• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МАДОУ "Детский сад № 290 с обучением и воспитанием на татарском языке" Советского района г.Казани (реорганизация)

Визитная карточка

Адрес: 420061 г.Казань, ул Новаторов 4а
Телефон: +7(843)-272-11-52;+7(843)-272-20-85
E-Mail: madou290@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад №290" Советского района г.Казани
У нас учатся: 143
У нас учат: 13

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников. (Валиева Р.М.)

Театрализованная деятельность, как средство формирования связной речи у дошкольников. (Валиева Р.М.) Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей через художественное слово, формирование умения излагать свои мысли последовательно. Задачи: 1. учить детей излагать свои мысли связно, последовательно; 2. формировать грамматический, лексический строй речи; 3. развивать навыки активной, разговорной, образной речи; 4. продолжать развивать диалогическую, монологическую речь; 5. продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности; 6. продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи; 7. пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц; 8. воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями; 9. развивать мелкую моторику рук; 10. формировать умение воплощать услышанное в инсценировках. «Волшебный край!» - так когда–то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любите ли вы театр, как я люблю его?» - спрашивал В.Г.Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувство великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Почему так велика потребность в театре? Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем не сравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями. Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием связной речи у дошкольников. Речь – это величайшее богатство данное человеку. И как любое богатство можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Говорить – значит владеть определенным запасом слово, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Ведь наше современное общество нуждается в людях самостоятельных, коммуникабельных, развитых, творческих. Исследование проведенное Г.А.Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Именно настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В творческой разыгрывании ролей в театрализованной игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносят готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе театрализованной деятельности. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специалистом. Однако проблема еще в том, что родители мало время уделяют своим детям в плане: не всегда поддерживают разговор, не рассматривают картинок и тем более не составляют рассказов. В 2010 году приняла группу детей среднего дошкольного возраста. Общаясь с детьми, беседуя с родителями, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи я сделала вывод, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи. Поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка в системе школьного обучения. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий: 1. в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова; 2. умении вслушиваться в текст; 3. улавливать интонации; 4. особенности речевых оборотов; 5. четко, последовательно излагать мысль; 6. самостоятельно пересказать текст; 7. в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). На учебный год определяла цель и задачи, опираясь на полезные рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержащихся в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой и на результаты диагностики и собственные наблюдения за детьми. Исходя из цели и задач составляла перспективные планы для работы с детьми – это разные виды театрализованной деятельности ( многоперсонажная игра-драматизация по текстам русской народной сказки «Лиса и волк», праздник игры и сказки «Учимся говорить правильно», теневой театр по басням Крылова, настольный театр игрушек и картинок на магнитах, игры-драматизации с пальчиками, перчаточное), которые можно использовать как в индивидуальной, подгрупповой формы работы. Учитывая разный речевой уровень детей, проводила большую индивидуальную работу (в основном это дети с низким уровнем развития речи, а так же малоактивные), с целью развития речевых способностей у каждого ребенка. Это пересказ небольшого произведения, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин, описательных рассказов, сочинение сказок и не просто сказок, а познавательных. В этих театрализованных играх дети обязательно в одних представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли, пользуясь монологической, диалогической речью в стихотворном стиле. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Исходя из этого, для родителей были предложены разработки «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?». В этих консультациях даются рекомендации, как развивать познавательные способности и интеллект у детей дошкольного возраста; как поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, по мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях; предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помочь разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения; рассказать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях; рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей. Для оформления предметно-развивающей среды вместе с детьми сделали картины на магнитах, персонажи по сказкам для теневого театра, а с помощью родителей приобрели настольный театр и куклы «би-ба-бо». Сравнивая результаты на начало и конец учебного года, можно отметить положительную динамику развития связной речи у детей дошкольного возраста. Надеюсь поставленные цель и задачи, а так же разработанный мною перспективный план позволит повысить уровень развития речи у детей к школьному периоду. В последующий учебный год необходимо уделять серьезное внимание подбору литературных произведений, создать более благоприятные условия для развития и заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. Вызвать интерес к театрализованной деятельности; учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру); вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом нсценировки); познакомить детей с историей театра марионеток.