МАДОУ "Детский сад № 290 с обучением и воспитанием на татарском языке" Советского района г.Казани (реорганизация)
Визитная карточка
Адрес: | 420061 г.Казань, ул Новаторов 4а |
Телефон: | +7(843)-272-11-52;+7(843)-272-20-85 |
E-Mail: | madou290@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад №290" Советского района г.Казани |
У нас учатся: | 143 |
У нас учат: | 13 |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
1 |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование |
|
01.001 |
|||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
|||||
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) |
|||||
Группа занятий: |
|||||
2320 |
Преподаватели в средней школе |
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
||
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
||
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|
|
||
(код ОКЗ[1]) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
||
Отнесение к видам экономической деятельности: |
|||||
80.10.1. |
Услуги в области дошкольного и начального общего образования |
||||
80.21.1. |
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования |
||||
(код КВЭД[2]) |
(наименование вида экономической деятельности) |
||||
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) |
|||||
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
6 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
A/01.6 |
6 |
Воспитательная деятельность |
A/02.6 |
6 |
|||
Развивающая деятельность
|
A/03.6 |
6 |
|||
B
|
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
5-6 |
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
B/01.5 |
5 |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
B/02.6 |
6 |
|||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
B/03.6 |
6 |
|||
Модуль «Предметное обучение. Математика» |
B/04.6 |
6 |
|||
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» |
B/05.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций |
|||||||||||
3.1. Обобщенная трудовая функция |
|||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
||||||
|
|||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||
|
|||||||||||
Возможные наименования должностей |
Учитель, Воспитатель |
||||||||||
|
|||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Требования к опыту практической работы не предъявляются |
||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
||||||||||
Дополнительные характеристики |
|||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|||||||||
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
|||||||||
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
||||||||||
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
||||||||||
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
||||||||||
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
||||||||||
ЕКС[iii] |
- |
Учитель Воспитатель |
|||||||||
ОКСО[iv] |
050000 |
Образование и педагогика |
|||||||||
3.1.1. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Общепедагогическая функция. Обучение |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
|||||||||
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
||||||||||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды |
||||||||||
Планирование и проведение учебных занятий |
||||||||||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению |
||||||||||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися |
||||||||||
Формирование универсальных учебных действий |
||||||||||
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) |
||||||||||
Формирование мотивации к обучению |
||||||||||
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
||||||||||
Необходимые умения |
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
|||||||||
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
||||||||||
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
||||||||||
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) |
||||||||||
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
||||||||||
Необходимые знания |
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
||||||||||
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
||||||||||
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
||||||||||
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету |
||||||||||
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства |
||||||||||
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи |
||||||||||
Конвенция о правах ребенка |
||||||||||
Трудовое законодательство |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.1.2. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Воспитательная деятельность |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды |
|||||||||
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
||||||||||
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера |
||||||||||
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
||||||||||
Проектирование и реализация воспитательных программ |
||||||||||
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) |
||||||||||
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) |
||||||||||
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления |
||||||||||
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации |
||||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
||||||||||
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде |
||||||||||
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка |
||||||||||
Необходимые умения |
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
|||||||||
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
||||||||||
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
||||||||||
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
||||||||||
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу |
||||||||||
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях |
||||||||||
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
||||||||||
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
||||||||||
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
||||||||||
Необходимые знания |
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
||||||||||
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
||||||||||
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
||||||||||
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.1.3. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Развивающая деятельность |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
|||||||||
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе |
||||||||||
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка |
||||||||||
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
||||||||||
Оказание адресной помощи обучающимся |
||||||||||
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
||||||||||
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
||||||||||
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу |
||||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
||||||||||
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
||||||||||
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся |
||||||||||
Необходимые умения |
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
|||||||||
Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий |
||||||||||
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ |
||||||||||
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
||||||||||
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося |
||||||||||
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
||||||||||
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся |
||||||||||
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик |
||||||||||
Формировать детско-взрослые сообщества |
||||||||||
Необходимые знания |
Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
|||||||||
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
||||||||||
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся |
||||||||||
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ |
||||||||||
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью |
||||||||||
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей |
||||||||||
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2. Обобщенная трудовая функция
|
||||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ |
Код |
B |
Уровень квалификации |
5 – 6 |
|||||||
|
||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||
Возможные наименования должностей |
Учитель, Воспитатель |
|||||||||||
|
||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации |
|||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Требования к опыту практической работы не предъявляются |
|||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
|||||||||||
Дополнительные характеристики |
||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||||
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели в средней школе |
||||||||||
2340 |
Преподаватели в системе специального образования |
|||||||||||
3310 |
Преподавательский персонал начального образования |
|||||||||||
3320 |
Персонал дошкольного воспитания и образования |
|||||||||||
3330 |
Преподавательский персонал специального обучения |
|||||||||||
ЕКС |
- |
Учитель Воспитатель |
||||||||||
ОКСО |
050000 |
Образование и педагогика |
||||||||||
3.2.1. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
Код |
B/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
|||||||||
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации |
||||||||||
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами |
||||||||||
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста |
||||||||||
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста |
||||||||||
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями |
