• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа пос.Круглое Поле» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан\Татарстан Республикасы Тукай муниципаль районы «Круглое Поле урта гомуми белем бирү мәктәбе» гомуми белем бирү муниципаль бюджет учреждениясе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423841, Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Круглое Поле, ул. Гагарина, д. 11А
Телефон: +7(855)-279-87-99
E-Mail: Skp.Tul@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ пос.Круглое Поле" Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Шайдуллина Альфия Робертовна
Год основания учреждения: 1976
У нас учатся: 424 ученика
У нас учат: 29 педагогов

Информатика 8-9

Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса

Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

 

            Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

            Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания на практическую работу с ними присутствуют в разделах 9, 10, 12 настоящей программы.

            Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.

 

 

Тематическое планирование

8 класс

Общее число часов – 31 час. Резерв учебного времени – 4 час.

 

  1. Введение в предмет – 1 час.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

  1. Человек и информация – 4 час.(3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

 

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

 

 

Учащиеся должны знать:

Þ   связь между информацией и знаниями человека;

Þ   что такое информационные процессы;

Þ   какие существуют носители информации;

Þ   функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

Þ   как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

Þ   что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

Þ   определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

Þ   приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

Þ   измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

Þ   пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

Þ   пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

 

3.      Первое знакомство с компьютером – 6 час.(3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

 

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

 

Учащиеся должны знать:

Þ   правила техники безопасности и при работе на компьютере;

Þ   состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

Þ   основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

Þ   структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

Þ   типы и свойства устройств внешней памяти;

Þ   типы и назначение устройств ввода/вывода;

Þ   сущность программного управления работой компьютера;

Þ   принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

Þ   назначение программного обеспечения и его состав.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   включать и выключать компьютер;

Þ   пользоваться клавиатурой;

Þ   ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

Þ   инициализировать выполнение программ из программных файлов;

Þ   просматривать на экране каталог диска;

Þ   выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

Þ   использовать антивирусные программы.

 

 

4.      Текстовая информация и компьютер – 9 час.(3+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

 

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

 

Учащиеся должны знать:

Þ   способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

Þ   назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

Þ   основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

Þ   выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

Þ   сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

 

5.      Графическая информация и компьютер – 5 час.(2+3)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

 

Учащиеся должны знать:

Þ   способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

Þ   какие существуют области применения компьютерной графики;

Þ   назначение графических редакторов;

Þ   назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

Þ   сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

 

6.      Технология мультимедиа – 6 час.(2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

 

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

 

 

 

Учащиеся должны знать:

Þ     что такое мультимедиа;

Þ     принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

Þ     основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ     создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

 

 

9 класс

Общее число часов – 63 ч. Резерв учебного времени – 7 ч

 

7.      Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

 

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

 

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

Þ   назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

Þ   назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

Þ   что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

Þ   осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

Þ   осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

Þ   работать с одной из программ-архиваторов.

 

8.      Информационное моделирование – 5 час.(4+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

 

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

 

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

Þ   какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

 

Учащиеся должны уметь:

Þ  приводить примеры натурных и информационных моделей;

Þ  ориентироваться в таблично организованной информации;

Þ  описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

 

9.      Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

 Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

 

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

 

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

Þ   что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

Þ   структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

Þ   что такое логическая величина, логическое выражение;

Þ   что такое логические операции, как они выполняются.

 

 

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

Þ   организовывать поиск информации в БД;

Þ   редактировать содержимое полей БД;

Þ   сортировать записи в БД по ключу;

Þ   добавлять и удалять записи в БД;

Þ   создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

 

10.   Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

 

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

 

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое электронная таблица и табличный процессор;

Þ   основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

Þ   какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

Þ   основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

Þ   графические возможности табличного процессора.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

Þ   редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

Þ   выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

Þ   получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

Þ   создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

 

11.   Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

 

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

 

Учащиеся должны знать:

Þ   что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

Þ   сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

Þ   что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

Þ   в чем состоят основные свойства алгоритма;

Þ   способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

Þ   основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

Þ   назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

Þ   пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

Þ   выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

Þ   составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Þ   выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

 

12.   Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

 

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

 

Учащиеся должны знать:

Þ   основные виды и типы величин;

Þ   назначение языков программирования;

Þ   что такое трансляция;

Þ   назначение систем программирования;

Þ   правила оформления программы на Паскале;

Þ   правила представления данных и операторов на Паскале;

Þ   последовательность выполнения программы в системе программирования.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ   работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

Þ   составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Þ   составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

Þ   отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

 

13.   Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

 

Учащиеся должны знать:

Þ      основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

Þ      историю способов записи чисел (систем счисления);

Þ      основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

Þ      в чем состоит проблема информационной безопасности.

 

Учащиеся должны уметь:

Þ    регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.