МАДОУ "Детский сад № 290 с обучением и воспитанием на татарском языке" Советского района г.Казани (реорганизация)
Визитная карточка
| Адрес: | 420061 г.Казань, ул Новаторов 4а |
| Телефон: | +7(843)-272-11-52;+7(843)-272-20-85 |
| E-Mail: | Ds155.kzn@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МАДОУ "Детский сад №290" Советского района г.Казани |
| У нас учатся: | 143 |
| У нас учат: | 13 |
Дидактические игры при формирования словаря детей дошкольного возраста на родном татарском языке.
Дидактические игры при формирования словаря детей дошкольного возраста на родном татарском языке.
Язык является главным инструментом общения среди людей. Каждый язык по-своему сложен. Поэтому изучение языка – это процесс, который требует от учащихся особого внимания и усердия.
Общеизвестно, что обучение языку должно начаться уже с детских садов и школ, а еще лучше, если в семье общение ведется на данном языке.
В нашей стране существуют детские сады и школы с этнокультурным татарским компонентом образования, которые вносят огромный вклад для сохранения родного языка.
Как известно, главная задача таких детских садов и школ – это развитие речи учащихся.
Что же такое развитие речи? Разные ученые трактуют этот термин по-разному, например, М.Р. Львов дает следующее определение: «развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей». Е.В. Архипова под термином развитие речи понимает «развитие языковой способности на всех ее уровнях, формирование адекватной языковой картины мира в процессе социализации личности, в ходе освоения ею с помощью языка культурных ценностей общества» .
Из этого следует, что развитие речи – это развитие всех компонентов языковой способности (фонетических, лексических, грамматических, семантических компонентов).
Очень часто мы встречаемся с такой ситуацией, когда учащийся накопил обширный словарный запас, хорошо освоил фонетический и грамматический строй изучаемого языка, но не способен к полноценному речевому общению.
Здесь, конечно, существует много факторов, мешающих свободному общению на татарском языке:
Первый фактор – отсутствие речевой среды.
Второй фактор – отсутствие системы в изучении языка.
Третий фактор – психологические особенности обучающегося. Ребенок может стесняться разговаривать, думая, что у него это плохо получается. Это, конечно же, требует от педагога не только знание своего предмета, но и знание психологических особенностей детей. Он должен всегда поддерживать ребенка и не забывать хвалить его. Ведь только так можно добиться того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным.
Важно, чтобы у педагога была правильная, красивая речь, так как педагог – это всегда пример для подражания, мастер своего дела. Поэтому и речь педагога должна быть идеальной.
Также нельзя забывать о том, что общение на родном (татарском) языке должно осуществляться не только в детском саду и школе, но и непосредственно дома в кругу семьи. Если члены семьи будут правильно общаться между собой, то и ребенок научится быстрее. Из этого следует, что в формировании правильной речи ребенка огромную роль играют родители и окружающие его люди.
Как известно, правильная речь является залогом успешного общения, а общение влияет на развитие всех личностных качеств. Работа над этой проблемой начинается в детском саду и продолжается в школе. Думаю, что большее внимание надо обратить на учащихся младших классов, особенно дошколятам. Так как устная речь совершенствуется легче и быстрее с трех до семи лет. Дети в этом возрасте, как губка, впитывают сказанное, начинают познавать мир.
Основная форма дошкольного обучения – занятия. Обычно выделяют следующие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или контрольные; комбинированные (смешанные). Занятия должны быть построены от простого к сложному, должна быть четкая последовательность и система в процессе изучения татарского языка.
В методике существует определенное количество методов и приемов, направленных на развитие речи учащихся.
Прежде чем выбрать методы, приемы и вид деятельности для развития речи, надо учитывать возрастные особенности детей. Надо уметь отбирать материал по возрасту и уровню развития детей, чтобы все дети смогли успешно усвоить материал.
