• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района г. Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420140, г. Казань, ул. Чишмяле, д. 3
Телефон: +7(843)262-01-07;+7(843)262-21-08, +7(843)262-01-17
E-Mail: sch156@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Школа №156"
Руководитель: Хоменко Марина Владимировна
Год основания учреждения: 1994
У нас учатся: 948 учащихся (в том числе иностранных граждан 74)
У нас учат: 42 педагога

Доступная среда. Приспособление средств обучения и воспитания.

5. Приспособление средств обучения и воспитания

Обучающими и воспитательными средствами выступают:

    • материальные средства (приборы, компьютеры, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), другое техническое и материальное оснащение помещений, используемых в воспитательном процессе);
    • коммуникативные средства (информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, официальный сайт, творческие объединения, психологические тренинги, обучающие семинары и т.д.);
    • социокультурная среда, обеспечивающая организацию воспитательного процесса и развитие общекультурных и социально - личностных компетенций;
    • коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания (учебная группа, научные общества, различные формы  самоуправления, спортивные и творческие клубы и коллективы, объединения по интересам, волонтерские сообщества и др.);
    • (учебно - лабораторные комплексы, выставки научных разработок и т.д.);
    • окружающая среда (учебные кабинеты, актовый зал,  столовая и т.д.);
    • социокультурная среда.

Материальные и коммуникационные средства:

