• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа пос.Круглое Поле» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан\Татарстан Республикасы Тукай муниципаль районы «Круглое Поле урта гомуми белем бирү мәктәбе» гомуми белем бирү муниципаль бюджет учреждениясе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423841, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Круглое Поле, ул. Гагарина, д. 11А
Телефон: +7(855)-279-87-99
E-Mail: Skp.Tul@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ пос.Круглое Поле" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Шайдуллина Альфия Робертовна
Год основания учреждения: 1976
У нас учатся: 424 ученика
У нас учат: 29 педагогов

Физическая культура 11

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (профильный уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы.

Примерная программа по физической культуре для средней (полной) общеобразовательной шко­лы на профильном уровне разработана на основе Государственного стандарта общего среднего образо­вания и в своей предметной ориентации нацеливает на более полную и качественную подготовку уча­щихся к собственно соревновательной деятельности, поступлению в профессиональные образователь­ные учреждения, в которых требуется высокий уровень физической подготовленности.

Примерная программа не предназначена для практического использования в учебно­образовательном процессе и адресуется создателям авторских программ с целью сохранения ими едино­го образовательного пространства, преемственности в задачах между ступенями образования, преду­преждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию содержания дидактических единиц, установленных в Государственном стандарте.

Примерная программа не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и мето­диками. В таком представлении своего содержания примерная программа не сковывает творческой ини­циативы авторов учебных программ и учебников, сохраняет им широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса, выборе собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательного процесса.

Структура программы.

Примерная программа состоит из Пояснительной записки, Основного содержания и Требований к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физиче­ской природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответ­ствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структуриру­ется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое со­вершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В Примерной программе для среднего (полного) общего образования на профильном уровне двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена тремя содержательными линиями: физ­культурно-оздоровительная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно­ориентированной подготовкой и введение в профессиональную деятельность специалиста физической культуры. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия примерной программы «Физкультурно-оздоровительная деятель­ность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережно­го к нему отношении. Через свое предметное содержание она нацеливается на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом ис­пользовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, са­мостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности. В разделе «Знания о физ­культурно-оздоровительной деятельности» содержаться сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики профес­сиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоро­вительной направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление инди­видуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их орга­низма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собствен­ных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движе­


ний. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно­ориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, даются понятия тренировоч­ного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие представления о прикладно­ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно-оздоровительной деятельностью. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно­ориентированной физической подготовкой» дается учебное содержание, ориентированное на повыше­ние физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительной особенностью этого раздела примерной программы, является пре­доставление возможности учащимся осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых ви­дов спорта. Определение вида спорта устанавливается решением педагогического Совета образователь­ного учреждения, исходя из интересов большинства учащихся, имеющихся в школе спортивных тради­ций и квалифицированных учителей (тренеров), а также его популярности и массовости в конкретном регионе. Принимая решение об углубленном освоении одного из видов спорта, предусматривается и со­ответствующее для этого увеличение объема часов (до 15%), который формируется за счет его умень­шения по другим темам раздела «Спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно­ориентированной физической подготовкой». В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся практические уме­ния, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки.

Третья содержательная линия «Введение в основы профессиональной деятельности специалиста физической культуры» ориентирует образовательный процесс на развитие интереса учащихся к педаго­гической деятельности в области физической культуры и спорта и достаточно качественную подготовку их для поступления в высшие профессиональные образовательные учреждения, при поступлении в ко­торые требуется хорошая физическая и двигательная подготовленность. В первом разделе «Знания о профессионально-педагогической деятельности» даются общие сведения о видах и формах педагогиче­ской деятельности специалиста физической культуры, а также дается краткая характеристика особенно­стей образовательного процесса в высших образовательных учреждениях. Кроме этого, в рамках требо­ваний к поступающим в эти учреждения, в настоящем разделе раскрываются основные понятия педаго­гики физической культуры. Во втором разделе «Практико-ориентированная педагогическая подготовка» дается перечень отдельных педагогических умений по самостоятельной организации и проведению за­нятий физическими упражнениями с учащимися начальной школы. И завершает данную содержатель­ную линию раздел «Физическая подготовка», в котором даются физические упражнения, необходимые для успешной сдачи вступительных экзаменов по физической подготовке.

Цели

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в органи­зации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне своим предметным содержанием ориентируется на достижение сле­дующих целей:

-              развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совер­шенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;

-               воспитание бережного отношения к собственному здоровью, развитие интереса к профессио­нальной деятельности специалиста физической культуры;

-                овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;

-                  освоение простейших педагогических умений в организации и проведении занятий физиче­скими упражнениями (на примере с учащимися младшего школьного возраста);

-              освоение знаний о физической культуре; ее связи с физическим воспитанием и спортивной под­готовкой, роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;

-              формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими уп­ражнениями.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне, из расчета 4 часов в неделю в X и XI классах. В Примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 32 учеб­ных часов (или 11,4%) предназначенный учителям образовательных учреждений для реализации собст­венных авторских подходов в структурировании и дополнительном наполнении учебного материала, использовании разнообразных форм организации учебного процесса, внедрении современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универ­сальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

-              определение существенных характеристик изучаемого объекта;

-              самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

-              формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

-              поиск нужной информации по заданной теме;

-              умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-               владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и прави­лам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

-              понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

-              объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

-              владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уров­ню подготовки выпускников», который полностью соответствует Государственному стандарту. Требо­вания направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико­ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В каждом из этих разделов представлены требования по всем трем содержательным линиям Примерной программы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (280 час)[1]

Физкультурно-оздоровительная деятельность (86 час)

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (6 час). Предупреждение раннего старения и сохранение творческой активности человека средствами физической культуры. Общие пред­ставления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации. Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психо-социального статуса и личност­ных качеств, культуры межличностного общения и поведения.

