• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кутлу-Букашская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района РТ/Татарстан Республикасы Балык Бистәсе муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе “Котлы-Бүкәш урта гомуми белем мәктәбе”

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422665, Республика Татарстан, Рыбно-Слободский район, с. Кутлу-Букаш, ул. Шаймарданова, д. 2 422665, Татарстан Республикасы, Балык Бистәсе районы, Котлы Бөкәш авылы, Шәймәрданов ур., 2
Телефон: +7(843)-613-12-43;+7(843)-613-13-92
E-Mail: skb.rs@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ «Кутлу-Букашская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района РТ
Руководитель: Салахиев Накиф Юнусович
Год основания учреждения: 1937
У нас учатся: 142
У нас учат: 36

Классный час на тему «Зачем законы соблюдаем мы»

Проведённый в 9-б классе МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ» 

                                                                                    Зачем законы соблюдаем мы?

                                                                                    Чтоб в мире не было войны,

                                                                                    Чтоб человек свободен был,

                                                                                    Чтоб жизнь свою и ближнего ценил! 

     В одном древнем мифе говорится, что, создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к материнству и искусству. Каждый был наделен каким–либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т. д.     Человек стал делать красивые вещи, строить жилища, но научить людей добиваться согласия между собой боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого – нибудь большого дела – строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а не редко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой.     И над родом людским нависла угроза самоистребления.     Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел в жизнь людей ввести стыд и правду.     Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: «Как распределить стыд и правду среди людей?» Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способность строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?     Зевс ответил: «К стыду и правде должны быть причастны все люди, иначе не будит на земле ни городов, ни государств, ни самих людей». 

Чему учит это мудрое сказание?

     Его первый главный урок состоит в том, что всем нам, люди, необходимо овладеть умением добиваться согласия. Это значит нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человеком гуманным. Тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда.     Но как этого достичь, где дорога, ведущая к человечности? На этот вопрос мы находим, может быть неожиданный, но мудрейший ответ. Мало уметь трудиться, производить питание и вещи. Мало иметь таланты к наукам и искусствам. Только стыд и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка. Таков второй урок мудрости.     Есть и третий. В месте объяснением главного условия принес нам из глубины веков предупреждение: Без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление. Суровое, очень суровое предупреждение. Оно помогает понять особую ценность стыда и правды в жизни людей.

     Когда говорят о стыде и правде, мы полагаем, что речь идет о совести и ответственности, о  порядке и справедливости и еще о многом таком, что составляет содержание морали и права.     Человек всегда обладает свободой выбора. В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать те или иные решения.

     Но свобода не отделена от ответственности. Моральная ответственность – это ответственность перед своей, собственной совестью и мнением окружающих.

     Понятие «правовая (юридическая) ответственность» употребляется в двух смыслах. Во-первых, это замечательное, ценнейшее внутреннее качество гражданина, черта его правовой культуры, особенно когда правовая ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Тогда она проявляется в глубоком уважении человека к праву и правовому закону, в созидательном и добровольном соблюдении всех требований прав и законов, для поддержания порядка и справедливости в обществе.     И, конечно же, он способен предвидеть все неприятные (а порой и ужасные) последствия нарушения права и закона. Именно юридическая ответственность – уважение к праву и закону, сознательное и добровольное их соблюдение – служит главным определением, критерием правовой культуры любого гражданина.     Во-вторых, понятие «юридическая ответственность» имеет строго юридический смысл – это применение мер государственного принуждения за совершенные правонарушения.     И если моральная ответственность – это ответственность перед окружающими и перед собственной совестью, то юридическая ответственность  - это ответственность пред законом, пред судом. Разница существенная, хотя юридическая ответственность, конечно, не исключает стыда перед людьми и мук собственной совести того человека, который совершает правонарушения.

     Впрочем, человек ответственный умеет предвидеть последствия своих поступков. В выборе поступка он свободен, выбор на его совести. Ему же и отвечать за последствия, в том числе и юридические. А умение предвидеть не дается от рождения. Оно является результатом воспитания и самовоспитания, частью правовой культуры гражданина. Подумайте над этим. 

Тест «Ваше чувство ответственности».

«Познай самого себя»

Выберите варианты ответов на предложенные вопросы, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам. 

