• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кутлу-Букашская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района РТ/Татарстан Республикасы Балык Бистәсе муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе “Котлы-Бүкәш урта гомуми белем мәктәбе”

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422665, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский район, с. Кутлу-Букаш, ул. Шаймарданова, д. 2 422665, Татарстан Республикасы, Балык Бистәсе районы, Котлы Бөкәш авылы, Шәймәрданов ур., 2
Телефон: +7(843)-613-12-43;+7(843)-613-13-92
E-Mail: skb.rs@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ «Кутлу-Букашская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района РТ
Руководитель: Салахиев Накиф Юнусович
Год основания учреждения: 1937
У нас учатся: 142
У нас учат: 36

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме « Коррупция как социально - опасное явление»

Разработка урока обществознания в 11 классе                                                  по теме « Коррупция как социально - опасное  явление»

          « Мы не должны показывать пальцем на другие страны и говорить — «а      

          у них коррупция не меньше!» Мы должны решать свои внутренние  

          проблемы. »                                     Медведев  Дмитрий Анатольевич

         « Честность неотделима от свободы, как коррупция от деспотизма.»

                                                                        Франс  Анатоль
Цель урока:   сформировать у учащихся  антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи:

- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных по­следствиях данного явления;

- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного соци­ального явления с опорой на принцип историзма;

- сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечиваю­щих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Оборудование и материал:  карточки-задания, проектор, компьютер,

учебное пособие «Формирование антикоррупционной культуры у учащихся», авторы К.Ф.Амиров, Д.К.Амирова;  компьютерная презентация.

 

Класс разделён на 2 группы. Учащиеся получили опережающее задание:

1 группа – определить при помощи словарей, что означает  понятие «корруп­ция».

2 группа – подобрать пословицы и поговорки о коррупции.

Ход урока:

I.      Организационный момент. Актуализация.

Вступительное слово учителя.  Ребята, я хочу рассказать вам притчу.

Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Триста шестьдесят пять дней в году странствовал он по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре, пел песни, сказывал былины. Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на чёрный день, когда заболеет и не сможет бродить по стой­бищам. Свои деньги он носил в мешочке, а мешочек прятал за пазухой и нико­гда с ним не расставался.

Однажды, когда музыкант играл на многолюдном сборище и пел свои песни, подошёл к нему щегольски одетый незнакомец. Растолкав людей, он протис­нулся вперёд, сел на корточки перед музыкантом и стал пристально смотреть на него своими чёрными глазами. На пришельце был шёлковый халат, а поверх него зелёная плисовая куртка, на ногах — добротные кожаные гутулы; шапка из чёрного шёлка сдвинута набок. Когда музыкант кончил играть и народ ра­зошёлся, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музы­канта. Слепой музыкант испугался, схватил вора за руку, стал кричать:

— Люди! В ясный день, под золотыми лучами солнца человека грабят!

Не успел грабитель вытащить руку из-за пазухи музыканта, как сбежались люди и схватили его.

— Так хорошо одет, а кого вздумал грабить! — возмущались они. — Бедного слепого музыканта. Позор тебе!

А пришелец и не думал выпускать из рук мешочек.

— Подумайте, откуда у этого паршивого слепца может быть столько денег? — кричал он. — Это мои деньги! Он у меня хотел их отнять!

Народ ещё пуще возмутился.

— Мошенник, хочешь оклеветать бедного музыканта! — закричали люди и по­вели его к нойону (князю).

Выслушал нойон, что говорили ему люди, усадил слепого музыканта и стал допрашивать мошенника.

— Встань на колени! — приказал он. — Ты, презренный вор, среди ясного дня, под золотыми лучами солнца вздумал ограбить бедного слепого музыканта. Как смеешь ты так поступать, живя под властью своего милостивого владыки?

— Мой нойон, — ответил мошенник. — Я из самой благородной семьи. Мой отец — знатный человек. Зачем мне заниматься грязными делами? Неужели я стал бы грабить ничтожного музыканта и пятнать доброе имя своих родителей?

— Придётся и твоего негодного отца привлечь к ответу. Говори его имя! — за­кричал нойон.

Вор посмотрел на нойона, чуть заметно подмигнул ему и сказал:

— Лицо моего отца бугристое, спина горбатая, а имя ему Старый Сребреник.

Нойон задумался. Долго молчал он, потом улыбнулся:

— Придётся завтра заняться вашим запутанным делом.

И приказал посадить под замок слепого и вора, каждого в отдельности. Ночью вор попросил отвести его к нойону и дал ему взятку — тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.

Утром оба предстали перед нойоном. На этот раз он обрушил свой гнев на сле­пого музыканта.

— Презренный вор, как смел ты нарушить закон? Говори, что заставило тебя оклеветать честного человека?

Музыкант ничего не ответил. Он сел и начал копать землю руками, изредка на­клоняясь, словно прислушиваясь.

«Что делает этот слепой чёрт?» — удивился нойон, а вслух спросил:

— Эй, вор, ты что, с ума сошёл?

— Мой нойон, — ответил слепой музыкант. — Только вчера здесь говорил за­кон. Сегодня закон онемел за тридцать сребреников, словно сквозь землю про­валился. Вот я и рою, может, найду закон, а может быть, монеты…

 

О чем притча?   Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.

Мы попытаемся решить несколько проблемных задач.

-         Выяснить, что такое коррупция.

-         В каких сферах общественной жизни можно столкнуться с коррупцией?

