Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша" Советского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420029, г. Казань, ул. Пионерская, д. 10
Телефон: +7(843)-272-36-42
E-Mail: gim2072@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша"
Руководитель: Арсланова Рахима Минвалиевна
Год основания учреждения: 2001
У нас учатся: 680 учащихся (в том числе 1 иностранный гражданин) Язык обучения- русский.
У нас учат: 49 педагогов

Формирование здоровьесберегающей среды на уроках русского языка. Гизатуллина А.Р.

Здоровьесберегающая образовательная среда.

                                               Р.М.Арсланова

 

"Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь"

Гораций.

 

"Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья"

Шопенгауэр.

 

"Болезнь – своего рода преждевременная старость"

 Поуп А.

 

"Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне"

Торо Г.

 

"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"

Джон Локк.

 

"Лечит болезни врач, но излечивает природа"

Гиппократ.

 

"Нельзя лечить тело, не леча душу"

Сократ.

 

 

   Великий немецкий поэт и мыслитель Генрих Гейне сказал: "Единственная красота, которую я знаю, это здоровье". Этими словами он подчеркнул эсте­тическую значимость здоровья. Вот почему мы ставим на один пьедестал по­нятия здоровье, счастья, красота.

   Концепция модернизации российского образования, ФГОС НОО  важной задачей перспективного развития школы определили сохранение и поддержание здоровья учащихся.

   Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значе­ние для формирования культуры здоровья учащихся. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда, климат здоровья, культура доверия, лично­стного созидания, возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровой жизни, усвоение ее духовно – нравственных, эстетических, физических компонентов.

  В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении "физического благополучия" учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПи­Нам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психиче­скому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. По­этому при организации учебного процесса необходимо применения здоровь­есберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья школьников.

  Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая техно­логия может считаться здоровьесберегающей, являются:

I. Коррекция нарушений соматического здоровья с использованием ком­плекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса. В расписание уроков необходимо вводить такие предметы, как хо­реография, ритмика, физкультура на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. Применять упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимна­стики, также как упражнения для формирования правильной осанки.

1. Закрепления навыка правильной осанки:

 - встать спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены; затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки касаются стены (пять точек каса­ния);

 - прислониться к стене так, чтобы расстояния между стеной и поясницей было не больше толщины пальца, втянуть живот и чуть – чуть приподнять плечи;

 - запомнить положение правильной осанки и выполнять это упражнения как можно чаще.

2. Лежа на спине:

 - опираясь на лопатки, локти и пятки – прогнуться;

 - "велосипед"

 - ноги согнуть с опорой на пятки – прогнуться;

 - ножницы.

3. Стоя  на четвереньках:

 - "злая и добрая кошка"

 - "пролезь под заборами"

II. Различные формы организации учебно – воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, который не хотел бы много знать, быть интеллектуальным. Учеба – это труд, причем нелегкий, и при правильной организации он способен проносить радость творческих от­крытий. Чтобы эти чувства испытывал школьник, надо выстраивать учебный процесс с опорой на основные побудительные факторы человеческой дея­тельности – потребности и мотивы.

Учитель идет в класс  главной целью – изложить школьникам новую ин­формацию (как часто кажется учителю, передать знания, что в принципе не­возможно). Опытный педагог знает, что его информация – это еще не знания ученика.

Доказано что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забыва­ется в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал. Ос­тальная часть информации сохраняется в памяти несколько дольше, в зави­симости от уровня ее актуальности для обучаемого.

 Чтобы перевести информацию в знание, учитель при традиционных мето­дах обучения должен заставить ученика проделать достаточно объемную ра­боту самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность, а в случае невыполнения задания применить необходи­мые санкции. Систематически и успешно выполнять весь этот процесс уда­ется только требовательным к себе детям и властным педагогам. Последние достигают того, что школьники заучивают новый материал, но при этом воз­никает масса негативных психологических последствий.

Принуждение провоцирует агрессивно – репрессивную среду в школе, ко­торая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья.

