Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша" Советского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420029, г. Казань, ул. Пионерская, д. 10
Телефон: +7(843)-272-36-42
E-Mail: gim2072@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша"
Руководитель: Арсланова Рахима Минвалиевна
Год основания учреждения: 2001
У нас учатся: 680 учащихся (в том числе 1 иностранный гражданин) Язык обучения- русский.
У нас учат: 49 педагогов

Гизатуллина А. Р. Главное не знания, а умение ими пользоваться!

 

Учитель русского языка и литературы

Гизатуллина Айгуль Рифкатовна

 

Главное не знания, а умение ими пользоваться!

А.А. Леонтьев

     Педагоги "старой" школы часто высказываются против применения новых развивающих интерактивных методик обучения. Они склонны идеализировать старые традиционные проверенные временем и, как им кажется, единственно правильные методики, направленные на заучивание и воспроизведение заученного материала по предметам учебной программы. Чем больше и лучше запомнили и пересказали, тем лучше оценки у обучающихся.

     Но сегодня все больше появляется сторонников "новой" школы – "школы мышления" и "школы развития".

     Почему же современные педагоги отдают предпочтение новым методам и технологиям обучения, к которым и относятся интерактивные методы?

     Обозначим лишь некоторые "плюсы" методов обучения интерактивного характера.

     Во-первых, они направлены на развитие личности учащегося. На развитие внимания, навыков коммуникации, поиска информации, систематизации, сравнивания, обобщения, аналитических умений и др. Например, метод проектов ориентирован не только на интеграцию фактических знаний по многим предметам, но и на их применение и приобретение новых путём самообразования. В основе проектирования лежит освоение новой информации, а педагог этот процесс должен организовать, смоделировать. Проектная деятельность позволяет организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого обучающегося от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества обучающихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. Расширяются возможности работы с источниками информации, повышается роль самостоятельной и совместной работы учащихся в деятельности, формируются ключевые, базовые компетенции, направленные на создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, рефлексию, самообучение.

     Обучать по традиционной репродуктивной схеме можно, но каково будет выпускнику, прилежно усвоившему некую сумму знаний программного материала, устроиться на работу? Ему придется еще некоторое время где-то обучаться (путем интерактивных тренингов и пр.), овладевать определенными навыками, чтобы соответствовать требованиями работодателя в выбранной сфере профессиональной деятельности.

     Чему учить и учиться? Учиться применять имеющиеся знания на практике, учиться понимать и принимать правила работы в условиях конкуренции рабочих мест на рынке труда, учиться устанавливать коммуникационные связи, работать в команде, успешно продвигаться по карьерной лестнице.

     Во-вторых, несомненное преимущество современных технологий и интерактивных методов в том, что обучение происходит в игровых деятельностных формах. Именно интерактивные развивающие методики уроков готовят учащихся к будущей профессиональной деятельности, готовят к успешной карьере, к самореализации. Могут возразить, что сокращается объем усваиваемого материала. Но ведь именно заинтересованное включение обучающихся в развертывающийся на уроке проект, ролевую игру или дебаты - делают процесс обучения более интересным и привлекательным в подростковом возрасте, исключают столь свойственные "старой" школе занудство и скуку.

     В-третьих, новые методы обучения открывается простор для педагогического творчества, для развития личности самих педагогов, на дают им стоять на месте и отставать от жизни. Совместная деятельность обучаемых и учителя создает условия для постоянного формирования и развития интеллектуальных, специальных и общепрофессиональных компетенций, в результате способствует личностному развитию, совершенствованию и взаимообогащению обеих сторон образовательного процесса.

     Преимущества интерактивных методов обучения очевидны, но только в случае умелого применения они могут быть продуктивны и эффективны.

     Каким же образом в условиях учебного заведения можно изменить предубеждение против современных нетрадиционных методов обучения и показать их преимущества по сравнению со "старой" школой?

     Помочь в этом могут организационно - обучающие проблемные педсоветы, семинары, "круглые столы" и др. с применением деятельностных технологий.

     Обучение предмету и формирование личности обучающегося неотделимы. Прежде всего мы должны научить выпускников применять имеющиеся знания на практике, научить понимать и принимать правила работы в условиях конкуренции рабочих мест на рынке труда, научить устанавливать коммуникационные связи, работать в команде, успешно продвигаться по карьерной лестнице.