• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 398 комбинированного вида" Советского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420140, г. Казань, ул. Чишмяле, д. 19
Телефон: +7(843)-262-01-08
E-Mail: rodnichoc398@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад № 398 "
Руководитель: Морозова Светлана Владимировна
Год основания учреждения: 1992
У нас учатся: 336 детей
У нас учат: 29 педагогов

Детские страхи

Детские страхи

     Возникновение у дошкольников страха  - достаточно сложная проблема  эмоционального развития, требующая серьезного внимания родителей, чуткости и понимания.

 По своей сути  страх, как и другие негативные эмоции (гнев, ярость, страдание), не является однозначно опасным и вредным. Часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует поведение. Детские страхи – обычное явление для психического развития ребенка. Большую озабоченность у родителей должно вызывать отсутствие страха, чрезмерная доверчивость, незащищенность перед трудными жизненными ситуациями. Чем меньше ребенок, тем меньше он боится  различных предметов, людей, животных. В раннем возрасте поведение и эмоции малыша во многом основаны на подражании взрослым. Если мама  испуганно отбегает, держа за руку ребенка, от встречной собаки, она передает свой страх малышу, с этого момента он тоже будет пугаться. Примерами для подражания могут быть старшие братья и сестры, сверстники. Малыш может пугаться, оставшись один, боясь, что его могут покинуть.

 

Часто страх одиночества бывает тесно связан со страхом темноты. Именно поэтому многие дети капризничают, когда их укладывают спать в кроватку и гасят свет. В сумерках фантазия ребенка превращает занавески в двигающиеся силуэты незнакомых существ, разводы на полировке шкафа кажутся страшными лицами, которые следят за малышом. Если бы родители могли до конца прочувствовать, как мучительно переживают дети страхи и как они нуждаются в эти минуты в поддержке и защите! Ребенок не может осознать причину своего страха и, чтобы справиться с ним, пытается разрядиться, перенося страх на что - нибудь другое. Поэтому невозможно устранить страх ребенка, если зная, что вызывает это чувство, родители будут внушать ребенку, что ничего страшного в « этом» нет, что «это» неопасно; нельзя заставлять малыша быть храбрым, не трусить, приближаться к тому объекту, который вызвал у него страх. Детей никогда не следует пугать ради послушания серым волком, Бабой - Ягой, милиционером, темным лесом, злой собакой. Намного полезнее указать ребенку на реальные опасности и научить способам их преодоления.

 

Воспитание страхом отвержения – самая большая ошибка родителей. «Плохой ребенок, не люблю тебя, найду себе другого»,- подобные оценки и угрозы болезненно ранят психику ребенка, он воспринимает их как конкретные и необратимые. Вместе с чувством вины, страхом одиночества появляется неуверенность в себе, недовольство собой, обида на близких. Если ребенок слышит подобные угрозы, то для него это чаще всего – сильный страх, невротизирующий личность малыша, тревожность и эмоциональное напряжение: может нарушиться сон, появятся ночные кошмары, плач и капризы станут постоянными спутниками его поведения, он может вырасти трусливым, не ведающим чувства ответственности и стыда.

 

Родители никогда не должны стыдить ребенка за испытываемый им  страх. Восклицая: « Как тебе не стыдно, ты ведь уже большой, а трусишь, как  заяц!», они могут не подозревать, что под влиянием насмешек ребенок начинает скрывать свои страхи, а это еще губительнее. Не получая сочувствия и понимания, малыш ощущает себя одиноким и беззащитным, становится замкнутым, отчужденным, у него могут появиться вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей), тики. Испытывающий страх и не понятый родителями ребенок может вырасти пассивным, безынициативным, не ставящим перед собой серьезные жизненные цели. Забиваясь в глубь души, страх мешает активному и полноценному развитию. Дайте понять ребенку, что вы можете его защитить, пожалеть и приласкать.

 

Внезапный испуг (громкий звук, падение, ситуация, когда ребенок заблудился) может стать причиной хронической тревожности и страха, как последствие, вызвать заикание, недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез).

Следует внимательно отнестись к испугу, постараться избегать травмирующих ситуаций, быть с малышом рядом, пожалеть и переключить внимание на что-то интересное.

 

Постарайтесь исключить из режима просмотр фильмов ужасов, грустных картин, где хороший герой погибает, читайте вечером добрые волшебные сказки, в которых герои мужественно преодолевают препятствия и побеждают.

Заметив в поведении ребенка проявления страхов, обязательно попытайтесь отыскать их истинную причину. Этим вы оградите его от тяжелых невротических состояний, возникших в результате неопределенных или потайных страхов, которые могут угнетать ребенка долгое время. Если родителям не удастся сделать это самостоятельно, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

 

Педагог - психолог  Сафина Ч. Р.