Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша" Советского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420029, г. Казань, ул. Пионерская, д. 10
Телефон: +7(843)-272-36-42
E-Mail: gim2072@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша"
Руководитель: Арсланова Рахима Минвалиевна
Год основания учреждения: 2001
У нас учатся: 680 учащихся (в том числе 1 иностранный гражданин) Язык обучения- русский.
У нас учат: 49 педагогов

Р.М.Арсланова. Здоровьесберегающая образовательная среда

Здоровьесберегающая образовательная среда.

                                               Р.М.Арсланова

 

"Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь"

Гораций.

 

"Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья"

Шопенгауэр.

 

"Болезнь – своего рода преждевременная старость"

 Поуп А.

 

"Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне"

Торо Г.

 

"Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"

Джон Локк.

 

"Лечит болезни врач, но излечивает природа"

Гиппократ.

 

"Нельзя лечить тело, не леча душу"

Сократ.

 

 

   Великий немецкий поэт и мыслитель Генрих Гейне сказал: "Единственная красота, которую я знаю, это здоровье". Этими словами он подчеркнул эсте­тическую значимость здоровья. Вот почему мы ставим на один пьедестал по­нятия здоровье, счастья, красота.

   Концепция модернизации российского образования, ФГОС НОО  важной задачей перспективного развития школы определили сохранение и поддержание здоровья учащихся.

   Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значе­ние для формирования культуры здоровья учащихся. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда, климат здоровья, культура доверия, лично­стного созидания, возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровой жизни, усвоение ее духовно – нравственных, эстетических, физических компонентов.

  В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении "физического благополучия" учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПи­Нам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психиче­скому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. По­этому при организации учебного процесса необходимо применения здоровь­есберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья школьников.

  Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая техно­логия может считаться здоровьесберегающей, являются:

I. Коррекция нарушений соматического здоровья с использованием ком­плекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса. В расписание уроков необходимо вводить такие предметы, как хо­реография, ритмика, физкультура на свежем воздухе, физкультминутки на уроках. Применять упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимна­стики, также как упражнения для формирования правильной осанки.

1. Закрепления навыка правильной осанки:

 - встать спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены; затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки касаются стены (пять точек каса­ния);

 - прислониться к стене так, чтобы расстояния между стеной и поясницей было не больше толщины пальца, втянуть живот и чуть – чуть приподнять плечи;

 - запомнить положение правильной осанки и выполнять это упражнения как можно чаще.

2. Лежа на спине:

 - опираясь на лопатки, локти и пятки – прогнуться;

 - "велосипед"

 - ноги согнуть с опорой на пятки – прогнуться;

 - ножницы.

3. Стоя  на четвереньках:

 - "злая и добрая кошка"

 - "пролезь под заборами"

II. Различные формы организации учебно – воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, который не хотел бы много знать, быть интеллектуальным. Учеба – это труд, причем нелегкий, и при правильной организации он способен проносить радость творческих от­крытий. Чтобы эти чувства испытывал школьник, надо выстраивать учебный процесс с опорой на основные побудительные факторы человеческой дея­тельности – потребности и мотивы.

Учитель идет в класс  главной целью – изложить школьникам новую ин­формацию (как часто кажется учителю, передать знания, что в принципе не­возможно). Опытный педагог знает, что его информация – это еще не знания ученика.

Доказано что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забыва­ется в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал. Ос­тальная часть информации сохраняется в памяти несколько дольше, в зави­симости от уровня ее актуальности для обучаемого.

 Чтобы перевести информацию в знание, учитель при традиционных мето­дах обучения должен заставить ученика проделать достаточно объемную ра­боту самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность, а в случае невыполнения задания применить необходи­мые санкции. Систематически и успешно выполнять весь этот процесс уда­ется только требовательным к себе детям и властным педагогам. Последние достигают того, что школьники заучивают новый материал, но при этом воз­никает масса негативных психологических последствий.

Принуждение провоцирует агрессивно – репрессивную среду в школе, ко­торая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья.

