• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа пос.Круглое Поле» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан\Татарстан Республикасы Тукай муниципаль районы «Круглое Поле урта гомуми белем бирү мәктәбе» гомуми белем бирү муниципаль бюджет учреждениясе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423841, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Круглое Поле, ул. Гагарина, д. 11А
Телефон: +7(855)-279-87-99
E-Mail: Skp.Tul@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ пос.Круглое Поле" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Шайдуллина Альфия Робертовна
Год основания учреждения: 1976
У нас учатся: 424 ученика
У нас учат: 29 педагогов

Физическая культура 10

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Назначение программы

Примерная программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, конкре­тизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изуче­ние.

Примерная программа не предназначена для практического использования в учебно-образова­тельном процессе и адресуется создателям авторских программ с целью сохранения ими единого обра­зовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупрежде­ния учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установлен­ных в государственном стандарте.

Примерная программа не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет его по годам обучения и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и мето­диками. В таком представлении своего содержания примерная программа не сковывает творческой ини­циативы авторов учебных программ, сохраняет им широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение учебного курса, выборе собственных образовательных траекторий, инновационных форм и методов образовательного процесса.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности не менее) распределением учебных часов по разделам; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физиче­ской природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответ­ствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структуриру­ется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое со­вершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В примерной программе для среднего (полного) общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подговкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физиче­ское совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия примерной программы «Физкультурно-оздоровительная деятель­ность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережно­го к нему отношении. Через свое предметное содержание она нацеливается на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом ис­пользовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, са­мостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности. В разделе «Знания о физ­культурно-оздоровительной деятельности» содержаться сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики профес­сиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоро­вительной направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление инди­видуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их орга­низма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собствен­ных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движе­ний. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно­ориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, даются понятия тренировоч­ного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие представления о прикладно­ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно-оздоровительной деятельностью. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно­ориентированной физической подготовкой» дается учебное содержание, ориентированное на повыше­ние физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительной особенностью этого раздела примерной программы, является пре­доставление возможности учащимся осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых ви­дов спорта. Определение вида спорта устанавливается решением педагогического Совета образователь­ного учреждения, исходя из интересов большинства учащихся, имеющихся в школе спортивных тради­ций и квалифицированных учителей (тренеров), а также его популярности и массовости в конкретном регионе. Принимая решение об углубленном освоении одного из видов спорта, предусматривается и со­ответствующее для этого увеличение объема часов (до 15%), который формируется за счет его умень­шения по другим темам раздела «Спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно­ориентированной физической подготовкой». В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся практические уме­ния, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки.

Цели

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в органи­зации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Примерная программа среднего (полного) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:

-               развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможно­стей организма, укрепление индивидуального здоровья;

-               воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкуль­турно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

-               овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обо­гащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

-               освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формирова­нии здорового образа жизни и социальных ориентаций;

-                приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упраж­нениями.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчета 2 часа в неделю в X и XI классах. Кроме того на преподавание предмета рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (нацио­нально-регионального) компонента, в исключительных случаях - из компонента образовательного уч­реждения.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом, в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 12 учебных часов (или 16,8%) предназначенный учителям обра­зовательных учреждений для реализации собственных авторских подходов в структурировании и до­полнительном наполнении учебного материала, использовании разнообразных форм организации учеб­ного процесса, внедрении современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универ­сальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

-               определение существенных характеристик изучаемого объекта;

-               самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

-               формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

-               поиск нужной информации по заданной теме;

-               умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-                владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и прави­лам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

-               понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

-               объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

-               владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уров­ню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)[1]

Физкультурно-оздоровительная деятельность (71 час)

Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности (8 ч ). Предупреждение раннего ста­рения и длительного сохранения творческой активности человека, средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации. Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психо-социального ста­туса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения.

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их орга­низации, содержания и направленности (материал для девушек).

Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины воз­никновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физиче­ской культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).

Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой.

Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направлен­ности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, ту­ризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой).

Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (55 час). Индивидуаль­ные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культурой в соответствии с медицин­скими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе; бронхиальной астме и заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при частых нервно-психических перенапряжени­ях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.). Комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки).

Индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического вос­питания: Атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное разви­тие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплексы


упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; пе­ременный шаг; шаг галопа, польки и вальса»); танцевальные движения из народных танцев (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг, припадание) и современных танцев; уп­ражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, вы­круты мяча), со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).

Аэробика (девушки): композиции из общеразвивающих упражнений силовой и скоростно­силовой направленности, с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов); общеразвивающие упражнения на развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности (8 ч).

Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели.

Выполнение простейших гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации.

Наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показате­лям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и ум­ственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова).

Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.

Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой (57 час)

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физиче­ской подготовкой (4 час). Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спор­та), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно­ориентированной направленностью (50 час). Гимнастика с основами акробатики: совершенствова­ние техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах с грузом на пле­чах (юноши): ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые ко­манды и приемы (юноши).

Легкая атлетика: Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражне­ниях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной мест­ности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с ис­пользованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине.

Лыжные гонки:[2] Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): специализированные полосы препятствий, вклю­чающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины.

Плавание: Совершенствование индивидуальной техники одного из способов плавания (кроль на груди и спине; брасс). Прикладные способы плавания (юноши): плавание на боку; спасение утопающего (подплывание к тонущему, освобождение рук от захватов тонущего, транспортировка тонущего); ныря­ние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз» (3м).

Спортивные игры: Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, мини-футболе, настольном теннисе, ручном мяче). При­кладные упражнения (юноши): упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основ­ных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление).

Атлетические единоборства (юноши): Основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов. Упражне­ния в страховке и самостраховке при падении.

Национальные виды спорта: совершенствование техники соревновательных упражнений.

Способы спортивно-оздоровительной деятельности (3 час).

Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно-ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта).

Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных трениро­вочных занятий.

Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

                         влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профи­лактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

                        способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

                         правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражне­ниями различной целевой направленности;

уметь

                        выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечеб­ной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

                        выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

                         преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

                        выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

                         осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической куль­турой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для

                      повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

                      подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

                      организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

                      активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.


[1]  Объем времени на разделы и темы программы приводится из расчета 128 часов.

3

[2] Учебный материал по лыжным гонкам осваивается учащимися с учетом климата-географических условий региона.

4