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их орга­низации, содержания и направленности (материал для девушек).

Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины воз­никновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физиче­ской культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).

Требования безопасности на занятиях физическими упражнениями в спортивных залах и откры­тых площадках.

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, ту­ризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (74 час). Атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтя­гивание» отстающих в своем развитии физических качеств; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); ком­плексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; пе­ременный шаг; шаг галопа, польки и вальса»); танцевальные движения из народных (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг) и современных танцев; упражнения художест­венной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, выкруты мяча), со ска­калкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, пово­роты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).

Аэробика (девушки): композиции из общеразвивающих упражнений силовой и скоростно­силовой направленности, с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов); общеразвивающие упражнения на развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.

Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: Гимнастика при умствен­ной и физической деятельности. Гигиеническая гимнастика в предродовой период (материал для деву­шек). Элементы аутотренинга и релаксации, приемы массажа и самомассажа.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности (6 ч).

Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели.

Выполнение гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последова­тельность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации.

Наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показате­лям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и ум­ственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова).

Простейшие приемы оказания до врачебной помощи при травмах (ушибах, вывихах, переломах

и т.п).

Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.

Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой (118 час)

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физиче­ской подготовкой (4 час). Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спор­та), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно­ориентированной направленностью (110 час). Гимнастика с основами акробатики: Совершенствова­ние техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах с грузом на пле­чах (юноши): ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые ко­манды и приемы (юноши).

Легкая атлетика: Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражне­ниях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной мест­ности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с ис­пользованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине.

Лыжные гонки:[2] Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): Специализированные полосы препятствий, вклю­чающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), преодоление небольших оврагов и невысоких трамплинов.

Плавание: Совершенствование индивидуальной техники одного из способов плавания (кроль на груди и спине; брасс). Прикладные способы плавания (юноши): плавание на боку; ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз» (3м); технические приемы при спасении утопающего (подплы- вание, освобождение рук от захватов, транспортировка).

Спортивные игры: Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, мини-футболе, настольном теннисе, ручном мяче). Специ­альные упражнения, сопряженные с развитием скорости реакции, внимания, оперативного мышления (настольный теннис, бадминтон, ручной мячас).

Атлетические единоборства (юноши): Основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов. Упражне­ния в страховке и самостраховке при падении.

Специальная физическая подготовка. Комплексы физических упражнений по развитию специ­альных физических качеств и способностей, определяемых спецификой избранного вид спорта.

Национальные виды спорта: совершенствование техники соревновательных упражнений.

Способы спортивно-оздоровительной деятельности (4 час).

Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно-ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта).

Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных трениро­вочных занятий.

Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).

Введение в основы профессиональной деятельности специалиста физической культуры (44 час)

Знания о профессионально-педагогической деятельности (6 час). Общие представления об основных видах и формах деятельности специалиста по физической культуре, его квалификационной характеристики. Предметно-содержательные основы подготовки специалиста в высших образова­тельных учреждениях по специальностям и специализациям. Основы педагогической этики и культуры общения в процессе учебных занятий и соревновательной деятельности

Основные понятия педагогики физической культуры: физическая культура, физическое воспи­тание, спорт, спортивная подготовка, система физического воспитания в школе.

Практико-ориентированная подготовка с учащимися начальной школы (10 час). Проведение оздоровительных занятий физическими упражнениями на «подвижных переменах» и во время прогулок в группе продленного дня. Проведение подготовительной, основной и заключительной части уроков, обучение простейшим физическим упражнениям (в качестве помощника учителя). Проведение бесед по тематике физической культуры. Контроль за физическими нагрузками во время уроков физической культуры. Тестирование физических качеств. Организация и судейство массовых спортивных соревно­ваний по избранному виду спорта.

Физическая подготовка (28 час). Совершенствование техники тестовых упражнений и развитие физических качеств, в рамках требований вступительных экзаменов в профессиональные образователь­ные учреждения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физической культуры на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

                         влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профи­лактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

                         формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

                         требования безопасности на занятиях физической культурой;

                         способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подго­товленности;

уметь

                         планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

                        выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;

                        преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвиже­ния;

                         выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;

                         комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

                         соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;

                         осуществлять судейство в избранном виде спорта;

                         проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

                         выполнять простейшие приемы самомассажа;

                         оказывать первую до врачебную помощь при травмах;

                         выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительны­ми экзаменами в профильные образовательные учреждения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для

                      повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

                      подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ Рос­сии, МЧС России;

                      организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;


[1] Объем времени на разделы и темы программы приводится из расчета 248 часов (т.е. с учетом 11,8% свободного времени).

3

[2] Учебный материал по лыжным гонкам осваивается учащимися с учетом климата-географических условий региона.

5