МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79» Советского района г. Казани (реорганизация)
Визитная карточка
| Адрес: | 420087, г. Казань ул. Зорге, д. 1А |
| Телефон: | +7(843)298--74-21;+7(843)275-93-14 |
| E-Mail: | G8.kzn@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ "СОШ №79"" |
| У нас учатся: | 432 учащихся |
| У нас учат: | 45 учителей |
ПРОГРАММА «Семья и школа. Навстречу друг другу».
ПРОГРАММА
«Семья и школа. Навстречу друг другу».
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность программы
В современной социологии семья понимается как объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем, молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – увеличивается число детских неврозов, растет страх и, как следствие, - происходит снижение успеваемости ребенка или вообще его отторжение от школы .
Создавшееся положение способствует детской безнадзорности, преступности, агрессивности и другим негативным явлениям. Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов и одна из причин – отсутствие у молодежи сформированных навыков культурного поведения в семье. А семья, как полноценная составляющая общества , должна играть приоритетную роль в воспитании детей. И чем выше культура семьи, тем выше и культура общества.
Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
Для реализации этого взаимодействия педагогами МБОУ «СОШ №79» Советского района г. Казани была разработана программа «Семья и школа Навстречу друг другу».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
И.Брандт.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; санитарно-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Но всем, имеющим отношение к методике воспитания известно,что семья совместно со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего и семейного и учебно-воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.
В современной школе меняется многое: ее структура и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и к внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит, более демократичными становятся отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родитель». Порой ведутся разговоры о том, что школа вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей – дело семьи. Но педагоги-практики знают, что это не так. Да, многое изменилось, ушло, но остались родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, осталась потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию, педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями.
Однако привлечение родителей к воспитательной работе школы имеет определенные трудности:
· Родители мало знакомы друг с другом, с детьми класса и школы;
· Родители загружены работой;
· Родители заняты домашними делами;
· Плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу, школе и детям;
· Часто родители занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия.
Все это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни школы.
В современной школе довольно остро стоит проблема мотивации детей к обучению, к познавательной деятельности. Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Ясно всем, что сегодня существуют проблемы современного кризиса семейного воспитания. Это сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.
Главной задачей, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность является выработка взаимопонимания.
Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное сообщение родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованиями принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций – неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются.
Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.
Известно, что уровень эмоционального развития ребенка для его будущей взрослой жизни важен не меньше, чем уровень его интеллектуального развития.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие направления:
просветительское – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
коммуникативное – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Критерии эффективности работы педагогов с родителями :
· сформированность положительного отношения к школе, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
· сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии
Назначение Программы
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности администрации школы, классных руководителей, учителей - предметников с родителями учащихся.
Цель Программы :
Ø Создание единой образовательной среды в школе и семье через:
-выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка.
-установление эффективного взаимодействия школы с семьёй в целях социализации школьника
Задачи Программы:
Ø повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
Ø сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность школьного и классного сообщества;
Ø выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
Ø пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Ø создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель – ученик - родитель»
Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестёр, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье
Сроки и этапы реализации Программы
Программа ориентирована на 2012-2017 годы.
1 этап реализации Программы – ориентировочный (2012-2013гг.)
На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной (2013-2016г.г.)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество
администрации , педагога – психолога школы, учителя и родителей в организации воспитательной работы в школе и в классе.
3 этап - обобщающий (2016 – 2017 гг.)
Подведение итогов совместной деятельности школы, родителей и учащихся за 5 лет
Принципы взаимодействия школы и семьи.
· единство целей государственной семейной политики Российской Федерации, Республики Татарстан, г. Казани
· признание преимущественного права родителей на воспитание,
обучение, охрану здоровья своих детей;
· культуросообразность ,основывающаяся на общечеловеческих ценностях;
· преемственность и связь поколений, сохранение и развитие лучших традиций духовно- нравственного воспитания;
· системность, позволяющая обеспечить целостность становления личности ребёнка;
· открытость ,обеспечивающая постоянные контакты школы с семьями, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания.
1. Нормативно–правовая база программы:
· Конвенция ООН о правах ребёнка.
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· Закон РТ« Об образовании»
· ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
· Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июля 2005 г. № 1052-07 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г.»
· Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Ресурсное обеспечение Программы.
Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность исполнителей Программы.Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: педагог–психолог, заместители директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, научно-методической работе, хозяйственной деятельности, учителя школы, классные руководители, родители, представители органов здравоохранения, правоохранительных органов, дополнительного образования, члены Совета школы, органы школьного самоуправления, субъекты профилактики.
Предполагаемые результаты.
1.Вовлечение родителей в различные виды деятельности школы.
2.Установление заинтересованного диалога и сотрудничества с родителями, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение воспитания и развития личности ребёнка.
3.Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
4.Повышение воспитательной функции семьи.
5.Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями ,опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
6.Сформированность положительного отношения к школе.
7.Участие родителей в управлении образовательным учреждением
8.Соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании детей.
9.Сокращение числа неблагополучных семей.








