МАДОУ "Детский сад № 290 с обучением и воспитанием на татарском языке" Советского района г.Казани (реорганизация)
Визитная карточка
Адрес: | 420061 г.Казань, ул Новаторов 4а |
Телефон: | +7(843)-272-11-52;+7(843)-272-20-85 |
E-Mail: | madou290@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад №290" Советского района г.Казани |
У нас учатся: | 143 |
У нас учат: | 13 |
Викторина на тему: «Достойные славы». Залялеева Р.Р.
Викторина на тему: «Достойные славы».
Возраст: подготовительная к школе группа.
Цель: способствовать формированию уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.
Задачи:
- обобщение знаний о Великой Отечественной войне;
- сохранение исторической памяти о героях – земляках, развивать любознательность;
- воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Словарь: подвиг, смелые, мужественные, храбрые, отважные, бесстрашные, удалые, сильные духом, могучие, героические.
Предварительная работа: беседа о войне, о детях-героях; рассматривание иллюстраций; разучивание пословиц; прослушивание военных песен «Священная война», «День победы», «Катюша», «В землянке», «Вечер на рейде» ; знакомство с военной техникой, городами-героями, памятниками.
Воспитатель: Залялеева Римма Раисовна.
Содержание:
Восп-ль: Ребята, очень скоро наступит долгожданный праздник – День Победы! (звучит запись песни «День Победы») А что это за праздник?
Дети: 9 мая – День Победы нашей страны над фашисткой Германией.
Восп-ль: Вы знаете как принято отмечать этот праздник?
Дети: В этот день принято бывать у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов, возлагать живые цветы, организовывать встречи ветеранов.
Восп-ль: У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
Сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Достойные славы» и выявим самых внимательных участников. Почему тема сегодняшнего мероприятия названа “Достойные славы”? Кто и за что достоин славы?
Дети: Славы достойны участники войны, которые не жалея себя защищали нашу Родину.
Восп-ль: Каждой команде я даю по минуте, чтобы придумать название команды и выбрать командира. Теперь начинаем наши конкурсы. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.
1 конкурс. Вам надо продолжить пословицы:
« Герой никогда не умрёт – ... (он вечно в народе живёт»).
« Смелый побеждает, … (а трус погибает)».
«Русский солдат … (не знает преград)».
« Бой – святое дело, … (иди на врага смело»).
« Умный боец – … (везде молодец»).
2 конкурс. Блиц - вопрос, блиц – ответ. Каждая команда по очереди дает ответ на вопрос, если у команды нет ответа, ход передается другой.
- Когда началась Великая Отечественная Война? (22 июня 1945 года)
- Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года.1941-1945 гг)
- Почему война называется Великая Отечественная? (Великая – потому что охватила всю страну, Отечественная – солдаты защищали нашу Родину)
- Георгиевская ленточка – что символизируют её цвета? (Чёрный цвет – дым, оранжевый – огонь)
- На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (Военная техника: «Яки» – это советские самолеты; «Тигры», «Пантеры», «Леопарды» – немецкие танки)
- Кто из четвероногих воинов, кроме лошадей, принимал участие в Параде Победы 1945 года? (собаки)
- Где состоялся первый парад Победы? (Москва, Красная площадь)
- А когда же прогремел салют Победы, небывалый по размаху до сих пор: 30 залпов из 1000 орудий? (Салют состоялся 9 мая 1945 года)
- Символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это? (Вечный огонь)
- На фюзеляжах советских самолётов часто можно было увидеть нарисованные краской маленькие звёзды разных цветов. Что они обозначали? (Воздушные победы –количество сбитых вражеских самолётов)
3 конкурс. «Собери военную технику». У каждой команде на столах есть разрезные карточки. Собрав их в единое целое, вы получите изображение военной техники и определите его вид. (1 команда – советский самолет «Як», 2 команда – немецкий танк – «Тигр»)
4 конкурс. «Города-герои». Командам надо назвать города-герои ВОВ по предложенным иллюстрациям и по буквам.
5 конкурс. Конкурс капитанов «Художественное слово». Сейчас будем слушать стихотворения на военную тематику, которые нам прочитают капитаны обеих команд.
1 команда: «Вечный огонь».
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
2 команда: «Рассказ ветерана».
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
6 конкурс. Наши мальчики, когда вырастут, будут служить в армии, чтобы в случае опасности охранять нашу Родину от врагов. А пока давайте поупражняемся в ловкости и смекалке. Игра называется «Саперы»: командам надо перебираться с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
7 конкурс. «Дети-герои».
Восп-ль: Ребята, кроме взрослых во время войны в тылу работали и дети. Почему про них говорят «Дети-герои»?
Дети: За их героические подвиги, которые они совершали.
