• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа пос.Круглое Поле» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан\Татарстан Республикасы Тукай муниципаль районы «Круглое Поле урта гомуми белем бирү мәктәбе» гомуми белем бирү муниципаль бюджет учреждениясе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423841, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Круглое Поле, ул. Гагарина, д. 11А
Телефон: +7(855)-279-87-99
E-Mail: Skp.Tul@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ пос.Круглое Поле" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Шайдуллина Альфия Робертовна
Год основания учреждения: 1976
У нас учатся: 424 ученика
У нас учат: 29 педагогов

Природоведение

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ V класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по природоведению составлена на основе федерального компонен­та государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательно­го стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует мини­мальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных про­грамм, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Автор­ские программы могут отличаться от примерной программы подходами к интеграции содержа­ния курса, структурой и последовательностью изучения тем, перечнем демонстраций и учени­ческих практических работ. Авторские программы и учебники по природоведению рекоменду­ется строить на деятельностной основе и, помимо знаний, предлагать инструментарий для ор­ганизации учебной работы по формированию всех перечисленных в стандарте способов дея­тельности.

В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены совре­менные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Элемен­ты программы, базирующиеся на таких технологиях, помещены в квадратных скобках [...]. Они являются необязательными, перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий и соответствующей подготовленности учителей.

Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приоб­рести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объек­тами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возмож­ности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа по природоведению включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, переч­нем демонстраций и ученических практических работ; требования к уровню подготовки уча­щихся, заканчивающих 5 класс.

Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подрост­ков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и эко­логии.

Примерная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явле­ний природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерени­ях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, за­трагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» вклю­чен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями со­временной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологиче­ских последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками ин­формации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следую­щих целей:

S освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и не­живой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

S овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

S развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

S воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стрем­ления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами пове­дения, соблюдать здоровый образ жизни;

S применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседнев­ной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов пер­вой медицинской помощи.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических техноло­гий и учета местных условий.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических кур­сов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле­нии приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

-          Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерно­стей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна ве­личина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

-          Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носи­телях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таб­лиц).

-          Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстра­тивного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

-           Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Тре­бования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответ­ствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальней­шего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами прак­тической и интеллектуальной деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.

Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природ­ных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (ра­бота с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспе­чением безопасности жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час) Как человек изучает природу (10 час)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры ис­пользования современных информационных технологий при проведении наблюдений и изме­рений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие нау­ки.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов при­роды.

Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудова­ния.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

Конструирование простейших измерительных приборов.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

Многообразие тел, веществ и явлений природы (40 час)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной систе­мы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.

История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные веще­ства, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их ис­пользования в повседневной жизни.

Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Карта звездного неба.

Модель Солнечной системы.

Фотографии планет Солнечной системы.

Глобус.

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси же­лезных опилок и кварцевого песка и т.п.)

Опыты, демонстрирующие горение веществ.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плав­ление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.). Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [ис­пользование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы:

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с исполь­зованием цифрового фотоаппарат и компьютера].

Работа с подвижной картой звездного неба.

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее тем­пературы, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерите­лей, замедленной цифровой видеосъемки].

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Исполь­зование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графиче­ское представление, ведение компьютерного дневника погоды].

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной под­держкой].

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков]. Определение названий растений и животных с использованием различных источников инфор­мации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.); Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].

Здоровье человека и безопасность жизни (10 час)

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рациональ­ного питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, нар­комании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)

Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельно­сти людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых поме­щений, зон рекреации и т. д.

Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими уп­ражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерно­го дневника наблюдения за самочувствием].

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.

Резерв учебного времени 10 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; от­дельных методах изучения природы;

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические про­блемы своей местности и пути их решения.

уметь

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия про­ведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных со­общениях (на 2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных призна­ков;

измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в при­родной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.