Как свидетельствует опыт, треть школьников в связи с перегрузкой, пере­напряжением, страхом, тревогой (особенно в процессе пристрастного опроса в начале каждого урока), унизительными эпитетами, получаемыми в школе и семье, возникают невротические изменения психики, именуемые дидакто­ченными неврозами, что существенно затрудняет усвоение новых знаний. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, игры.

В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачива­ются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал - нравственным здоровьем.

Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологи­ческих принципов изменения работоспособности ребенка.

Профилактику нарушений нервно-психического здоровья на базе школ следует осуществлять через групповые психогимнастические упражнения, которым надо обучать учителей, психологов, а также на индивидуальных консультациях.

 Первые два места в школьном списке болезней занимают болезни, о кото­рых большинство ребят даже не догадывается- нарушения опорно-двига­тельного аппарата, психические расстройства. Поэтому учитель должен тонко чувствовать состояние и настроение ребенка. И по возможности на уроках делать динамические паузы. Перед их выполнением надо обязательно проветрить кабинет.

Упражнения для снятия возбуждения:

1.     Соединить ладонь перед собой и давить одной рукой на другую

2.     Сцепить кисти пальцами, одна ладонь направлена вниз, другая вверх. За­тем с силой потянуть руки в противоположные стороны.

3.     Ухватить руками за сиденье стула и сильно потянуть его к себе, спину держать прямо.

4.     Сцепить пальцы за головой давить ладонями на затылок, не меняя по­ложение головы.

Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помо­щью метода цветописи Луташкина, основанного на зависимости между со­стоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цве­тового спектра.

Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетво­ренность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упа­док, уныние; белый – равнодушие. Школьникам предлагается оценить цве­том свое настроение. Результаты могут быть предоставлены в виде индиви­дуальной цветограммы, составляемой самим учеником в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.

III. Контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

    Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности отдыха.

    Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если обра­зуется кривая с одним подъемом в среду или четверг или с двумя – в среду и пятницу. Школьное расписание оценивается как нерациональное при наи­большей сумме баллов в понедельник и субботу.

   При умственной деятельности работоспособность сначала постепенно на­растает, потом устанавливается на определенном уровне, соответствующем высокой работоспособности, а затем развивается утомление. При первых признаках (частые отвлечения, частая смена поз, облокачивание, слабый ин­терес, отсутствие вопросов) нужно делать физкультпаузы. Например, исполь­зовать музыкальную аптечку, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки.

Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется слушать "Утро" Грига; романс "Вечерний звон"; мотив песни "Русское поле"; "Времена года" Чайковского.

Полное расслабление можно получить от романса Шостаковича из кино­фильма "Овод", романса из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к по­вести "Метель".

Стимулирует работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум при­боя, звук водопада, шелест листьев.

Стабилизируют кровяное давление и сердечную деятельность  "Свадебный марш" Мендельсона, Концерт Баха для двух скрипок.

Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Очинского

Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у де­тей.

 

.

IV. Система медико–психологического, педагогического мониторинга со­стояния здоровья, физического и психического развития школьников.

Медико–психологическое сопровождение образовательного процесса на­правлено на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании учащихся, нарушениями в их поведе­нии, общении, формировании личности, а также на сохранения здоровья.

Работа нацелена на развитие индивидуальности каждого ребенка, форми­рование его психологической готовности к жизни в обществе.

Мониторинг, т. е. динамическое наблюдение за условиями обучения, уров­нем учебной и общей нагрузки, а также за состоянием здоровья учащихся строится на принципах как:

·        комплексность

·        системность

·        целостность

·        динамичность (повторяемость)

·        репрезентативность (представительность)

·        методическое единство

·        наличие обратной связи

Важным фактором успешности мониторинга состояния здоровья и учебной нагрузки является взаимодействие с их родителями, которые распо­лагают многими сведениями, имеющими порой  решающее значение для комплексной оценки.

Успех мониторинга зависит и от того, насколько качественно собрана ин­формация в процессе его проведения. Это зависит от сознательного отноше­ния всех участников, включая учащихся и их родителей, к проводимому мо­ниторингу.

V. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

В рамках реализации программы "Образование и здоровье школьников в РТ" в гимназии  разработана комплексно-целевая программа "Здоровыми в будущее»

Учащимися школы разработаны индивидуальные Программы здоровья, которые предполагают ответственное и сознательное отношение к своему здоровью, имеются паспорта здоровья.