||||||||||
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития |
||||||||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению |
||||||||||
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья |
||||||||||
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства |
||||||||||
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
||||||||||
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
||||||||||
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
||||||||||
Необходимые умения |
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства |
|||||||||
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации |
||||||||||
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
||||||||||
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) |
||||||||||
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
||||||||||
Необходимые знания |
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
|||||||||
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания |
||||||||||
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
||||||||||
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
||||||||||
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста |
||||||||||
Современные тенденции развития дошкольного образования |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.2. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной |
|||||||||
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе |
||||||||||
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования |
||||||||||
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек |
||||||||||
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника |
||||||||||
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек |
||||||||||
Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе |
||||||||||
Необходимые умения |
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы |
|||||||||
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания |
||||||||||
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования |
||||||||||
Необходимые знания |
Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов |
|||||||||
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ |
||||||||||
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий |
||||||||||
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях |
||||||||||
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.3. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира |
|||||||||
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития |
||||||||||
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся |
||||||||||
Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования |
||||||||||
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения |
||||||||||
Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения |
||||||||||
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др. |
||||||||||
Необходимые умения |
Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
|||||||||
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения |
||||||||||
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой |
||||||||||
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение |
||||||||||
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую |
||||||||||
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности |
||||||||||
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе |
||||||||||
Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) |
||||||||||
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования |
||||||||||
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием |
||||||||||
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции |
||||||||||
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками |
||||||||||
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения |
||||||||||
Необходимые знания |
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) |
|||||||||
Программы и учебники по преподаваемому предмету |
||||||||||
Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности |
||||||||||
Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
||||||||||
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения |
||||||||||
Основы экологии, экономики, социологии |
||||||||||
Правила внутреннего распорядка |
||||||||||
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.4. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Модуль «Предметное обучение. Математика» |
Код |
B/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
Трудовые действия |
Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность |
|||||||||
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств |
||||||||||
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики |
||||||||||
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ) |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления) |
||||||||||
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно |
||||||||||
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам |
||||||||||
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др. |
||||||||||
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики |
||||||||||
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации |
||||||||||
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов |
||||||||||
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях |
||||||||||
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся |
||||||||||
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий |
||||||||||
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики |
||||||||||
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания |
||||||||||
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных |
||||||||||
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения |
||||||||||
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности |
||||||||||
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения |
||||||||||
Необходимые умения |
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся |
|||||||||
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения |
||||||||||
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи |
||||||||||
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады) |
||||||||||
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации |
||||||||||
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом |
||||||||||
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) |
||||||||||
Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях |
||||||||||
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. |
||||||||||
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала |
||||||||||
Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) |
||||||||||
Квалифицированно набирать математический текст |
||||||||||
Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся |
||||||||||
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов |
||||||||||
Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения) |
||||||||||
Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры |
||||||||||
Необходимые знания |
Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики |
|||||||||
Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений |
||||||||||
Теория и методика преподавания математики |
||||||||||
Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
3.2.5. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» |
Код |
B/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации |
|||||||||
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка» |
||||||||||
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики») |
||||||||||
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций |
||||||||||
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции |
||||||||||
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате |
||||||||||
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства |
||||||||||
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. |
||||||||||
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся |
||||||||||
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов |
||||||||||
Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.) |
||||||||||
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка |
||||||||||
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав |
||||||||||
Необходимые умения |
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному |
|||||||||
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья |
||||||||||
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы |
||||||||||
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона |
||||||||||
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся |
||||||||||
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики |
||||||||||
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека |
||||||||||
Необходимые знания |
Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики |
|||||||||
Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений |
||||||||||
Теория и методика преподавания русского языка |
||||||||||
Контекстная языковая норма |
||||||||||
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды |
||||||||||
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
|||||||||
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта |
|||
4.1. Ответственная организация – разработчик |
|||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» |
|||
|
|||
|
Ректор Рубцов Виталий Владимирович |
|
|
|
|
|
|
4.2. Наименования организаций – разработчиков |
|||
1 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109 |
[1] Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[iii] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
[iv] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Общероссийский классификатор занятий.