  1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:

А) одолжить у друзей;

Б) идти в том, что имеется;
В) не ходить на дискотеку вообще. 

  1. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:

А) помочь своим;

Б) остановить драку;

В) остаться не замеченным. 

  1. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в подъезде:

А) игра в карты;

Б) чтение и кроссворды;

В) разговаривать и смотреть в окно. 

  1. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:

А) перезаняли бы у друзей;

Б) попросили бы у родителей, объяснив причину;

В) попросили бы у родителей, скрыв причину, или добыли бы деньги другим способом. 

5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определенном месте, то Вы:

А) согласились;
Б) отказались;
В) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия. 

  1. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:

А) забираете его себе;

Б) показываете родителям, другим взрослым, звоните в милицию;

В) проходите мимо, ничего не делая. 

  1. Если Вы видите на ком-то или у кого-то красивую или интересную вещь, то Вы:

А) чувствуете желание иметь такую же;

Б) чувствуете интерес или удовольствие;

В) стараетесь показать свое равнодушие. 

  1. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:

А) чувствуете желание уничтожить « негодяя»

Б) ведете себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;

В) пытаетесь задобрить. 

Если в Ваших ответах преобладает вариант «А», это означает, что над Вами нависла серьезная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас почти отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в большую проблему.

Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваши решения чревато неприятными последствиями, и Вы все равно его примите что ж, по крайней мере, Вы ни кого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенир писал для таких, как Вы: «Самообладание, как все качества, развивается через упражнения. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности».

 

Если в Ваших ответах преобладает вариант «Б», то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы можете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.

Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саида: «Мужество - не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, что бы владеть собой и быть справедливее».

Если в Ваших ответах преобладает вариант «В», то чувство ответственности в Вас только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желании всех перехитрить и т. д. Это означает, что в определенных ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что-либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть

       Рекомендации. Встряхнитесь, одерните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде «лучше не высовываться», «все так делают» и т. д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский ученый А. Жювье: «несчастье находит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу» 

      Виды юридической ответственности зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность.

      Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности – уголовная. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении – таких мер, как лишение свободы, конфискация имущества и др.

      Учитывая особую суровость уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном порядке. Никто, согласно закону, не может быть признан виновным в совершении преступления, и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда.

       Наряду с понятием юридической ответственности существует, как Вы уже поняли, понятие правонарушения. Внимательно вслушавшись в звучание этого слова, можно легко понять его значение.

Правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений. Выражаясь языком юристов, правонарушение – это противоправное поведение (действие) гражданина или учреждения, организации, предприятия.

      Правонарушение всегда связанно с антиобщественным поведением, всегда кому – нибудь приносит вред. Оскорбить кого–нибудь, оклеветать, угрожать – это, значит, совершить правонарушение. Кража, грабеж, разбой, мошенничество, повреждения чужого имущества, обман покупателей, самоуправство и т. д. – все это, безусловно, правонарушения. Короче, признаком правонарушения является антиобщественное поведение, наносящие кому–либо вред. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание в зависимости от характера правонарушения. Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.

      Преступление – опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

      Проступок – это тоже правонарушение, хотя в отличие от преступления он характеризуется меньшей степенью вредности. Однако следует знать, что проступок – это тоже посягательство на правопорядок. Пьянство и дебош в общественных местах, мелкие хищения, повреждение телефонов–автоматов, незаконные сделки, прогул и т. д. Все эти действия наносят вред другим людям, обществу.      За проступок предусматриваются наказания не уголовного характера в виде предупреждения, штрафов, возмещения причиненного имущественного вреда и даже исправительных работ.      Все виды проступков, безусловно, вносят дезорганизацию в нашу жизнь, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей. Кроме того, проступок от преступления отделяет тонкая, условная грань – в любой момент он может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием. Задумайтесь над этим.         Подводя итог нашему разговору о праве, об ответственности хочу Вам привести слова немецкого философа И. Канта: «Поступай по отношению к другим так, как бы Вы хотели, чтобы другие поступали по отношению к Вам».      Хотелось бы, чтобы Вы не только сейчас задумались над этими словами, но и помнили их в своей дальнейшей жизни.

 

Классный руководитель                     Валеева В.И.