Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №298 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | Основное здание: 420071, РТ, г. Казань, ул. Мира, д. 31а; 2 здание - 420071, РТ, г. Казань, ул. Мира, д. 33а |
Телефон: | +7(843)-234-36-21;+7(843)-239-97-49 |
E-Mail: | madou298@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад № 298 комбинированного вида" Советского района г.Казани |
Руководитель: | Елакова Анастасия Сергеевна |
Год основания учреждения: | 1972 |
У нас учатся: | 254 воспитанников |
У нас учат: | 28 педагогов |
Новости детского сада № 298
Сабан бәйрәме !!!
Опубликовано: 18.06.2015
Этимология и похожие праздники
Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба»
В татарском языке праздник называется тат. сабантуй или сабан туе. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).
В башкирском языке название праздника hабантуй происходит от башк. hабан — «плуг» и башк. туй — «праздник».
У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется чуваш. акатуй.
Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем.
Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».
Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.
Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.
В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.
История сабантуя
Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя».
У башкир впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба. И. Г. Георги писал: «Башкирцы.. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными».
К списку новостей