VI. Служба психологической помощи учителям и учащимися по пре­одолению стрессов, тревожности, содействие гуманного подхода к каждому ученику, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

Педагог – человек, оказывающий воздействие на развитие ребенка, он способствует реализации его интеллектуального, физического, духовного по­тенциала, контролирует и корректирует его развитие. Для воспитания здоро­вых детей, педагог сам должен быть здоров душой и телом. Существующая социально-экономическая ситуация в стране отрицательно отразилась не только на социально – нравственном, но и на физическом состоянии учите­лей, их здоровье. Среди причин, способствующих снижению здоровья педа­гогов, - отсутствие культуры здорового образа жизни. Культура здоровья – это система ценностей, определяющих образ жизни. Образ жизни педагога состоит из четырех основополагающих позиций:

 

Профессиональная деятельность

 

Коллектив                                      Жизнь                                           Семья

 

Сфера реабилитации

 

Забота о здоровье педагогов – это формирование защитной среды:

 - повышение педагогического мастерства

 - проведение психологического образования по культуре семейных от­ношений учителя.

 - оптимизация коммуникативной сферы пед. коллектива, что требует соответствующей подготовки администрации школы, обладающей на­ряду с высоким профессионализмам глубоко нравственным уровнем об­щечеловеческих качеств.

 - организация мероприятий по реабилитации учителей наиболее, уяз­вимый вопрос современной школы и всей системы образования, т. к. от­сутствует структура или хотя бы программа по защите интересов и здо­ровья учителей.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько ком­фортно чувствует ребенок в школе.

Принципы психологического комфорта следующие: учеба должна да­вать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

VII. Организация и контроль сбалансированного питания всех учащихся в школе.

Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физиче­скими нагрузками, восполнить которые можно с пищей.

К общим принципам рациона школьников можно отнести:

 - удовлетворения потребности детей в основных компонентах пищи: белках, жирах и углеводах, а также в витаминах и минеральных солях;

 - сбалансированность рациона по всем пищевым веществам;

 - разнообразие рациона питания;

 - восстановление энергетических трат организма;

 - проведение технологической обработки, сохраняющей пищевую цен­ность всех продуктов;

 - исключение из рациона продуктов, обладающих отрицательным (раз­дражающим) воздействием на пищеварительную систему.

Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики уча­щихся. Целесообразно давать детям витаминные препараты особенно с но­ября по май. Хорошо зарекомендовали себя такие препараты, как ундевит, гексавит, компливит, аэровит.

В весенний – осенний период учащиеся должны получать поливитамины, а в течение учебного года фототерапию. Учащиеся с удовольствием пьют витаминные чаи.

VIII. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для гармоничного развития.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и приучать жить в здоровье, т.е. здоровье должно стать образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители общественность. Ведь факторами, определяющими уровень здоровья являются:

1.     наследственность – определяет здоровье на 20 %

2.     условия внешней среды (природные и социальные)- на 20 %

3.     деятельность системы здравоохранения- на 10 %

4.     образ жизни человека -на 50 %

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни.

Разнообразных мероприятий, направленных на укрепление здоровья очень много. Вот некоторые из них:

 - Содержание каждого урока должно быть здоровьесозидающим.

 - Уроки здоровья

 - Полная оснащенность спортзала.

 - Лекции, беседы, викторины, игры, соревнования, турниры, бои,  конкурсы…

 - Встречи с врачами, психологами, спортсменами и т. д.

 - Спортивные соревнования,  такие как "Рыцарский турнир", "Мама, папа, я – спортивная семья", "Веселые старты" и т. д.

 - Связь с учреждениями дополнительного образования.

 - Посещения уч-ся секций, спортивных клубов, кружков.

Здоровьесберегающие технологии, т.е. система мер по укреплению  и сохранению здоровья, должны соответствовать природным закономерностям развития ребенка. Речь, следовательно, идет о необходимости проектирования такой образовательной среды, которая способствовала бы раскрытию природных способностей ребенка глубокому самоанализу и разносторонней самореализации.