• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» с.Измери" Спасского муниципального района Республики Татарстан» - Татарстан Республикасы Спас муниципаль районы "Әҗмәр авылы "Малыш" балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422847, Республика Татарстан, Спасский район, с. Измери, ул.Школьная, д.8
Телефон: 8(84347)342-28
E-Mail: sadik_izmeri@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад "Малыш" с.Измери"
Руководитель: Рашитова Лейсан Бареевна
Год основания учреждения: 1971
У нас учатся: 15
У нас учат: 1

Новости детского сада

Работа в КМО

Опубликовано: 15.02.2017

 «Экспериментирование в детском саду

                как необходимое условие

                                реализации ФГОС ДО»

 

 

 

 

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад «Малыш» с.Измери»

Рашитова Л.Б.

 

 

 

 

 

 

 

с.Измери 2017г

Согласно ФГОС ДО  детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания.

        Действия и собственный практический опыт;

·        Объяснения, рассказы, наблюдения и др;

·        Знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер и др.

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления.

 Экспериментирование  можно проводить в играх с природным и предметным материалом, например:

- «Строительство дома»- дети на машинах грузят и возят: песок, камни, доски, укрепляют их между собой, узнают их свойства и качества и т.д.;

-  «Строительство моста» - выбирают подходящий материал, для того, чтобы он был прочным, мог выдержать любые перегрузки;

-  «Оденемся на прогулку» - дети выполняют практическую работу, узнают свойство тканей, последовательность одевания;

-  «Искупаем куклу» -  знакомятся со свойствами воды, мыла, действием водных процедур на организм человека и др.;

-  «Из чего можно построить дом» - ребенок вспоминает виды строительного материала, подбирает сопутствующие материалы, представляет, как его будет строить, воспроизводит в мыслях его общий вид;

-  «Как перебраться через реку?»;

-  «На что похоже?»;

-  «Как сварить пшенную кашу?» и т.д.

Чувствительные:

      -  «Что можно делать с теплой водой?» - ребенок трогает руками воду, передает свои ощущения: хочет купаться, мыть посуду, стирать белье, играть с игрушками.

- «Колючий коврик» - дети ходят босиком, убеждаются, что это приятная процедура, исследуют, на какие участки кожи воздействуют колючки и др.

Интересны эксперименты с животными: морской свинкой, улитками, рыбками, ежиком. Дети убеждаются в том, что животные способны реагировать на доброту, тепло, свет, корм; дети учатся быть заботливыми и внимательными.

Используя в эксперименте растения, дети с удивлением узнают, что это тоже живые объекты, и по-другому начинают относиться к ним в окружающей среде.

Увлекательно проходят исследования по изучению и ознакомлению с разнообразными механизмами, часами: настенными, водяными, солнечными, песочными, ручными, часами-кулонами, электронными;  пружинами, магнитами, конструкторами, ключами, замками и др.

Для проведения полноценного исследования мало иметь определенное оборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точки зрения, объяснить детям результат исследования.

Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой, интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность.

Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка и воспитателя. Задача педагога

        *научить ребенка соблюдать меры предосторожности/безопасности при

экспериментировании.  Начинается безопасность с аккуратности…;

*научить ребенка способам/приемам/правилам проведения исследования или

эксперимента.

*Хорошее правило: "Если не знаешь, или не можешь – не сердись, не вреди и не ломай, а обратись за помощью»

В нашем детском саду имеется уголок для наблюдений и экспериментирования в котором находятся оборудования  и материалы для проведения экспериментов ( речной песок, галька, шишки, пробки, камушки, трубочки, пуговицы, ткань, бумага и т.д) , комнатные растения, бизиборд.  Детям очень нравятся  заниматься экспериментами; путем наблюдений, опытов и обобщений они узнают свойства различных предметов, явлений. С дошкольниками  были проведены  такие занятия как: «Знакомство с магнитом и его свойствами»; « Где живет воздух»; « Свойства воды»; « Что такое снег»; «Свойства бумаги», « Оденемся на прогулку» и т.д. 

 

 

 

 

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Среда должна создавать условия для:

возможности действий с природным и рукотворным материалом;

систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

усиление интереса к явлениям природы;

поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, рассматривается как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования и является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Оборудование и материалы для организации центра экспериментирования в группе:

Приборы: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль и др. 

Сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки и др. 

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин и др. 

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля и др. 

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди и др. 

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др. Красители Акварельные краски, безопасные красители и др. 

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема и др. 

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы и др.

Дополнительное оборудование: оборудование для ухода за растениями; модели, схемы., календари природы и погоды, иллюстрированный материал, дневники наблюдений за посадками, пооперационные карты посадок; игровой материал, дидактические игры по экологии; справочники, энциклопедии; контейнеры для сыпучих и мелких предметов, детские халаты, клеенчатые передники. 

Материал для организации опытов и экспериментов  в младшем и среднем возрасте

Бумага разного сорта, бусины, пуговицы, вата, ватин, синтепон, веревки, шнурки, тесьма, нитки винтики, гайки, шурупы вода и пищевые красители, глина, песок, деревянные катушки, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками, емкости разного размера, камешки разного размера, мерные кружки, воронки, лейки, формочки, мыло, оборудование для ухода за растениями ,опилки ,палочки ватные песок, вода пластиковые бутылки разного размера, полиэтиленовые пакеты, пробки, пух, перья разноцветные прищепки, разноцветные резинки, резиновые мячи, шары, семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов, спилы дерева, трубочки, упаковки от киндер- сюрпризов, фотопленки и др.

Материал для организации опытов и экспериментов  в старшем возрасте

Банки, бутылки, крышки разных размеров, бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки),бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, ведра, тазы, ванночки, весы, взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, галька, гравий, губки, деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки),дневники наблюдений за посадками, иллюстрированный материал, календари (отрывные, перекидные, природные, погодные),карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок коллекции различного содержания, кораблики, крупы, литература (справочники, энциклопедии, атласы),магниты, мелкие игрушки для обыгрывания, мерные ложки, монеты, железные предметы, настольно - печатные игры, палочки от мороженого, пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл ,пищевые красители, растворимые продукты ,пластилин, стеки, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет, пооперационные карты опытов, природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой),прихватки, пинцеты с закругленными концами, пробки, пуговицы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки),резиновые груши разного объема, резиновые и пластиковые перчатки, резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля, рулетка, портновский метр, линейка, треугольник, свеча в подсвечнике, сита и воронки разного размера и объема, дуршлаг, скорлупа от яиц совки, соломинки, трубочки, соль, сахар, стиплер, дырокол, ножницы, тальк, детский крем, тематические материалы (транспорт, океан, лес), терка, технические материалы (гайки, болты) в контейнере, увеличительные стекла, микроскоп.

 

 



К списку новостей