Как свидетельствует опыт, треть школьников в связи с перегрузкой, пере­напряжением, страхом, тревогой (особенно в процессе пристрастного опроса в начале каждого урока), унизительными эпитетами, получаемыми в школе и семье, возникают невротические изменения психики, именуемые дидакто­ченными неврозами, что существенно затрудняет усвоение новых знаний. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, игры.

В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачива­ются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал - нравственным здоровьем.

Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологи­ческих принципов изменения работоспособности ребенка.

Профилактику нарушений нервно-психического здоровья на базе школ следует осуществлять через групповые психогимнастические упражнения, которым надо обучать учителей, психологов, а также на индивидуальных консультациях.

 Первые два места в школьном списке болезней занимают болезни, о кото­рых большинство ребят даже не догадывается- нарушения опорно-двига­тельного аппарата, психические расстройства. Поэтому учитель должен тонко чувствовать состояние и настроение ребенка. И по возможности на уроках делать динамические паузы. Перед их выполнением надо обязательно проветрить кабинет.

Упражнения для снятия возбуждения:

1.     Соединить ладонь перед собой и давить одной рукой на другую

2.     Сцепить кисти пальцами, одна ладонь направлена вниз, другая вверх. За­тем с силой потянуть руки в противоположные стороны.

3.     Ухватить руками за сиденье стула и сильно потянуть его к себе, спину держать прямо.

4.     Сцепить пальцы за головой давить ладонями на затылок, не меняя по­ложение головы.

Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помо­щью метода цветописи Луташкина, основанного на зависимости между со­стоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цве­тового спектра.

Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетво­ренность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упа­док, уныние; белый – равнодушие. Школьникам предлагается оценить цве­том свое настроение. Результаты могут быть предоставлены в виде индиви­дуальной цветограммы, составляемой самим учеником в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.

III. Контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

    Правильное построение учебного процесса предусматривает рациональное чередование разных видов деятельности отдыха.

    Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если обра­зуется кривая с одним подъемом в среду или четверг или с двумя – в среду и пятницу. Школьное расписание оценивается как нерациональное при наи­большей сумме баллов в понедельник и субботу.

   При умственной деятельности работоспособность сначала постепенно на­растает, потом устанавливается на определенном уровне, соответствующем высокой работоспособности, а затем развивается утомление. При первых признаках (частые отвлечения, частая смена поз, облокачивание, слабый ин­терес, отсутствие вопросов) нужно делать физкультпаузы. Например, исполь­зовать музыкальную аптечку, которой может пользоваться каждый, верящий в великую силу музыки.

Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется слушать "Утро" Грига; романс "Вечерний звон"; мотив песни "Русское поле"; "Времена года" Чайковского.

Полное расслабление можно получить от романса Шостаковича из кино­фильма "Овод", романса из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к по­вести "Метель".

Стимулирует работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум при­боя, звук водопада, шелест листьев.

Стабилизируют кровяное давление и сердечную деятельность  "Свадебный марш" Мендельсона, Концерт Баха для двух скрипок.

Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Очинского

Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у де­тей.

 

.

IV. Система медико–психологического, педагогического мониторинга со­стояния здоровья, физического и психического развития школьников.

Медико–психологическое сопровождение образовательного процесса на­правлено на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании учащихся, нарушениями в их поведе­нии, общении, формировании личности, а также на сохранения здоровья.

Работа нацелена на развитие индивидуальности каждого ребенка, форми­рование его психологической готовности к жизни в обществе.

Мониторинг, т. е. динамическое наблюдение за условиями обучения, уров­нем учебной и общей нагрузки, а также за состоянием здоровья учащихся строится на принципах как:

·        комплексность

·        системность

·        целостность

·        динамичность (повторяемость)

·        репрезентативность (представительность)

·        методическое единство

·        наличие обратной связи

Важным фактором успешности мониторинга состояния здоровья и учебной нагрузки является взаимодействие с их родителями, которые распо­лагают многими сведениями, имеющими порой  решающее значение для комплексной оценки.

Успех мониторинга зависит и от того, насколько качественно собрана ин­формация в процессе его проведения. Это зависит от сознательного отноше­ния всех участников, включая учащихся и их родителей, к проводимому мо­ниторингу.

V. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

В рамках реализации программы "Образование и здоровье школьников в РТ" в гимназии  разработана комплексно-целевая программа "Здоровыми в будущее»

Учащимися школы разработаны индивидуальные Программы здоровья, которые предполагают ответственное и сознательное отношение к своему здоровью, имеются паспорта здоровья.

VI. Служба психологической помощи учителям и учащимися по пре­одолению стрессов, тревожности, содействие гуманного подхода к каждому ученику, формирование доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

Педагог – человек, оказывающий воздействие на развитие ребенка, он способствует реализации его интеллектуального, физического, духовного по­тенциала, контролирует и корректирует его развитие. Для воспитания здоро­вых детей, педагог сам должен быть здоров душой и телом. Существующая социально-экономическая ситуация в стране отрицательно отразилась не только на социально – нравственном, но и на физическом состоянии учите­лей, их здоровье. Среди причин, способствующих снижению здоровья педа­гогов, - отсутствие культуры здорового образа жизни. Культура здоровья – это система ценностей, определяющих образ жизни. Образ жизни педагога состоит из четырех основополагающих позиций:

 

Профессиональная деятельность

 

Коллектив                                      Жизнь                                           Семья

 

Сфера реабилитации

 

Забота о здоровье педагогов – это формирование защитной среды:

 - повышение педагогического мастерства

 - проведение психологического образования по культуре семейных от­ношений учителя.

 - оптимизация коммуникативной сферы пед. коллектива, что требует соответствующей подготовки администрации школы, обладающей на­ряду с высоким профессионализмам глубоко нравственным уровнем об­щечеловеческих качеств.

 - организация мероприятий по реабилитации учителей наиболее, уяз­вимый вопрос современной школы и всей системы образования, т. к. от­сутствует структура или хотя бы программа по защите интересов и здо­ровья учителей.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько ком­фортно чувствует ребенок в школе.

Принципы психологического комфорта следующие: учеба должна да­вать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

VII. Организация и контроль сбалансированного питания всех учащихся в школе.

Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физиче­скими нагрузками, восполнить которые можно с пищей.

К общим принципам рациона школьников можно отнести:

 - удовлетворения потребности детей в основных компонентах пищи: белках, жирах и углеводах, а также в витаминах и минеральных солях;

 - сбалансированность рациона по всем пищевым веществам;

 - разнообразие рациона питания;

 - восстановление энергетических трат организма;

 - проведение технологической обработки, сохраняющей пищевую цен­ность всех продуктов;

 - исключение из рациона продуктов, обладающих отрицательным (раз­дражающим) воздействием на пищеварительную систему.

Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики уча­щихся. Целесообразно давать детям витаминные препараты особенно с но­ября по май. Хорошо зарекомендовали себя такие препараты, как ундевит, гексавит, компливит, аэровит.

В весенний – осенний период учащиеся должны получать поливитамины, а в течение учебного года фототерапию. Учащиеся с удовольствием пьют витаминные чаи.

VIII. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для гармоничного развития.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и приучать жить в здоровье, т.е. здоровье должно стать образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители общественность. Ведь факторами, определяющими уровень здоровья являются:

1.     наследственность – определяет здоровье на 20 %

2.     условия внешней среды (природные и социальные)- на 20 %

3.     деятельность системы здравоохранения- на 10 %

4.     образ жизни человека -на 50 %

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни.

Разнообразных мероприятий, направленных на укрепление здоровья очень много. Вот некоторые из них:

 - Содержание каждого урока должно быть здоровьесозидающим.

 - Уроки здоровья

 - Полная оснащенность спортзала.

 - Лекции, беседы, викторины, игры, соревнования, турниры, бои,  конкурсы…

 - Встречи с врачами, психологами, спортсменами и т. д.

 - Спортивные соревнования,  такие как "Рыцарский турнир", "Мама, папа, я – спортивная семья", "Веселые старты" и т. д.

 - Связь с учреждениями дополнительного образования.

 - Посещения уч-ся секций, спортивных клубов, кружков.

Здоровьесберегающие технологии, т.е. система мер по укреплению  и сохранению здоровья, должны соответствовать природным закономерностям развития ребенка. Речь, следовательно, идет о необходимости проектирования такой образовательной среды, которая способствовала бы раскрытию природных способностей ребенка глубокому самоанализу и разносторонней самореализации.