеживающими. В частности, в Протоколе от 15 августа 1991 года было записано намерение «ориентироваться на использование договорных форм регулирования отношений», в Протоколе от 2 апреля 1992 года Стороны зафиксировали, что, «руководствуясь желанием сохранить целостность Российской Федерации», они выразили согласие «о необходимости установить особые отношения Республики Татарстан с Российской Федерацией». Для ведения сложного переговорного процесса делегация Татарстана нуждалась в правовом подкреплении. В этом плане исключительно важным стало принятие Конституции, задавшей правовую планку уровню переговоров и давшей дополнительные аргументы татарстанской делегации.

Решение об образовании Конституционной комиссии под руководством Минтимера Шариповича Шаймиева было принято еще 31 августа 1990 года Верховным Советом Татарстана. Принципиальным этапом на пути к принятию Конституции стал референдум, на котором большинство населения высказалось за сохранение статуса республики. Вслед за этим началась стабилизация политической обстановки. Достигнутое, но пока еще хрупкое равновесие в межэтнических отношениях требовало своего закрепления. Более двух лет шла работа над проектом Основного закона, в ходе которой учитывались отечественный опыт федеративного строительства, данные науки и практики конституционного строительства зарубежных государств. По мере всенародного обсуждения проекта поступали замечания и предложения граждан республики. Письма и телеграммы приходили не только из всех районов республики, но и из-за ее пределов. Документ также обсуждался в местных Советах, общественных организациях. По замыслу создателей, Конституция Татарстана должна была учесть опыт лучших образцов зарубежного конституционного законодательства и соответствовать нормам международного права. Для экспертизы проекта документа привлекались известные зарубежные ученые, в частности, из Швейцарии и Германии. Все они дали положительную оценку окончательного варианта Основного закона.

Конституция готовилась тщательно, в жарких спорах, порой поляризация мнений в парламенте казалась неразрешимой. Страсти кипели также за стенами Верховного Совета. Положение руководителей республики было незавидным, о чем Минтимер Шарипович Шаймиев высказался в таких словах: «Одни нас критиковали и продолжают это делать за медлительность, другие – за поспешность. От одних мы услышали упреки в том, что якобы выходим из России, рвем с ней исторические и иные связи, другие критиковали нас за то, что мы ведем с Россией переговоры». Постепенно компромисс был найден. С тех пор принцип соблюдения баланса интересов в межэтнических, политических и социальных вопросах стал обязательной нормой.

Конституция Татарстана повлияла не только на ход переговоров при подготовке проекта Договора о взаимном делегировании полномочий, но и оказала определенное влияние на содержание Конституции России. Опережающий характер принятых в республике решений стал важным фактором в работе Конституционного Совещания 1993 года. Назовем наиболее важные статьи Основного закона Российской Федерации, в которых отразились интересы республик. Формулировка ст. 5 п. 2, где говорится, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство», учитывала складывающуюся практику в республиках. Важным достижением стала ст. 68, которая гласит: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». В этой статье было выражено давнее стремление народов страны к равноправию. Весьма значимое положение о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами через заключение договоров (ст. 11 п. 3) в первоначальном проекте Конституции РФ отсутствовало. Оно появилось в результате настойчивости руководства республики, которое не могло отступать от требований Декларации о государственном суверенитете и Конституции установить договорные отношения с центром. Следствием принятия этой статьи стало введение в широких масштабах договорной практики.

Следует признать исключительную роль Договора 1994 года для становления нашей республики. Впервые в истории России отношения между центром и регионом стали строиться на основе взаимного согласия, а не с помощью административно-командного диктата. Договор не только привнес политическую определенность в отношения Татарстана с федеральным центром, но и успокоил население республики, придав созидательный характер политической и экономической деятельности ее граждан.

Важным следствием урегулирования двусторонних отношений стало участие республики на выборах в федеральные органы. В начале 1990-х годов в Татарстане выборы в общефедеральный парламент и выборы Президента России не состоялись. После подписания Договора ситуация кардинально изменилась и прошедшие в 1995-1996 годах на территории республики выборы в законодательные органы страны означали признание общенациональной юрисдикции, поставили точку в дискуссиях по поводу «соотношения суверенитетов» России и Татарстана.