-         Можно ли бороться с коррупцией?

-         Выслушав друг друга,  на основе имеющей информации составить схему – таблицу «Причины корруп­ции».

Причины коррупции

 

 

 

 

 

 

II.  Изучение нового материала.

Выступления  групп.

1)Сообщения учащихся (приложение №1)

       1. Значение слова «коррупция» в словарях.

       2.Значение слова «коррупция» в понимании юристов, социологов, эконо-­     

       мистов и т.д.

       3. Перевод слова «коррупция» с иностранного языка, значение слова в рус­

       ском языке.

2)Какие пословицы и поговорки, соответствующие теме, Вы знаете? (приложе­ние №2)

«Взяточник, что рыболов: пятерней нащупает и поймает».

«Возьми на калачи, да только делом не волочи!».

«Вор виноват, а подьячий мошне его рад».

«Вошел во власть - можешь к казенному сундуку припасть".

«Все вокруг колхозное – все вокруг мое».

Учитель: - Как вы думаете: почему в народной мудрости отсутствует одно    

                    знач­ное осуждение взяточничества?

                  - Каким сословиям, социальным группам, упомянутым в пословицах    

                    и по­говор­ках, чаще всего дается отрицательная характеристика? А

                    какие чаще всего яв­ляются потерпевшей стороной?

                  - В каких пословицах и поговорках взяткодатель и его поступок осу  

                    ждается, а где оправдывается.

                  - Какие пословицы и поговорки, по-вашему, «родились» в XX веке?

                  -Какие старые по времени пословицы и поговорки не потеряли своей

                   акту­ально­сти и сегодня?

Каждая группа получает задание - рассмотреть ситуации и ответить на во­просы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия дан­ного поступка.

Ситуации для 1 группы:

1.     При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Сады­ков И.Р.заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

2.     Государственный служащий  Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бес­платно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  от­правлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.  Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства )

3.      Родственникам  больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».  (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездейст­вие.)

Ситуации для 2 группы:

1.     Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение во­проса с земельным участком по заявлению предпринимателя  Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с це­лью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)

2.     Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их при­надлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должно­сти выдвигать своих родственников.

3.     Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей  партии «Солидарность»,  во время предвыборной кампании  добился того, что сущест­вующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами  были закрыты.  ( злоупотребление полномочиями. Последств: причинен суще­ственный вред охраняемым законом правам  интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость)

Вывод: В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в сле­дующих формах:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чинов­ников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

 Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Напри­мер, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться под­держкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.     

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и вер­ховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении поли­тики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

 

Работа в группах. Задания для групп:

1 группа – определить социально-экономические последствия, порождаемые коррупцией

2 группа - определить политические последствия, порождаемые коррупцией

 

III.           Закрепление.

Задание для групп - составление памяток (Приложение №4)

1 группа - памятка "Что делать, если у вас вымогают взятку"

2 группа – памятка «Что делать, если Вам предлагают взятку»

                                                              

Приложение №1.

Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике.

Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоя­тельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление.

В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы».
В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение.
Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыст­ных целях.

В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продаж­ность должностных лиц, политических деятелей".

В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических дея­телей вообще».

В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его зна­чение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".

В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее:

"Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредота­чивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупа­лись. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик:

Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным инте­ресам.

Вторая. Секретность исполнения решений.

Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно.

Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять.

Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.

Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совер­шает эти акты

 

 

 

 

Значение слова «коррупция» в понимании юристов, социологов, экономистов и т.д.

 

Определение corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочета­ния латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреж­дение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.

 

Понятие «коррупция» по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, эко­номисты и юристы:

А) Социологи: коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны вла­сти ради незаконной личной выгоды». Это утверждение является и слишком узким (ибо кор­рупция встречается и в частных корпорациях) и слишком широким.

Так, российский социолог С.Ю. Барсукова пишет: “…поведение политика, чиновника, биз­несмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурс­ные ограничения с наибольшей выгодой для себя… Одни оперируют капиталом политиче­ским, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников кор­рупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притяза­ний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности». (Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность. - Обще­ственные науки и современность, 2008, № 5 c.39).

Б) Специалисты по государственному управлению считают, что коррупция – это «не санк­ционированное осуждаемое действие в целях получения какой-нибудь личной выгоды…». Под это определение подходит большинство преступлений, перечисленных в Уголовном Ко­дексе.

 

В) Экономист Н. Епифанова в статье “Исследование коррупции на основе методов экономи­ческой теории” пишет: “Говоря о коррупции с позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью которого является макси­мизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет исполь­зования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им”. (Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории. - Вопросы экономики, 2007, №1, с.36).

Г) Юристы: «Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажно­стью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» (Криминология: учебник для юридических вузов / Под редакцией А.И. Долговой. М., 1997. С. 501).

 

«…в широком смысле слово коррупция – это социальное явление, поразившее пуб­личный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использова­нии государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и автори­тета в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». (Уголовное право).

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как “злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой вы­годы, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с зани­маемым служебным положением”.

В Российском Национальном плане противодействия коррупции (2008 г.) также опре­делен ряд понятий: «коррупция» – как социально-юридическое явление, «коррупционное правонарушение» – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинар­ную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие кор­рупции» – как «скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, органи­заций и физических лиц по предупреждению коррупции…». 

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии корруп­ции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положе­нием, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде де­нег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имуществен­ных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды ука­занному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».