[iv] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[iv] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
[iv] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г. № 544н (не вступил в силу
Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 г. N 544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)от 25 декабря 2014 г. № 1115н
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н
Как применять профессиональные стандарты
Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
· при приеме на работу для определения квалификации работника;
· при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
· при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
· при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
· при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Профстандарты нужны:
Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Во-вторых, при разработке образовательных программ:
· профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
· профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
· дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.
Обязательно ли применять профстандарты
Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?
Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.
Этот вывод подтверждаетПисьмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.
Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.
С какого момента применяют профессиональные стандарты
Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся, например, профстандарты непедагогических работников .
Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017 года.
В сфере общего образования утверждены три профстандарта педагогических работников и определены даты их официального применения.
Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.
Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .
Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены для образовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию. Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии с графиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .
Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном учреждении
Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Для внедрения профессиональных стандартов:
1. Издайте Приказ о создании рабочей группы;
2. Разработайте План по организации применения профессиональных стандартов. План согласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.
Включите в план:
· список профессиональных стандартов, которые будут применяться;
· сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении и дополнительном профессиональном образовании работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требования профессиональных стандартов и кадровый состав;
· сведения о мероприятиях по образованию и обучению;
· этапы применения профстандартов;
· перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников.
Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов
Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).
В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.
Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Правовая база
·ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 25.12.2014 № 1115Н
О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
·ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 27.05.2015 № 536ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы
·ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013 № 544Н
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года)
·ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 24.07.2015 № 514НОб утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
·ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 08.09.2015 № 613НОб утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
Принятые профессиональные стандарты педагогическ их работников в сфере общего образования
№ |
Наименование Профстандарта |
Возможные наименования должностей |
Утверждающий документ |
Дата, с которой официально начинает применяться Профстандарт* |
1 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Воспитатель; Учитель. |
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н |
1 января 2017 г.** |
2 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Психолог; Педагог-психолог; Психолог образовательной организации. |
Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н |
1 января 2017 г. |
3 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования; Тренер-преподаватель; Старший тренер-преподаватель; Преподаватель; Методист; Педагог-организатор. |
Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н |
1 января 2017 г. |
* Вопросы апробации Профстандартов в пилотных регионах регулируются приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .
**Дата определена в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н .
Приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов
В государственных и муниципальных учреждениях профессиональные стандарты вводятся поэтапно на основе утвержденных указанными организациями планов по организации применения профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584).
Для разработки и реализации плана по организации применения профессиональных стандартов создайте рабочую группу. Утвердите состав рабочей группы приказом.
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
|
План по организации применения профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации применения профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
|
Введение профстандартов
Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года. «Профессиональные стандарты» вводятся в России для целого ряда профессий и специальностей в соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года.
Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.
План по организации применения профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
Апробация профессионального стандарта педагога
В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ. Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер.
Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:
— Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.
— Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости — внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.
— Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.
— Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству. Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту.
— Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.
Требования профстандарта педагога
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
·Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
·Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
·Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
·Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Знаете ли вы?
Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.
Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования
Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне.
К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:
·Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
·Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.
·Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.
Также воспитатель обязан:
·Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
·Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов — психолога, логопеда и т.п.
·Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
·Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)
- ПРИКАЗ от 8 сентября 2015 г. N 613н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"
- Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственност
- Профстандарт
ДОКУМЕНТЫ ГБДОУ № 39, регламентирующие применение профессиональных стандартов
- Приказ о утверждении положения о внедрении профессиональных стандартов в ГБДОУ детский сад № 39
- Положение о внедрении профессиональных стандартов в ГБДОУ детский сад № 39
- Приказ об организации деятельности комиссии ( рабочей группы) по внедрению профессиональных стандартов в ГБДОу детский сад № 39
- Положение о комиссии ( рабочей группы) по внедрению профессиональных стандартов в ГБДОУ детский сад № 39
- Приказ об утверждении списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в ГБДОУ детский сад № 39
- Список профессиональных стандартов, подлежащих применению в ГБДОУ детский сад № 39
- Приказ об утверждении плана по организации применения профессиональных стандартов в ГБДОУ детский сад № 39
- Приказ об утверждении перечня проектов локальных актов, подлежащих применению в ГБДОУ детский сад № 39
- Приказ о проведении процедуры самооценки профессиональных компетенций работников на их соответствие профессиональным стандартом
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Коллективный договор
- Положение о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
- Положение о профессиональной переподготовке и повышения квалификации педагогических работников
- План ( дорожная карта) по организации применения профессиональных стандартов в ГБДОУ детский сад № 39
- План график обучения педагогов на 2018-2020 учебный год
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Как применять профессиональные стандарты?
- Как оценить соответствие педагога?
- Как подготовиться к переходу на профстандарты?
- Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога - новый шаг к качеству образования
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАТЕЛЯ), ОТРАЖАЮЩИЕ
СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагог дошкольного образования должен:
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном
детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем
и дошкольном возрасте.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности:
предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического,
познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста.