Подписание Договора 1994 года можно также квалифицировать как признание со стороны федерального центра факта самоопределения многонационального народа Татарстана в избранной им форме. Последующее подписание пакета межправительственных соглашений в самых различных областях стало платформой для федеральных и республиканских органов, придав цивилизованный характер взаимоотношениям между Москвой и Казанью. Тем самым руководство России и Татарстана перед лицом мирового сообщества продемонстрировали приверженность нормам международного права. Все это получило название «Модель Татарстана». Очень точную оценку дал этому Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов в Послании к Государственному Совету Республики Татарстан 2017 года. Дословно он сказал: «Около четверти века содержание наших отношений с федеральным центром определялось договорами о разграничении полномочий, которые сыграли важнейшую историческую роль, способствовали укреплению государственности и совершенствованию практики российского федерализма. Многие их положения получили закрепление в законодательстве Российской Федерации и стали естественным состоянием взаимоотношений с регионами. Сегодня Татарстан, как один из ведущих субъектов страны, при реализации инициатив и проектов в полной мере пользуется широкими возможностями, имеющимися в Российской Федерации – демократическом правовом государстве. Причем в нынешних условиях ведущим фактором является не столько сама форма отношений республики и федерального центра, сколько их содержание, возможность находить взаимоприемлемые решения возникающих вопросов в общих интересах».

 Пройдут годы, и мы все глубже будем осознавать значение этой модели не только для благополучия республики, но и для других регионов, как образца бесконфликтного решения межэтнических вопросов, успешного решения социально-экономических проблем, как удачной формулы федеративных отношений.

За 25 лет республика стала не только примером построения федеративных отношений, но и флагманом модернизации экономики в стране. Конституция Татарстана имела и имеет огромное значение для социально-экономического развития республики. Она позволила руководству, промышленникам, специалистам вырабатывать самостоятельную экономическую политику. Прежде всего, перед руководством стояла задача раздела союзной и российской собственности на территории республики. Благодаря нашей правовой позиции основная собственность, кроме оборонной промышленности, отошла к Татарстану. Это определило стартовые возможности при переходе экономики на рыночные отношения. «Мягкое вхождение в рынок» позволило более взвешенно подойти к приватизации, избежать массового обнищания населения, создать условия для адресной социальной защиты, сохранить село, поддержать культуру. Вслед за этим республика сумела провести программу «Ликвидация ветхого жилья», обеспечить стопроцентную газификацию, строительство дорог, телефонизацию и доступность Интернета во всех точках республики. По сути дела, существующая сегодня современная инфраструктура была создана благодаря той самостоятельности, которую республика обрела в 1990-е годы.

Самостоятельность в выработке экономической стратегии позволила избавиться от сырьевой зависимости и перейти к развитию высоких технологий в нефтехимии и химии, автомобилестроении, авиации, IT-технологиях, современной агрокультуре. Политическая стабильность и качественное законодательство повысили инвестиционную привлекательность Республики Татарстан.

К завоеваниям республики следует отнести сферу международных связей. Во многих странах открыты представительства Татарстана. Республика стала известна также в международных организациях, в частности, в Конгрессе региональных и местных властей Совета Европы, где комитет по актуальным вопросам возглавляет Фарид Хайруллович Мухаметшин. Международные связи не только подняли престиж республики, но стали важным элементом экономической деятельности.

Несомненной заслугой наших правоведов является законодательное закрепление принципов международной деятельности субъектов России в федеральных законах и подзаконных актах. Основные положения, выработанные в ходе переговоров и записанные в Договоре 1994 года, вошли в российское законодательство и стали обычной практикой по всей России.

Одними из самых болезненных сфер нашей жизни, обделенными в советское время, были культура и система национального образования. Новой правовой инициативой республики стало закрепление в Конституции Татарстана (ст.14), а затем в Договорах, ответственности за развитие всей татарской культуры в стране. С таким подходом федеральная власть не только согласилась, но и пошла навстречу. Сегодня наиболее зримое воплощение совместной культурной политики стало проведение общероссийских сабантуев в регионах страны. Возможности спутникового телевидения и Интернета подняли на новую ступень информирование граждан России и СНГ о делах Татарстана, жизни татарских общин в разных уголках мира. Круглосуточное вещание на двух государственных языках на значительную часть планеты стало символом наших успехов и возможностей в культурной сфере.

В СССР конституции всех автономий были написаны «под копирку». После перестройки республики стали разрабатывать собственные законодательные акты. В этом «параде суверенитетов» и иногда стихийного законотворчества, тем не менее, как бы ни ругали этот процесс, был позитивный момент – у людей спрашивали, чего они хотят. Унификация законов полезна до определенной степени, но пренебрежение к многообразию регионов страны означало бы возвращение к старой и полностью скомпрометировавшей себя социалистической системе управления под руководством одной партии.

В Татарстане правовые акты всегда носили опережающий характер. Это и сегодня необходимо в разумных пределах. Конституция Республики Татарстан была принята раньше, чем Основной закон России, что естественно в условиях демократии, тем более, в федеративном государстве. Развитие российского общества и Республики Татарстан продолжает ставить новые проблемы конституционного характера, требующие своего решения.

В мировой практике встречаются различные подходы к конституционному строительству. Великобритания в принципе не имеет письменной конституции. В США за весь период со дня принятия конституции, имеющей всего семь статей, внесли только 26 поправок. Большинство стран со временем вносят определенные коррективы в Основной закон. Например, такая консервативная в правовом отношении страна, как Швейцария, имевшая конституцию с 1874 года, в 2000 году приняла новую конституцию. Это естественный процесс.

Определенная стабильность и даже консерватизм в Основном законе должны соблюдаться, нельзя менять конституцию, сообразуясь с конъюнктурой, в то же время законотворчество не может отставать от изменений в жизни. 25 лет назад в Татарстане экономика не была еще устоявшейся. Не были ясными принципы федеративных отношений. Политика колебалась между коммунистическими и демократическими предпочтениями. Сегодня пришло понимание характера рыночных отношений и основных социально-экономических приоритетов. Очевидно, что некоторые статьи Конституции Татарстана оказались декларативными, и не было нужды их сохранять, некоторые пришли в противоречие с федеральными законами и были приведены в соответствие с ними. Но существуют фундаментальные основы, которые не подлежат ревизии. В этих вопросах нужна предельная ясность.

В ст. 1 Конституции Татарстана закреплены важнейшие положения Декларации о государственном суверенитете, статус республики подтвержден на референдуме, они испытаны временем, и нет сомнений, что и сегодня многонациональный народ республики поддерживает эти положения. Как известно, Конституционный суд РФ предписал исключить понятие суверенитета из правовой характеристики республики. Такой вердикт неправомерен с юридической точки зрения, ведь Договор 2007 года закрепляет двусторонние отношения на основе признания двух конституций – федеральной и республиканской. Это признано Федеральным Собранием и подписано Президентом страны. При этом Конституция России вовсе не исключает суверенность государств – субъектов Федерации, хотя это не оговаривается в ст. 5. В то же время в ст. 73 прямо указывается, что «Вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти». В данном контексте выражение «вся полнота власти», по нашему мнению, выражает характеристику суверенности республик. С научной точки зрения республика как государство должна обладать в этих вопросах суверенностью, или, говоря проще, своими исключительными полномочиями. Например, в Конституции Швейцарии в ст. 3 записано: «Кантоны суверенны настолько, насколько их суверенитет не ограничен Федеральной Конституцией». А Швейцария имеет богатейший и общепризнанный опыт федеративных отношений.

В современном мире в условиях глобализации никто не обладает абсолютным суверенитетом. Любая страна делится своим национальным суверенитетом, когда подписывает международные договоры, вступает в международные или региональные организации, накладывая на себя ряд обязательств. Любая федерация строится благодаря разграничению полномочий внутри страны. На этот путь встали не только федеративные, но также и унитарные государства. В мировой практике децентрализация, деволюция стали обычной практикой, а потому зачастую применительно к разграничению компетенции предпочитают говорить не о разделенном суверенитете, а о субсидиарности, т.е. об исполнении полномочий на максимально низком и наиболее эффективном уровне. Именно такой принцип закреплен Европейским Союзом. Это мировая тенденция, которую Россия не может не учитывать. 

Время от времени горячие головы, увлеченные предвыборным ажиотажем, предлагают ликвидировать республики, забывая уроки истории. Государственное устройство нельзя придумать в лабораториях, начать с чистого листа, любая страна имеет свои глубокие исторические корни. Россия изначально строилась как многонациональное государство. Не случайно федеральная Конституция открывается знаменательными словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Эта фраза отражает фундаментальную идеологию страны – ее многонациональность, что в обязательном порядке должно находить отражение в государственном устройстве. Когда говорят, что для России присущ унитаризм, а не федерализм, то просто забывают историю. Россия возникла и строилась на основе культуры сотен народов, с учетом местных традиций. Российские монархи, на которых нередко ссылаются политики и ученые, хорошо понимали природу своей страны. Побывавший с дипломатическим визитом в России француз де Кюстин свидетельствует о своем разговоре с императором на балу: «Вы полагаете, что вы среди русских, сказал Государь в этом разговоре, указывая на окружающих. Вы ошибаетесь: вот это – немец, это – поляк, это – грузин, там – финляндец, этот – татарин… И все вместе и есть Россия». Понимание этнического разнообразия в России существовало во все времена. Не случайно до революции в Государственной Думе настойчиво поднимался вопрос о федерализации царской России. Монархия боялась любых ограничений своего суверенитета, и в результате была сметена революционными событиями, а страна вынужденно, вопреки первоначальному замыслу большевиков, встала на путь федерализации. Новая Россия выстрадала как демократию, так и федерализм. У страны объективно нет другого пути, кроме дальнейшего расширения прав народов и демократических свобод. На этом пути поиска своей формы российского федерализма Татарстан всегда был и остается в первых рядах инициативных субъектов и готов внести свой посильный вклад. Наш лозунг: «Сильные регионы – сильная Россия!».


Источник: http://www.gossov.tatarstan.ru/history/gossovet/uybilei/25_konstrt/

К списку новостей