Восп-ль: Каждый из них за свой поступок достоен славы. Поэтому мы всегда должны помнить их имена и гордиться ими. А о ком из них идет речь, вам надо будет сейчас определить.
1) Ее устроили на работу в офицерскую столовую. Немцам приглянулась русская девочка с косичками. Однажды она заменяла заболевшую судомойку. Это облегчило ей доступ к пище. Улучив момент, Зина успела всыпать в котёл порошок...
Спустя два дня на военном кладбище вблизи Оболи хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой.
У гитлеровцев не было прямых улик против Зины. Боясь ответственности, шеф-повар и его помощник утверждали на следствии, что они и на пушечный выстрел не подпускали к пищевым котлам девочку, заменявшую судомойку. На всякий случай они заставили её попробовать отравленный суп.
Зина как ни в чём не бывало взяла из рук шеф-повара ложку и спокойно зачерпнула суп. Она не выдала себя и сделала небольшой глоток. Вскоре ощутила тошноту и общую слабость. С трудом добралась до деревни. Выпила у бабушки литра два сыворотки. Немного стало легче, и она заснула. Чтобы уберечь Зину от возможного ареста, подпольщики переправили её ночью к партизанам в лес.
Дети: Зина Портнова, 1926-1944.
2) В 1942 г. он был принят в ряды Шепетовской подпольной организации, в качестве разведчика. Далее его военная биография пополнилась участием в подвигах партизанского отряда под командованием Музалева Ивана Алексеевича (1943 г). В октябре того же года он совершил свой первый громкий подвиг - сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который был затем благополучно взорван партизанами.
На боевом счету мужественного пионера находятся и другие подвиги - успешные подрывы шести складов и железнодорожных эшелонов, а также многочисленные засады, в которых он принимал участие. В его обязанности входила и добыча информации о расположении немецких постов и порядка смены их караула.
Другой подвиг, спасший жизни многим его взрослым товарищам, юный герой совершил 29 октября 1943 года. В тот день парень стоял на посту, как вдруг на него совершили нападение гитлеровские каратели. Мальчик успел застрелить вражеского офицера и поднять тревогу.
За проявленные героизм, мужество и неоднократно совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина, а также медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.
Дети: Валя Котик, 1930-1944.
3) В августе 1942 года он находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Оказывается, он добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.
Дети: Леня Голиков, 1926-1943.
4) В декабре 1941 г немцы, не видя другого выхода покончить с сопротивлением Старокарантинских каменоломен, решили их затопить вместе с находящимися внутри людьми. Именно он сумел раздобыть эту информацию, и вовремя предупредить товарищей о грозящей им опасности буквально за несколько часов до начала карательной операции. Днем, рискуя своей жизнью, почти на глазах врага, пионер сумел проникнуть в катакомбы и поднять отряд по тревоге.
Бойцы стали спешно сооружать плотины и успели перекрыть вход воде, находясь в ней уже по пояс. Подвиг его в этом героическом факте биографии трудно переоценить, ведь было спасено много жизней людей, которые и дальше могли бороться с врагом.
Погиб четырнадцатилетний герой в канун нового 1942 года. По заданию командира парень должен был установить связь с партизанами Аджимушкайских каменоломен. По пути он столкнулся с советскими бойцами морского десанта, которые освободили Керчь в результате Керченско-Феодосийской операции.
Радость встречи омрачило то, что гитлеровцы заминировали землю вокруг Старокарантинских катакомб, поэтому взрослые партизаны не смогли бы их покинуть. И тогда он вызвался быть проводником у сапера. 4 января 1942 г. Он подорвался на мине вместе с четырьмя саперами. Похоронили всех в братской могиле в Молодежном парке г. Керчь. За совершенные подвиги его наградили орденом Красного Знамени посмертно.
Дети: Володя Дубин, 1927-1942.
8 конкурс. «Песни военных лет». Назовите песню, из которой эти строки:
Восп-ль: «Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!»
Дети: "Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)
Восп-ль: «Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.»
Дети: "Катюша" (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)
«Ты сейчас далеко – далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.»
Дети: "В землянке" (слова А. Суркова, музыка К. Листова)
«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход –
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.»
Дети: "Вечер на рейде" (слова А. Чуркина, музыка В. Соловьёва-Седого)
«Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали, как могли.»
Дети: "День Победы" (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)
Восп-ль: Ребята, по моим подсчетам, сегодня побеждает добро! Обе команды справились с заданиями. Молодцы!
Среди вас есть те, кто сегодня хочет рассказать о своих дедушках, прадедушках, бабушках, которые участвовали на войне и работали в тылу (рассказ детей возле стенда «Бессмертный полк»).
Ребята, какие чувства у вас возникли, когда вы послушали рассказы о ветеранах и детях?
Дети: чувства гордости, уважения ко всем взрослым и детям-героям, которые защищали нашу Родину и принесли нам победу.