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с
детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного
образования.
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в
освоении программы, или детьми с ОВЗ.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной
образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и
укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в
период пребывания в образовательной организации.
Владеть методами и средствами анализа психолого- педагогического
мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми
образовательных программ, степень сформированности у них необходимых
интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для
дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Владеть методами и средствами психолого- педагогического просвещения
Как применять профессиональные
стандарты
Что такое профессиональный стандарт и для чего он
нужен?
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая
необходима работнику для осуществления определенного вида
профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2
ст. 195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их
положений в организации деятельности образовательной организации, в
том числе:
· при приеме на работу для определения квалификации работника;
· при аттестации для определения соответствия занимаемой
должности;
· при направлении работников на дополнительное
профессиональное образование для определения вида обучения;
· при разработке должностных инструкций для определения
трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
· при разработке штатного расписания для определения
наименования должностей.
Профстандарты нужны:
Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по
соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт –
более подробный документ, чем квалификационный справочник.
Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей
структурных подразделений, педагогов школ и детских садов
предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст.
47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Во-вторых, при разработке образовательных программ:
· профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ);
· профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ);
· дополнительного профессионального образования (ч. 9
ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение
квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие
профстандарты.
Обязательно ли применять профстандарты?
Все работники образовательной организации должны соответствовать
требованиям квалификационных справочников или профессиональных
стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ).
Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не
соответствует профстандарту?
Обязательность применения именно профессионального стандарта в
образовательных организациях не установлена, то есть вы можете
выбирать, что использовать.
Этот вывод подтверждает Письмо Минтруда России от
4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по
аналогичным должностям содержат различные требования к
квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой
нормативный правовой акт он будет использовать.
Внимание: обязательность применения требований профессиональных
стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса
работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения
профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо
Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между
квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в
перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос №
4 информации Минтруда России по вопросам применения
профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от
4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и
муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их
внедрения.
С какого момента применяют профессиональные
стандарты?
Для всех профстандартов срок применения установлен Трудовым
кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТК РФ). К ним относятся,
например, профстандарты непедагогических работников.
Однако Минтруд России может установить иной срок начала применения.
Например, профессиональный стандарт педагога действует с 1 января 2017
года.
В сфере общего образования утверждены три профстандарта
педагогических работников и определены даты их официального
применения.
Применяйте профстандарты с учетом сроков их применения.
Эта позиция подтверждается письмом Минобрнауки России
от 3 марта 2015 г. № 08-241 .
Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены
для образовательных организаций пилотных регионов в которых проводят
апробацию. Применение профстандартов в таких регионах осуществляют
в соответствии с графиком апробации, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. № 536 .
Как внедрить профстандарты в государственном или
муниципальном учреждении?
Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено
поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления
Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного
органа работников.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов
необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления
Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Для внедрения профессиональных стандартов:
1. Издайте Приказ о создании рабочей группы;
2. Разработайте План по организации применения
профессиональных стандартов. План согласуйте с профсоюзом (при
наличии) (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г.
№ 584).
Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время,
которое необходимо для приведения квалификации работников к
требованиям профессионального стандарта. Например, если работникам
необходима переподготовка, не вводите профессиональный стандарт пока
все работники ее не пройдут.
Включите в план:
· список профессиональных стандартов, которые будут применяться;
· сведения о потребности в профессиональном образовании,
обучении и дополнительном профессиональном образовании
работников.
Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные
требования профессиональных стандартов и кадровый состав;
· сведения о мероприятиях по образованию и обучению;
· этапы применения профстандартов;
· перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом
положений профстандартов.
В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации
и других форм оценки квалификации работников.
Какая ответственность предусмотрена за
неприменение профстандартов?
Если должность работника содержится и в квалификационном
Как оценивать соответствие педагога требованиям стандарта
Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить,
например, посредством внутреннего и внешнего аудита.
Для справки.
Аудит(от лат. audit — слушает) – это процедура независимой оценки
деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта (википедия).
В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника
занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся
комплексная характеристика работникам.
Внешний аудит — это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы
для получения действительно независимой оценки, которую может дать только
взгляд «со стороны».
Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации,
например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для
оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.
Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение
проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития
обучающихся.
Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса,
выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных
данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты
аттестации педагогов.
По отношению к обучающимся, имеющим особенности и ограниченные
возможности, в качестве критериев успешной работы педагогов совместно с
психологами могут рассматриваться интегративные показатели,
свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка: был – стал,
или, в особо сложных случаях, например, ребёнок с синдромом Дауна, —
показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается
только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития
интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности,
эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому
саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение
образовательных задач и жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в
начальной школе.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по
результатам обучения, воспитания и развития учащихся.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить