Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 398 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420140, г. Казань, ул. Чишмяле, д. 19 |
Телефон: | +7(843)-262-01-08 |
E-Mail: | rodnichoc398@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад № 398 " |
Руководитель: | Морозова Светлана Владимировна |
Год основания учреждения: | 1992 |
У нас учатся: | 336 детей |
У нас учат: | 29 педагогов |
Детские страхи
Детские страхи
Возникновение у дошкольников страха - достаточно сложная проблема эмоционального развития, требующая серьезного внимания родителей, чуткости и понимания.
По своей сути страх, как и другие негативные эмоции (гнев, ярость, страдание), не является однозначно опасным и вредным. Часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует поведение. Детские страхи – обычное явление для психического развития ребенка. Большую озабоченность у родителей должно вызывать отсутствие страха, чрезмерная доверчивость, незащищенность перед трудными жизненными ситуациями. Чем меньше ребенок, тем меньше он боится различных предметов, людей, животных. В раннем возрасте поведение и эмоции малыша во многом основаны на подражании взрослым. Если мама испуганно отбегает, держа за руку ребенка, от встречной собаки, она передает свой страх малышу, с этого момента он тоже будет пугаться. Примерами для подражания могут быть старшие братья и сестры, сверстники. Малыш может пугаться, оставшись один, боясь, что его могут покинуть.
Часто страх одиночества бывает тесно связан со страхом темноты. Именно поэтому многие дети капризничают, когда их укладывают спать в кроватку и гасят свет. В сумерках фантазия ребенка превращает занавески в двигающиеся силуэты незнакомых существ, разводы на полировке шкафа кажутся страшными лицами, которые следят за малышом. Если бы родители могли до конца прочувствовать, как мучительно переживают дети страхи и как они нуждаются в эти минуты в поддержке и защите! Ребенок не может осознать причину своего страха и, чтобы справиться с ним, пытается разрядиться, перенося страх на что - нибудь другое. Поэтому невозможно устранить страх ребенка, если зная, что вызывает это чувство, родители будут внушать ребенку, что ничего страшного в « этом» нет, что «это» неопасно; нельзя заставлять малыша быть храбрым, не трусить, приближаться к тому объекту, который вызвал у него страх. Детей никогда не следует пугать ради послушания серым волком, Бабой - Ягой, милиционером, темным лесом, злой собакой. Намного полезнее указать ребенку на реальные опасности и научить способам их преодоления.
Воспитание страхом отвержения – самая большая ошибка родителей. «Плохой ребенок, не люблю тебя, найду себе другого»,- подобные оценки и угрозы болезненно ранят психику ребенка, он воспринимает их как конкретные и необратимые. Вместе с чувством вины, страхом одиночества появляется неуверенность в себе, недовольство собой, обида на близких. Если ребенок слышит подобные угрозы, то для него это чаще всего – сильный страх, невротизирующий личность малыша, тревожность и эмоциональное напряжение: может нарушиться сон, появятся ночные кошмары, плач и капризы станут постоянными спутниками его поведения, он может вырасти трусливым, не ведающим чувства ответственности и стыда.
Родители никогда не должны стыдить ребенка за испытываемый им страх. Восклицая: « Как тебе не стыдно, ты ведь уже большой, а трусишь, как заяц!», они могут не подозревать, что под влиянием насмешек ребенок начинает скрывать свои страхи, а это еще губительнее. Не получая сочувствия и понимания, малыш ощущает себя одиноким и беззащитным, становится замкнутым, отчужденным, у него могут появиться вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей), тики. Испытывающий страх и не понятый родителями ребенок может вырасти пассивным, безынициативным, не ставящим перед собой серьезные жизненные цели. Забиваясь в глубь души, страх мешает активному и полноценному развитию. Дайте понять ребенку, что вы можете его защитить, пожалеть и приласкать.
Внезапный испуг (громкий звук, падение, ситуация, когда ребенок заблудился) может стать причиной хронической тревожности и страха, как последствие, вызвать заикание, недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез).
Следует внимательно отнестись к испугу, постараться избегать травмирующих ситуаций, быть с малышом рядом, пожалеть и переключить внимание на что-то интересное.
Постарайтесь исключить из режима просмотр фильмов ужасов, грустных картин, где хороший герой погибает, читайте вечером добрые волшебные сказки, в которых герои мужественно преодолевают препятствия и побеждают.
Заметив в поведении ребенка проявления страхов, обязательно попытайтесь отыскать их истинную причину. Этим вы оградите его от тяжелых невротических состояний, возникших в результате неопределенных или потайных страхов, которые могут угнетать ребенка долгое время. Если родителям не удастся сделать это самостоятельно, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.
Педагог - психолог Сафина Ч. Р.