  1. Парты с перегородками для индивидуальных занятий.В ресурсном классе могут одновременно проводиться несколько индивидуальных занятий с детьми по разным программам. Каждая парта предназначена для одного ученика и его тьютора. Перегородки позволяют создать индивидуальную учебную зону для каждого ученика. Дети меньше отвлекаются друг на друга.
  2. Парты и стулья. Возможна различная комплектация класса, в зависимости от количества учеников.
  3. Утяжелители.Часто дети с аутизмом испытывают сильную потребность в глубоком давлении на кожу, и для этого обнимают других людей, залезают в тесные пространства, провоцируют взрослых, чтобы их схватили. Специально разработанные для детей с аутизмом наплечные или наколенные утяжелители позволяют «насытить» сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Использование утяжелителей во время уроков и других занятий уменьшает гиперактивность ребенка и помогает ему стать более усидчивым и более спокойным.
  4. Шумопоглощающие наушники. Многие дети сверхчувствительны к посторонним шумам. Это мешает им сосредоточиться на учебе и не позволяет участвовать в совместной деятельности с другими детьми. Наушники заглушают резкие звуки и общий шум. При этом ребенок продолжает слышать обращенную к нему речь взрослых или сверстников.
  5. Массажные принадлежности. Дети часто имеют искаженное сенсорное восприятие. Используя массажные предметы можно уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым образом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновениями к коже.
  6. Материалы для коммуникативной системы обмена карточками. Некоторые дети с аутизмом не пользуются устной речью. РЕСS—это одна из альтернативных систем коммуникации. Ребенок сообщает о своих желаниях и потребностях, отвечает на вопросы учителя, передаёт информацию.
  7. Комплект пособия «Нумикон» для класса. У учеников могут присутствовать трудности с освоением математики. Им трудно понимать такие абстрактные понятия как число и количество. Нумиконсоздан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая, запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.
  8. Таймеры (песочные часы).Аутизм связан с нарушениями в восприятии времени. Многие аутичные дети не умеют ждать, не понимают, что значит «не сейчас» или «потом». Из-за этого окружающий мир кажется им хаотичным, и это усиливает их поведенческие проблемы.Визуальные таймеры, позволяющие представить время наглядно, незаменимы при обучении детей с аутизмом. Ребенок может понять, сколько он будет заниматься, когда закончится перемена или приятное занятие, сколько времени до конца урока осталось.Кроме того, таймеры позволяют педагогам вести точные наблюдения за поведением (например, сколько времени ребенок не кричал) и поощрять его за хорошее поведение.
  9. Фитболы. Большинство аутичных детей нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы, именно поэтому многие из них раскачиваются вперед-назад или из стороны в сторону. Часто им сложно усидеть на месте, они постоянно вскакивают со стула во время уроков, вертятся и так далее.Для многих детей, которых трудно «усадить» за занятия, особенно поначалу, фитбол — это альтернатива стулу, и часть занятий можно проводить, пока ребенок сидит на мяче, что уменьшает протестное поведение и повышает мотивацию к учебе.
  10. Мягкие пуфы / Домик (палатка).Пуфы и домик в специально отведенном месте для отдыха помогут ребенку расслабиться — просто полежать, либо «спрятаться» ото всех в палатке. Возможность восстановить силы улучшит поведение и облегчит обучение ребенка, уменьшит его страдания от стресса. Кроме того, это тоже часть обучения — ребенок учится уходить в специально отведенное место или просит учителя отпустить его туда, когда испытывает перегрузку. Так он учится сам регулировать свои эмоции и состояние.
  11. Боди-сокс (сова).Дети часто плохо чувствуют собственное тело, его границы, и это приводит к неприятным физическим ощущениям, трудностям с координацией движений, «неуклюжести», проблемам с планированием своих действий, низкой усидчивости.«Носок для тела» позволяет почувствовать границы своего тела и его движения, улучшает координацию и восприятие пространства. Он сконструирован из специального материала для детей с аутизмом и другими нарушениями развития. «Носок» помогает в развитии навыков крупной моторики, а упражнения в нем позволяют ребенку избавиться от неприятных ощущений и лучше сосредоточиться на занятиях.
  12. Сенсорные игрушки.Большинство детей с РАС не играют в воображаемые игры, поэтому для них игра в первую очередь связана с сенсорными ощущениями. Многие дети с аутизмом ищут новые тактильные и зрительные ощущения, и поэтому они могут играть неуместными предметами - хватать учебные материалы, чужие вещи, отвлекаться во время занятий.Такие игрушки могут стать желанной наградой для многих детей, и они помогают повысить   их мотивацию для занятий. Во время перемены они позволяют играть с детьми и развивать их игровые и социальные навыки. Наличие таких игрушек в доступе помогают детям не хватать посторонние вещи и вести себя социально приемлемым образом.
  13. Игра «Тропинка» (для ног).Развивающая игра. Передвижение деталей по схеме. Игра тренирует хватательные движения, развивает зрительно-моторную координацию.
  14. Игровой набор «Сенсорная Дорожка».Состоит из  элементов в виде круга с разными наполнителями. Развивает тактильное восприятие и координацию движений, формирует представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения».
  15. Воздушно-пузырьковая труба.Воздушная трубка — самый популярный элемент сенсорной комнаты. Плавное движение пузырьков, мягкий звук работы прибора и приятная вибрация стенок привлекают внимание детей, помогают успокоиться, расслабиться.
  16. Сухой бассейн «круг».Сухой бассейн развивает координацию, мелкую и крупную моторику, оказывает массажный, сенсорный, расслабляющий эффект. Используется для лечебной гимнастики мышц, тренировки функции равновесия и безопасного падения. Мягкие бортики и пластиковые шарики обеспечивают безопасность использования. Бассейн компактно устанавливается вдоль стены.
  17. Стол световой для рисования песком.Прочный стол с подсветкой — площадка для создания шедевров при помощи песка и рук. Внешне техника рисования понятна без дополнительных разъяснений, но на практических занятиях можно освоить несколько вариантов использования стола. Например, световой стол может использоваться в индивидуальной работе логопеда по развитию моторики, в работе психолога - по установлению гармоничного контакта между родителями и детьми, а также для укрепления мышц рук и разработки суставов с детьми с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Многофункциональность оборудования позволит использовать его в учебном учреждении всем специалистам по работе с детьми.Конструкция установлена на регулируемых ножках. Корпус — деревянный, по бокам приделаны ручки для переноски. Кнопки меняют цвет рабочей поверхности.
  18. Настенная акустическая тактильная панель.Панель сочетает в себе функции тактильной, зрительной и звуковой стимуляции. Предназначена для развития мелкой моторики и игровой терапии. Учебное оборудование представляет собой информационный тактильный модуль, состоящий из дидактической панели, на которой расположены оригинальные музыкальные инструменты и звуковой модуль управления.Панель способствует развитию тактильного, визуального и акустического восприятия, развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность. Акустическая тактильная звуковая доска предназначена для знакомства детей с различными видами музыкальных инструментов и их звучанием в рамках программы образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", а также развития сенсомоторных навыков с помощью тактильных ощущений.
  19. Набор "Маленький городок" и "ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО", 32 предмета.Игра способствует:

"    Развитию конструктивных навыков;

"    Развитию наглядно-образного мышления;

"    Развитию композиционного умения (расположение предметов в пространстве);

"    Развитию координации движения руки и глаз;

"    Развитию логики и познавательного интереса;

"    Развитию связной речи и обогащению словарного запаса;

"    Формированию правильно воспринимать и различать отдельные предметы по цвету, форме, размеру;

"    Развитию креативного мышления;

"    Ориентации на конечный результат.

   Игру можно использовать на занятиях в образовательной области "Познание" через решение задач: сенсорного развития, познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирования целостной картины мира. В процессе игры обязательно общайтесь с ребенком. Поговорите о назначении возведенных малышом построек, проложите транспортные маршруты, вспомните о профессиях людей.

  1. Конструктор «Городок». Данный конструктор включает в себя деревянный макет большого города с домами, транспортом, интересными дорожными развязками. Предложите ребенку построить свой собственный город. Собирая конструктор, ребенок развивает свою фантазию, логику, чувство равновесия. Учится соотносить формы и размеры.
  2. Развивающая панель Черепаха.Дидактическая черепаха - это мягкий набор, который состоит из пуфика и лапок, на которых размещены шнуровка, фигурки для развития тактильных и сенсорных ощущений.
  3. Развивающая панель Гонщик.Игра предназначена для развития навыка ориентироваться в пространстве, усвоения понятий «лево-право», «вверх-вниз», «симметрия». Она развивает умение различать цвета, вырабатывает навык следования вербальной или графической инструкции, самоконтроль. Большие возможности игра предоставляет для развития стратегического мышления.
  4. Развивающая панель Скалолазы.Игра развивает умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику, координацию движения пальцев, способствует развитию стратегического мышления, выработке навыка планирования своей деятельности.Мольберт с прорезями в виде кругов различного диаметра, по которому "карабкаются" деревянные фигурки человечков. Управлять их движением можно при помощи штырьков, которые фиксируются в отверстиях мольберта. Игроку нужно как можно быстрее довести своего человечка от стартовой позиции до финиша.
  5. Набор Геометрические формы.Набор служит для формирования представлений о цвете, форме, величине, а также для усвоения пространственных отношений (позади, впереди, за, между), развития мышления. Используется для формирования элементарных математических представлений, развития мелкой моторики. Дети создают пространственные композиции из геометрических фигур по образцам. Для индивидуальной и групповой работы (1- 6 детей).
  6. Игра развивающая геометрическая «Форма, размер, цвет».Геометрическое лото с тремя кубиками. Для заполнения карт нужно подобрать фигуру, отвечающую трем признакам. В составе набора 64 плоскостные геометрические фигуры 4-х форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), 4-х цветов (красный, желтый, зеленый, синий), 6 карт с цветными силуэтными оконтуренными изображениями геометрических фигур. Служит для развития стереогностического чувства (определение формы на ощупь) и формирования эталонов цвета, формы, величины.
  7. Массажер «Суперболл».Главные достоинства Суперболла

•          Развивает мелкую моторику рук, укрепляет свод стопы;

•          Массажер успокаивает вегетативную систему, улучшает кровоснабжение и регулирует деятельность желез внутренней секреции; дарит ощущение расслабленности и тепла.

  1. Валик с шипами. Благодаря специальному материалу, ролик благоприятно воздействует на уставшие и перенапряженные мышцы.
  2. Массажное кольцо РАЗНОЦВЕТНЫЕ.Массажные кольца – это универсальное, многофункциональное, игровое оборудование. Такое оборудование может быть использовано не только на занятиях для обучения детей в различных образовательных областях, но и в режимных моментах, а также в свободной деятельности. Эти яркие, пластичные и необычные на ощупь предметы очень привлекательны для детей, поэтому ребята могут играть с ними долгое время.
  3. Тактильно-развивающая панель Замочки. Это панель с несколькими дверками, на которых находятся различные виды замков и защелок. Панель прекрасно подойдет для развития мелкой моторики, осязательных навыков, изучения принципа открыть-закрыть.
  4. Ручка-самоучка, тренажер для правшей/левшей.Чтобы легко, быстро и красиво писать, необходимо научиться правильно держать ручку или карандаш. Тренажер позволяет в игровой форме, без усилий выработать правильную постановку пальцев при обучении ребенка рисованию и технике письма – ручку (карандаш) держать легко и удобно.
  5. Портативный коммуникатор GoTalk.Поговори со мной: альтернативная коммуникация для детей с аутизмом.Самые простые представляют собою устройство с кнопкой, позволяющее записывать и воспроизводить короткие сообщения длиною в 8-10 секунд. Например, использование двух кнопок с записанными на них «да» и «нет» могут существенно облегчить общение с ребенком. Главным преимуществом речевых тренажеров подобного рода становится способность к расширению словарного запаса. При помощи специального программного приложения можно самостоятельно изготавливать индивидуальные вкладыши, составляя их из нескольких тысяч картинок, собранных в архиве программы GoTalk.
  6. Шнуровка Изучаем буквы 60 элементов. Развивающая игра «Шнуровка «Буквы» состоит из 60 красочных элементов, среди которых не только буквы, но и изображения, характеризующие те слова, которые можно собрать при помощи букв. Для удобства РЕБЕНКУ, все элементы нанизываются на веревочку, чтобы в процессе подбора следующей буквы предыдущие «не разбежались» от любого неловкого движения.При помощи этой игры вы можете обучать ребенка алфавиту, а если буквы уже знакомы – можно попробовать собирать отдельные слова, подкрепляя их изображениями.
  7. Балансир детский.Игровой балансир для развития координации, равновесия и навыков балансирования у ребенка.
  8. Кинетический песок - это формовочной песок. Кинетический песок состоит на 98% из песка и на 2% - из полимера. Это позволяет песку сохранять форму намного легче, чем традиционному песку. Текстура кинетического песка настолько мягкая, что кажется шелковистой. Он бежит сквозь пальцы, он сухой, но лепится. И дети, и взрослые наслаждаются, перебирая его, наблюдая и ощущая, как он течёт через пальцы, а также приятно лепить из него разные формы и конструкции, это очень успокаивает.Кинетический песок способствует развитию творческих способностей у детей, позволяя им создавать все, что они могут представить себе снова и снова.
  9. Клавиатура.Учащиеся с моторными нарушениями средней и высокой степени нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера, расположенными далеко друг от друга, а также в клавиатурах, в которых каждая кнопка расположена в специальной углубленной полости – все это облегчает работу наклавиатура и позволяет исключить возможность одновременно нажатия разных клавиш.
  10. Тренажер «Черепаха» предназначен для развития координации движений и снятия мышечного напряжения. Тренажер представляет собой конструкцию, которая при переносе ребёнком центра тяжести приводится в движение - ходит.
  11. Коврик «топ-топ».Коврик "Топ-топ" представляет собой прямоугольный коврик из цветного материала и поролоновых таблеток, обтянутых разноцветной легко моющейся полимерной тканью, которые крепятся на коврике с помощью липучек. На каждой таблетке изображена геометрическая фигура. Перешагивая или перепрыгивая с одного элемента коврика на другой, дети учатся ориентироваться в пространстве и координировать свои движения.
  12. Змейка-шагайка.Это дидактический модуль из разных элементов, который, как можно понять из названия, перемещается и по которому можно ходить, она будет развивать моторику, внимательность.
  13. Колонки Sven MS 1820
  14. Принтер HP Color LaserJet Pro M252dw
  15. Магнитно-маркерная доска
  16. Клавиатура с большими кнопками для людей с ОВЗ BigKeys 505 (беспроводная)
  17. Адаптер сетевой
  18. Проектор Optoma,
  19. Интерактивная доска eliteboard
  20. Автоматическая система голосования smartresponse
  21. Потолочное крепление для проектора

Официальный сайт школы:https://edu.tatar.ru/sovetcki/page2440.htm

Социокультурная среда:

Кружки для детей с ОВЗ:

  1. Адаптивная физкультура.Целью программы по адаптивной физической культуре является обеспечение всестороннего и полноценного развития ребёнка.
  2. Изотерапия.Цель программы: сохранение и укрепление психологического здоровья школьников арт- терапевтическими методами, через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. Гармонизация развития личности человека.
  3. Музыкатерапия.Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны.

