• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №140» Советского района г. Казани (с дошкольным отделением)

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420075, г. Казань, ул. Халезова, д. 24, г. Казань, ул. Халезова, д. 24б(19.10.2015)
Телефон: +7(843)-234-13-31;+7(843)-234-58-83
E-Mail: G140.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ «Школа №140»
Руководитель: Иванова Светлана Алексеевна
Год основания учреждения: 1959
У нас учатся: 637 учеников, 11 иностранных граждан, 101 ребенок дошкольного возраста
У нас учат: 33 учителя, 8 воспитателей

Новости школы №140

Учитель года - 2011

Опубликовано: 01.03.2011

Бикмиева Нурия Зиннуровна заняла 2 место на районном этане конкурса "Учитель года -2011".

                  Выступление Бикмиевой Нурии Зиннуровны

                                      «Учитель года 2011»

Добрый день дорогие коллеги, уважаемое жюри. Разрешите представить на ваш суд некоторые методы своей работы. И так, (слайд): Немного о себе

 

Мне бы хотелось начать своё выступление со слов выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии А. Эйнштейна (читать с экрана). Мы с вами, как преподаватели иностранного языка, знаем, что основной целью обучения ИЯ является  формирование коммуникативной компетенции, т.е. способность к межкультурному взаимодействию, а все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Для достижения этой цели мы используем различные методы и приёмы обучения, стремясь мотивировать наших учеников на осознанное обучение.

В этой связи мы неизбежно сталкиваемся с задачей взаимосвязи мотивации и методов обучения.

 

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным  языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание ИЯ жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению его резко возросла. Однако трудностей на пути овладения ИЯ, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

         К сожалению, некоторые учебники ИЯ не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются в расчете на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счет разработанных в методике методов, подходов и технологий обучения, а так же за рамками традиционного урока, например, в ходе элективных курсов, особенно в предпрофильной и профильной школе.

Так какие же методы наиболее приемлемы при мотивации наших учеников изучать ИЯ.

 

         На мой взгляд, наибольшая мотивация  может быть достигнута методом при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности школьника.

Мне бы хотелось показать каким образом личностно-ориентированный подход можно реализовать посредством авторских программ и элективных курсов.

         Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс, способствуя благоприятной среде.

Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При этом подходе создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока и школы.

 

Личностно-ориентированное обучение включает: метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение.

 

И так, давайте разберём подробно такой подход как   «Обучение в сотрудничестве»)

Основная идея технологии обучения в сотрудничестве  – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе – вот суть обучения в сотрудничестве.

Вот некоторые варианты обучения в сотрудничестве, опять же в разрезе авторских программ: Learning together (учимся вместе), Student team learning (STL, обучение в команде), Jigsaw (в педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила»).

Student team learning (STL, обучение в команде). В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой, подлежащей изучению. Т.о. задача каждого ученика – не только в том чтобы сделать что-то вместе, а познать что-то вместе.

И так, класс делиться на равные по способностям группы; уч-ся предлагаются несколько групп пословиц и перед каждой группой ставится определённая  задача (внутри группы задача решается отдельными уч-ся во взаимодействии со всей группой) : например, 1-ой группе необходимо в течение определённого, ограниченного времени определить семантику ФЕ; 2-ой группе - проанализировать образы, с помощью которых передаётся их смысл. 3-ей группе – проанализировать экспрессивность (т. е, объяснить,  почему те или иные образы выбраны для передачи идеи, смысла фразеологизма). Главное, чтобы каждый участвовал в решении поставленной задачи (и если один из членов группы не справляется с заданием – более продвинутые ученики помогают и объясняют ему)

Давайте вместе это сделаем. В первой группе у всех ФЕ образ совпадает (priest, поп, мулла)….

В заключении все группы обмениваются информацией и класс делает общий вывод:  что на семантическом уровне существуют полностью эквивалентные ФЕ во всех трёх языках, тогда как на лексическом их можно подразделить на: эквивалентные, частично-эквивалентные и безэквивалентные ФЕ.

Другой  вариант  обучения в сотрудничестве – Learning together (учимся вместе) Класс делится на разнородные (по уровню обученности) группы по 3-4 человека. Каждая группа получает подзадание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Каждой группе дается задание подготовить свою часть. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объёме. Надо иметь в виду, что вся необходимая лексика по теме усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках.

И так, технология  «Учимся вместе» (Learning together). Класс делиться на разноуровневые группы. Тема для всего класса единая «Лакуны во фразеологии». Первой группе даётся подзадание:  выяснить семантику русских ФЕ, другой – английских, третьей – татарских. Непосредственно на занятии можно предложить  проанализировать  причины лакунарности; за пределами занятия уч-ся, в качестве самостоятельной работы необходимо выяснить этимологию каждого фразеологизма.  (Расскажи об отдельных ФЕ).  Основной вывод который должны сделать все группы – причины лакунарности - в национальных, исторических, религиозных, культурных традициях народов.

 

Ещё один из наиболее распространённых вариантов организации обучения в сотрудничестве это Jigsaw. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках ИЯ организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Те, в свою очередь рассказывают о своей части задания. Все общение ведется на ИЯ. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом.

Уч-ся организуются в группы для работы над материалом, который разбит на логические блоки Каждый член группы (эксперт) работает над подтемой, например, один  выясняет из какого произведения взято то или иное высказывание, проанализировав несколько отрывков  с ним; другой подбирает эквиваленты в русском и возможно в татарском языке, помня о том, что практически все шекспиризмы переводятся дословно; третий – выясняет насколько актуальна та или иная ФЕ в языках.  Затем происходит встреча экспертов и обмен информацией  вне своих групп и в заключении взаимообучение внутри своей группы.

В конце занятия, опять же, делается подводится итог работы каждой группы, а затем делается общий вывод по единой теме: цитаты из произведений Шекспира проникли во многие языки; их перевод в основном дословен; многие цитаты стали фразеологизмами, которые принято называть «шекспиризмами».

 

 

Т.о., метод обучения в сотрудничестве, даёт возможность учителю   быть  ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях не только классно-урочной системы, но и за её рамками, один из возможных способов её реализации.

 

Как вы помните личностно-ориентированное обучение, помимо обучения в сотрудничестве, предполагает метод проектов, который является собственно сутью развивающего, личностно-ориентированного характера обучения.

Кроме того, личностно-ориентированное обучение включает в себя разноуровневое обучение

Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Не менее важным компонентом личностно-ориентированного обучения является Идея контекстного обучения. Смысл её в том, чтобы  в учебном процессе соединить теорию и практику. Т.е. предстоит интегрировать обучение в непосредственное общение с носителями языка. Это может быть и живое общение, если есть такая возможность, либо общение через интернет (различные чаты, видео общение, например через систему «Skype», помимо этого, забытая, но не менее эффективное общение путём переписки и т.д.) Любой теоретический вопрос необходимо изучать именно в связи с практикой.

Чтобы наглядно показать эффективность применения личностно-ориентированного подхода при изучении ИЯ, и в частности, при прохождении элективных курсов, мне бы хотелось назвать лишь некоторые проекты уч-ся, работа над которыми велась в первую очередь с учетом обучения в сотрудничестве и с учётом заинтересованности ребят в той или иной проблеме. Среди проектов преобладают групповые проекты.  (Слайды с дипломами и конференцией)

И в заключении, представлены результаты моей педагогической деятельности за последние 5 лет (перечислить с экрана, если останется время), а так же  свои публикации.

 

 



К списку новостей