• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №79» Советского района г. Казани (реорганизация)

Визитная карточка

Адрес: 420087, г. Казань ул. Зорге, д. 1А
Телефон: +7(843)298--74-21;+7(843)275-93-14
E-Mail: G8.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ №79""
У нас учатся: 432 учащихся
У нас учат: 45 учителей

ПРОГРАММА «Семья и школа. Навстречу друг другу».

ПРОГРАММА

 «Семья и школа.  Навстречу друг другу».

                                                                       «Только вместе с родителями,

                                                                общими усилиями, учителя

                                          могут дать детям

                                                                        большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский.

                         Актуальность программы

В современной социологии семья понимается как объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем, молодежь, как правило, отрицает опыт родителей, культуру общения в семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – увеличивается число детских неврозов, растет страх и, как следствие, - происходит снижение успеваемости ребенка или вообще его отторжение от школы .

Создавшееся положение способствует детской безнадзорности, преступности, агрессивности и другим негативным явлениям. Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов  и одна из причин – отсутствие у молодежи сформированных навыков культурного поведения в семье. А семья, как полноценная составляющая общества , должна  играть  приоритетную роль в воспитании детей. И чем выше культура семьи, тем выше и культура общества.

Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

Для  реализации  этого взаимодействия  педагогами МБОУ  «СОШ №79» Советского района  г. Казани  была разработана программа «Семья и школа Навстречу друг другу».

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                  Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

                                                                                                      И.Брандт.

        Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; санитарно-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

       Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования  и испытывает ее  влияние  на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Но всем, имеющим отношение к методике воспитания известно,что семья  совместно со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего и семейного и  учебно-воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и к внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит, более демократичными становятся  отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родитель». Порой ведутся разговоры о том, что школа вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей – дело семьи. Но педагоги-практики знают, что это не так. Да, многое изменилось, ушло, но остались родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, осталась потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию, педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями.

    Однако привлечение родителей к воспитательной работе школы имеет определенные трудности:

·        Родители мало знакомы друг с другом, с детьми класса и школы;

·        Родители загружены работой;

·        Родители заняты домашними делами;

·        Плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу, школе и детям;

·        Часто родители занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия.

Все это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни школы.

В современной школе довольно остро стоит проблема мотивации детей к обучению, к познавательной деятельности. Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Ясно всем, что сегодня существуют проблемы современного кризиса семейного воспитания. Это сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

Главной задачей, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность является выработка взаимопонимания.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное сообщение родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованиями принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций – неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются.

Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

Известно, что уровень эмоционального развития ребенка для его будущей взрослой жизни важен не меньше, чем уровень его интеллектуального развития.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие направления:

просветительское – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.

коммуникативное – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критерии  эффективности работы педагогов с родителями :

·        сформированность положительного отношения к школе, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

·        сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии

Назначение  Программы

Настоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  администрации школы, классных  руководителей, учителей - предметников  с  родителями  учащихся.

 

    Цель Программы :

Ø Создание единой образовательной среды в школе и семье через:

-выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка.

-установление эффективного взаимодействия школы с семьёй в целях социализации школьника

Задачи  Программы:

Ø повышение  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе;

Ø сoдействие  сплочению  родительского  коллектива, вовлечение  пап  и  мам  в  жизнедеятельность школьного и   классного  сообщества; 

Ø выработка  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграция  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;

Ø пропаганда  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

Ø создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление  конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель – ученик -  родитель»

Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое древо, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестёр, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье

Сроки  и  этапы  реализации  Программы

Программа  ориентирована  на  2012-2017  годы.

1  этап  реализации  Программы – ориентировочный  (2012-2013гг.)

На  данном  этапе  будет  производиться  анализ  и  изучение  семей  учащихся   класса  и  создание  условий  для  участия  семей  в  воспитательном  процессе.

2  этап – основной  (2013-2016г.г.)

На  данном  этапе  будет  производиться  педагогическое  и  психологическое  просвещение  родителей, работа  с  проблемными  семьями, сотрудничество

администрации , педагога – психолога школы,  учителя  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в школе и в  классе.

3  этап -  обобщающий  (2016 – 2017  гг.)

Подведение  итогов  совместной  деятельности школы, родителей  и  учащихся  за  5  лет

Принципы взаимодействия школы и семьи.

·        единство целей государственной семейной политики Российской Федерации, Республики Татарстан, г. Казани

·        признание преимущественного права родителей на воспитание,

обучение, охрану здоровья своих детей;

·        культуросообразность ,основывающаяся на общечеловеческих ценностях;

·        преемственность и связь поколений, сохранение и развитие  лучших    традиций духовно- нравственного воспитания;

·        системность, позволяющая обеспечить целостность становления личности ребёнка;

·        открытость ,обеспечивающая постоянные контакты школы с семьями, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания.

1.     Нормативно–правовая база  программы:

·        Конвенция ООН о правах ребёнка.

·        Закон Российской Федерации «Об образовании»

·        Закон  РТ« Об образовании»

·        ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

·        Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июля 2005 г. № 1052-07 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г.»

·        Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

 

Ресурсное обеспечение Программы.

     Финансирование расходов, связанных   с  реализацией  мероприятий  Программы, осуществляется в пределах средств,  выделяемых на текущую деятельность исполнителей Программы.

Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы:  педагог–психолог, заместители директора по воспитательной работе,  учебно-воспитательной работе, научно-методической работе, хозяйственной деятельности, учителя школы, классные руководители, родители, представители органов здравоохранения, правоохранительных органов, дополнительного образования, члены Совета школы, органы школьного самоуправления,  субъекты профилактики.

 Предполагаемые результаты.

1.Вовлечение родителей в различные виды деятельности школы.

2.Установление заинтересованного диалога и сотрудничества с родителями, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение воспитания и развития личности ребёнка.

3.Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

4.Повышение воспитательной функции семьи.

5.Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями ,опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

6.Сформированность положительного отношения к школе.

7.Участие родителей в управлении образовательным учреждением

8.Соблюдение единства требований педагогов и родителей в воспитании детей.

9.Сокращение числа неблагополучных семей.