Работа по развитию речи начинается с обогащения словарного запаса учащихся. Чем больше ребенок знает слов, тем легче будет ему общаться. Для изучения и хорошего запоминания слов, очень эффективным является дидактическая игра «Чудесный мешочек» («Тылсымлы капчык»), здесь дети выходят по очереди и берут из мешочка игрушки, потом они вместе называют эту игрушку и повторяют несколько раз.
Накопив определенный багаж слов, можно начать использовать их в речи. Здесь важно заинтересовать детей и добиться того, чтобы они начали общаться сами. Для этого можно использовать куклу или каких-либо животных. Например, на занятии «Кукла пришла к нам в гости» дети смогут не только обогатить свой словарь, но и закрепить навыки разговорной речи. Детям, особенно детям средних и старших групп, интересно узнать о кукле, они чувствуют себя взрослыми по сравнению с ней и стараются держать себя правильно.
Как известно, в детских садах деятельность детей осуществляется через игры. Дидактические игры учат детей думать, искать, рассуждать и т.д. Такие игры, как «Кибет» («Магазин»), «Почта», «Шифаханә» («Больница») играют огромную роль в развитие речи детей. Очень интересна игра «Әйтеп бетер» («Закончи»). Педагог произносит первый слог слова, а ребенок продолжает. Например: ма-тур (красивый), ба-бай (дедушка), китап (книга).
Необходимо развивать речь детей через повседневное общение, через игровые моменты. Для этого надо проводить с ними специальные дидактические игры и упражнения. Целесообразным является использование в обучение татарскому языку книги Ф. Йосыпова, З. Камалова, Р. Борһанова «Гөлбакча» («Мәгариф» нәшрияты, 1990). Здесь очень много сказок, рассказов и коротких стихов, которые помогут в работе по развитию речи учащихся.
Для развития речи также эффективными являются татарские народные игры, такие как «Без – без, без идек», «Йөзек салыш», «Кабыргалы камчылар…», «Күрсәт әле, үскәнем», «Ак калач» и многие другие.
Остановимся на некоторых подробнее:
Игра «Гөлбану, Габдулла».
Дети встают в круг, держа друг друга за руку. С помощью считалочки выбирают одного ребенка. Он встает внутри. Дети поют и кружатся вокруг ребенка в середине круга:
Син уртада, без кырыйда
Әйләнәбез, Габдулла.
Син нишләсәң, ни кылансаң,
Шуны эшләргә була.
Если внутри круга девочка, дети поют такую песню:
Син уртада, без кырыйда
Әйләнәбез, Гөлбану.
Син нишләсәң, ни кылансаң,
Шуны эшләргә могу.
После того как закончилась песня, ребенок стоящий внутри круга показывает какое-то движение. Остальные должны повторить то же движение. Если кто-то неправильно делает движение, ему придумывают наказание (спеть, станцевать, рассказать стихотворение и т.д.).
Эта игра помогает развить речь детей, воспитывает в них дружеские чувства и коллективизм.
Игра «Күрсәт әле, үскәнем».
Дети встают в круг. Педагог говорит слова, а дети должны понять о чем говорится и показать эти движения.
Слова Движения
· Күрсәт әле, үскәнем, Показывают как
Ничек кошлар очалар? летают птицы.
· Менә шулай, менә шулай,
Шулай кошлар очалар.
· Күрсәт әле, үскәнем, Показывают как
Ничек язу язалар? пишут.
· Менә шулай, менә шулай,
Шулай язу язалар.
· Күрсәт әле, үскәнем, Показывают как
Ничек печән чабалар? косят сено.
· Менә шулай, менә шулай,
Шулай печән чабалар...
Игра «Очты, очты…» («Летели-летели…»).
Играющие становятся в круг. Педагог называет летающие и нелетающие предметы, одновременно взмахивая руками. А учащиеся должны повторять движение педагога при упоминании летающих предметов. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Очты, очты – каргалар очты.
Очты, очты – торналар очты.
Очты, очты – арбалар очты.