Сотрудничество:

  • ГАОУ ДПО ИРО РТ. (прохождение профессиональной переподготовки педагогов по программе «Инклюзивное образование»)
  • Университет управления «ТИСБИ». (Супервизор - сопровождение процесса внедрения ОВЗ)
  • ЧУ ДПО «Городской центр образования». (организация и проведение уроков доброты и параспорта, организация «Недели инклюзивного образования»)
  • КПФУ. (сотрудничество и взаимодействие в сфере профессиональной подготовки магистрантов, организация производственной практики).
  • ГАУЗ РДПНС (сотрудничество  и взаимодействие в сфере образования детей с ОВЗ, медицинское сопровождение )

Работа с учителями, специалистами:

  • Тренинги по пониманию инвалидности;
  • Семинары с приглашением экспертов;
  • Вебинары с экспертами;
  • Оборудование ресурсных комнат.

Работа с детьми:

  • Малые уроки доброты;
  • Уроки Доброты;
  • Уроки параспорта;
  • Фотомастерские;
  • Кинопоказы.

Работа с родителями:

  • консультационные и правовые встречи;
  • семинары.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ в нашей школе является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с ними в рамках профессиональной компетентности. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедом, педагогами в соответствии с назначением ПМПК в социализировании ребенка, его максимальном развитии, эмоциональной стабилизации  и коррекции отклоняющегося поведения.

Основным видом деятельности - являются регулярные занятия в классной комнате совместно с нормотипичными детьми.

Форма коррекционной работы с такими детьми индивидуальная или в малых группах.

Занятия проводятся в малых группах от 2-5 человек в ресурсной комнате, где отрабатываются навыки, полученные на уроке.

Окружающая среда:

Главный вход.1 ступенька на входе. Высота – 20 см. С правой стороны установлены пандус оборудованный с двух стороны широкими перилами.

Первая входная дверь. Ширина входной двери – 93 см. Ручка на входной двери удобная для захвата людей со слабыми руками, а так же для людей на колясках. Дверь открывается на себя.

Вторая входная дверь. Ширина внутренней входной двери – 93 см. Ручка двери является удобной для захвата, дверь легкая. Контрастные круги на дверях есть.

Туалет для детей на 1 этаже. Раковина находится на удобной высоте, без подножки, непрепятствующей вплотную подойти. Имеются  поручни вокруг раковины.Проход к унитазам широкий. Унитазы оборудованы поручнями.

Проход к столовой.Ширина двери – 97 см. На стеклянных в ставках в двери имеется контрастные наклейки. 

Вход в столовую. Дверь широкая. Ширина- 97 см. На стеклянных вставках в двери имеются контрастные наклейки.

Раковины в столовой. Проход широкий, доступ к раковинам свободный. Поручни по периметру раковины имеется.

Столовая. Столы на доступной высоте, без подножек, у стола возможно устроиться вплотную.

Прилавок в столовой. Высота прилавка от пола – 80 см, что является вполне удобным для выбора блюд. Есть возможность подойти вплотную к прилавку, из-за отсутствия подножек.

Большой спортивный зал. Ширина дверного проема при входе – 78 см. Зал просторный, светлый. На полу деревянное покрытие, комфортное для перемещений.

Лестница на 2-3 этаж начальный блок. Лестница с двух сторон оборудована двухуровневыми перилами. Имеется телескопический пандус.

Вход в актовый зал. Ширина двери - 60 см.

Актовый зал. Пол деревянный. Стулья возможно переставлять при необходимости. На сцену есть два входа, оба входа с 3 ступенями. Имеется телескопический пандус.

Пожарный выход. Дорога, ведущая к пожарному входу находится в удовлетворительномсостоянии. С левой стороны установлены пандус оборудованный с двух стороны широкими перилами.