• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МАДОУ "Детский сад № 290 с обучением и воспитанием на татарском языке" Советского района г.Казани (реорганизация)

Визитная карточка

Адрес: 420061 г.Казань, ул Новаторов 4а
Телефон: +7(843)-272-11-52;+7(843)-272-20-85
E-Mail: Ds155.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад №290" Советского района г.Казани
У нас учатся: 143
У нас учат: 13

Игры в социально-личностном развитии дошкольников

Игры в социально-личностном развитии дошкольников

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т.е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников, по мнению С.А. Козловой, являются следующие.

1.            Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2.            Воспитание социальных чувств.

3.            Воспитание активной позиции.

4.            Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Аксиомой является положение о том, что игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра - это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.

Приохотить детей к игре можно, целенаправленно создавая игровые ситуации. Они одновременно являются и педагогическими, так как ставят ребенка в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требуют от него новой модели поведения. Ее выработке предшествуют рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.

Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Первый класс игр - игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).

Второй класс - игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).

Третий класс - народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.

1.            Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2.            Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные), подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).

Педагогу, использующему игровые ситуации в образовательном процессе, надо знать направления педагогического руководства игровой деятельностью:

1.    вовлекать детей в игру, используя особые приемы, побуждающие желание играть;

2.    помогать решать игровые задачи, действуя по правилам;

3.    развивать творческие потенции ребенка в процессе игры.

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.

Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях на занятиях стимулирует у сегодняшних детей гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в которое ребята совместно анализируют ход учебно-игрового взаимодействия и результаты игры, соотносят игровую (имитационную) модель и реальность.

Кроме классификации (рассмотренной нами выше) педагогам необходимо знать правила игр и владеть технологией их проведения.

Обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что «эмоции и стремления... сохраняя свою специфическую детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных» (А.В. Запорожец).

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения - контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка.     Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом, где в целостную систему соединяются:

1.    деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

2.    общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3.    содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

1.    помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

2.    обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3.    включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4.    воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.