• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 398 комбинированного вида" Советского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420140, г. Казань, ул. Чишмяле, д. 19
Телефон: +7(843)-262-01-08
E-Mail: rodnichoc398@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад № 398 "
Руководитель: Морозова Светлана Владимировна
Год основания учреждения: 1992
У нас учатся: 336 детей
У нас учат: 29 педагогов

Начальное экономическое воспитание

 

  «Формирование начал экономического воспитания дошкольников»

Слова «дошкольник» и «экономика» лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Экономика, понимается как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», неотделима от ребенка-дошкольника. Однако ввести ребенка в мир экономики можно только сообща, объединив усилия родителей и педагогических коллективов дошкольных учреждений.

Экономические понятия «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. входят в жизнь ребенка с раннего возраста.

В некоторых дошкольных учреждениях уже несколько лет ведется работа по апробации и внедрению в практику авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и … экономика».

Прежде чем начать работу, необходимо было познакомить педагогов и родителей с концепцией программы «Дошкольник и … экономика». Провели анкетирование родителей, стремясь выяснить их отношения к раннему приобщению ребенка к экономике.

В программе делается акцент на взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания, а понятия «труд», «трудолюбие», «аккуратность», «бережливость», «честность» всегда входили в сферу воспитательной работы детского сада.

Педагоги, работающие по программе «Дошкольник и … экономика» уже накопили богатый методический материал. Они знают, как дать детям элементарные сведения из области экономики, научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; как с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести детей в сложный мир человеческих взаимоотношений, предметов и вещей; как объяснить взаимосвязь экономических и этических категорий: «труд, товар, деньги, стоимость, цена», с одной стороны и «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» - с другой.

Педагогами разработано содержание занятий и сюжетно-дидактических игр, создана специфическая предметно-развивающая среда. Наиболее результативный формой работы с детьми является сюжетно-дидактическая игра, в которую включается конкретное экономическое содержание (например, «Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет» и др.). В игре облегчается процесс усвоения новых знаний и умений, она способствует развитию детской активности, самостоятельности. Кроме того, ставит перед ребенком конкретные нравственные задачи, например купить для кого-то подарок, помочь собрать урожай и т.д.

Занятия и сюжетно-дидактические игры расширяют экономический кругозор детей, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Сталкиваясь с проблемными ситуациями экономического характера в реальной жизни и игре, дошкольники приобретают опыт практической деятельности.

Играя в «Магазин» и «расплачиваясь» за купленный товар, дошкольники не обращают внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)». Поэтому серию занятий педагоги посвятили ознакомлению дошкольников с денежными знаками России.

На занятиях дети узнавали, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточнили, как называются купюры – рубли и монеты – копейки, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны, знакомили детей с валютой. На занятиях дошкольники с удовольствием рассказывали о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрировали имеющие там хождение деньги. Конечно, большая работа была проведена с родителями. Детям было дано необычное домашнее задание – подготовить сообщение о стране, в которой они отдыхали. Задание предусматривало помощь детям, и мы нашли отклик и понимание со стороны родителей. Занятия получились интересными и познавательными. Приобретенные знания дошкольники переносили в игры и повседневную жизнь.

Однако дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться деньгами. С этой целью воспитатели знакомили дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «бюджет семьи», объясняли, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей.

Нередко мы слышим в магазине: «Мама, купи …» - и видим, с каким недоумением ребенок встречает заявление о том, что денег у неё нет: ведь он только что видел их в кошельке.

Чтобы дети поняли, на что идут деньги, заработанные членами семьи, необходимо с ними обсуждать возможные варианты расходования денег. При этом надо исходить из жизненного опыта дошкольников: они ходят с родителями в магазин за продуктами, в сбербанк, чтобы оплатить коммунальные услуги, междугородные телефонные переговоры и т.д. По просьбе воспитателей родители вместе с детьми планировали на семейном совете текущие траты. Сюжетно-дидактическая игра «Семья» помогла выяснить, научились ли дети соотносить доход с ценой на товары в игрушечном магазине, на что тратят заработанные деньги и чьи интересы при этом учитывают.

Реализация задач экономического воспитания возможна лишь при условии полноценного решения задач трудового и нравственного воспитания, так как труд является ведущей экономической категорией, а нравственный аспект – важнейшим в сфере экономических отношений.

Дети должны научиться уважать чужой труд, осознать, что предметной мир – мир рукотворный, приобрести качества, необходимые настоящему хозяину (трудолюбие, аккуратность, бережливость, экономность, щедрость) и современному профессионалу (умение договариваться, вступать в контакт с широким кругом людей – партнерами и клиентами общительность, порядочность, ответственность).

В детском саду стало традицией печь к празднику печенье. Выполняя работу, дошкольники учатся договариваться между собой, уважительно относиться к результатам труда, экономно расходовать продукты.

На первых порах, раскатав тесто и вырезав формочкой печенье, дети оставляли большое количество кусочков, из которых нельзя было вырезать печенье. Важно было показать малышам, что существует возможность использовать полуфабрикат до конца. Навыки рационально использования материала закрепились на занятиях и в быту, детей учили экономно расходовать цветную бумагу, не выбрасывать оставшиеся кусочки хлеба и т.д.

При этом необходимо было найти способ внушить детям, что бережливость и экономность – это не скупость и стяжательство, так же как честное соревнование – не стремление победить любой ценой, да и ценность вещи далеко не всегда определяется её стоимостью. Размышляя над тем, что можно сделать с печеньем, которое испекли, дошкольники предлагали его съесть, продать, кого-нибудь угостить и в конце концов откликнулись на предложение воспитателя помочь детям младшей группы провести занятие «Сервируем стол к празднику». Отобрали самое красивое печенье, разложили его по тарелочкам и отдали малышам. На вопрос: «А не жалко?» - уверенно ответили: «Нет. Это подарок, а подарок должен быть красивым». Таким образом, можно оценить деньгами, а удовольствие от труда можно получить и от бескорыстной помощи, услуги.

Кроме того, дошкольников учили беречь ресурсы страны: воду и электроэнергию.

В ходе беседы «Зачем людям вода?» выяснилось, что дети не могут ответить на вопрос: «Почему надо экономить воду, которая течёт из крана?», ведь её много и она никогда не кончается.

Объяснение, что за воду мы платим, вызвало у детей удивление. Педагоги обратились с просьбой к родителям показать детям квитанции по оплате коммунальных услуг и рассказать о том, что включает в себя плата за квартиру.

В детском саду были проведены занятия – беседы на темы «Свет в нашем доме» и «Без воды нет жизни», в ходе которых объяснили малышам, откуда берутся в доме электричество и вода, зачем они нужны, почему дорого стоят и т.д. Дети больше не забывали закрывать за собой кран, напоминали взрослым, что надо выключать свет на лестнице. Тем более что им объяснили, что и в детском саду мы за всё расплачиваемся сами, и чем больше денег придется заплатить за свет и воду, тем меньше их останется на покупку игрушек.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.