Очты, очты – самолетлар очты.
Очты, очты – алмагачлар очты.
Очты, очты - …
Для обогащения словарного запаса учащихся очень полезной является дидактическая игра «Бу нәрсә?» («Что это?») и «Бу кем?» («Кто это?»), где дети должны называть предметы и людей изображенных на картинках. Например, мы показываем детям рисунок медведя, а они должны ответить не просто «Аю», а «Бу – аю». Также когда, мы спрашиваем, как тебя зовут, они должны отвечать не «Алсу», а «Минем исемем – Алсу». В подготовительной группе и в начальных классах можно использовать рисунки для того, чтобы по ним дети составляли сюжет.
Очень познавательной является дидактическая игра «Бу өйдә кем яши?» («Кто живет в этом доме?»), где педагог рассказывает детям сказку «Теремкәй» («Теремок»). С помощью этой сказки можно научить детей называть свое имя и спрашивать у других. Также очень эффективным является такой прием, как театрализация сказок. Например, можно сделать кукольный театр по сказкам «Теремкәй» («Теремок»), «Шалкан» («Репка») или «Өч кыз» («Три дочки»), также и по остальным сказкам, где будет участвовать не только педагог, но и сами дети.
Для развития речи детей очень хорошими приемами являются пальчиковые игры. Например, пальчиковая игра «Гаилә» («Семья»).
Бу бармак – бабай,
Бу бармак – әби,
Бу бармак – әти,
Бу бармак – әни,
Бу бармак – кыз (малай).
Важную роль в том, чтобы сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, в то же время, обеспечивая такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребенок легко смог бы пользоваться им, играет метод звуковых ассоциаций. Суть ее «заключается в адекватном подборе созвучных слов родного языка к запоминаемому иноязычному слову». Данный метод позволяет легко и быстро усваивать слова на татарском языке. Специально разработанные игровые задания, сказки, познавательные рассказы, загадки позволяют расширить детские возможности в усвоении новой информации. Остановимся на некоторых из них:
Мяч – туп
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру пол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
По-татарски – туп.
Я повторяю слово:
Туп, туп, туп!
Он прыгает: туп-туп.
И мчится быстро вскачь.
А что же это значит?
Конечно, круглый…
Медведь – аю
Выпал снег. Белым ковром покрылся сосновый бор. Дни и ночи поёт свою заунывную песню вьюга: «ю-ю-ю». Холодно зимой. Печку надо топить. В бор идти, ветки собирать, шишками огонь разжигать.
Собрались дети в бор. А вьюга ещё пуще злится: «Ю-ю-ю». Совсем замёрзли дети и решили поиграть в игру «У медведя в бору».
У медведя в бору
Шишки, веточки беру.
А медведь не спит:
Он на нас сердит.
А потом как зарычит
И за ними побежит.
Разбудили дети медведя. Напугались. Убегая от него, громко кричали: «А-а-а-а!». В это время и вьюга выла: «Ю-ю-ю-ю!».
Долго бродил косолапый. Притомился. Улегся поудобнее в берлоге. Закрыл глаза, а в ушах продолжало звучать: «А-а-ю-ю, аю». С тех пор медведь стал называть себя аю
Также очень эффективными приемами являются ответы на вопросы, беседы, диалоги, составление простых предложений по рисунку (кем? нәрсә? нәрсә эшли? и т.д.), использование загадок, пословиц, скороговорок, составление рассказа по картине.
Исходя из собственного опыта работы педагогом татарского языка в «Поликультурном центре» и в детском саду г. Москвы, можно сделать вывод, что речевая деятельность детей реализуется в таких видах, как говорение, слушание (аудирование), письмо и чтение. Все эти виды играют важную роль в развитии речи детей.
Также нельзя забывать, что только при проговаривании новых слов и при регулярном повторении пройденного ранее материала, можно добиться того, чтобы дети хорошо усвоили материал и, таким образом, выучили и сам родной татарский язык.

