• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МАДОУ "Детский сад № 161 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан,  420059, г.Казань,  ул. Агрономическая, дом 128 Республика Татарстан, 420059, г.Казань,   ул. Павлюхина, дом 99В
Телефон: +(843)216-70-13,5-909-272, 5-909-273
E-Mail: detskiisad.161@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ №161
Руководитель: Мамонова Людмила Васильевна
Год основания учреждения: 1961
У нас учатся: 191 ребёнок (2ребенка инстранца)дети с 3 до 7 лет; 2-е здание 176 детей (2 ребёнка иностранца) от 3 до 7 лет
У нас учат: 27 педагогов

Национально-региональный компонент

Этнокультурная составляющая (ЭКС)

(Национально-региональный компонент)

 «От культуры родного народа –

к культуре соседнего и

мировой культуре».

Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А.

      Данный раздел разработан в соответствии с Региональной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р.К., к.п.н, доцент) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010 – 2015 г.г., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.  Его реализация основывается на комплексно – тематическом принципе  построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования.  Предполагает осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей.

       Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается в интегрированных формах, через организацию совместной со взрослым и  самостоятельной деятельности.

Реализация содержания образования:

- обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;

- раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение себя в мире природы, в мире людей и предметов;

- ориентировано на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов;

- учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно- коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;

- осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние  (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

- имеет воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения

и др.

Использование разнообразных организационных форм, использование УМК  предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; создание условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово - дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

     В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается предметно-пространственной средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.

    Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство уверенности в себе и защищенности, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса, через такие компоненты среды как:

- эмоционально-поддерживающий, т.е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;

- эмоционально-стабилизирующий, т.е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;

- эмоционально-настраивающий, т.е. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.);

- эмоционально-активизирующий, т.е. организация занятости детей (игры, занятия, сюрпризные моменты и пр.);

- эмоционально-тренирующий, т.е. проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов.

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.

       Этнокультурная составляющая (национально-региональный компонент) предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:

·                приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребёнку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

·                изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объёмах, овладение необходимым  лексически минимумом ( в соответствии с УМК);

·                ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своём родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

·                ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

      Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

·                социализация: игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, дидактические, театрализованные игры);

·                физическая культура: народные подвижные игры;

·                познание (формирование целостной картины мира): экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

·                Художественное творчество (приобщение к искусству): организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

·                Художественная литература: чтение произведений татарских поэтов и писателей, устное народное творчество (потешки, колыбельные, загадки, зазывали, пальчиковые игры и др.);

·                Музыка: знакомство с творчеством классиков татарской музыкальной культуры, искусства, организация театрализованной деятельности, народных праздников, ознакомление с народными мелодиями, песнями, музыкой, музыкальными инструментами, танцами, танцевальными движениями.

      Создание условий, для одновременного изучения двух языков, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением ЭКС ( национально-регионального компонента).

Основой организации обучения каждому из языков является система распределения учебного материала по тематическому принципу с учетом содержания УМК.  В тематике планирования  образовательной деятельности детей (организованной, совместной, самостоятельной) учтены возможности и интересы детей, они близки по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по мере взросления ребёнка. В каждой новой теме изученный ранее материал переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения мыслей на втором языке.

Необходимое требование к непосредственно организованной деятельности, к совместной деятельности педагога и ребенка — наличие языкового (лексико-грамматического) и речевого (коммуникативного) компонентов, связанных с определённой темой. Это требование обеспечено содержанием учебно-методического комплекта (УМК, разработанного авторами Зариповой З.М., Кидрячевой Р.Г., Шариповой Л.А., Исаевой Р.С и др. "Говорим по-татарски" - "Татарча сөйләшәбез", который состоит из трех проектов "Минем өем" для детей 4-5 лет, "Уйный, уйный үсәбез" для детей 5-6 лет, "Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар" для детей 6-7 лет).  Не менее важным является закрепление изученного материала в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности. Циклическое повторение тем проводится на протяжении всего дошкольного периода пребывание ребенка в детском саду.

Реализация третьего направления ЭКС (национально-регионального компонента) основывается на решении следующих задач:

·                формирование у детей элементарных исторических представлений;

·                воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям;

·                эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;

·                ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями Казанского Кремля, башни Сююмбике;

·                развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей Казани, Казанского Кремля.

·                воспитание уважения к национальному достоянию своего народа и общечеловеческим ценностям.

Столица Республики Татарстан - город Казань, Казанский Кремль, его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине

Великая сила, объединяющая всех людей,— природа. Знакомство с природой родного края, её особенностями, воспитание экологической культуры составляют четвёртое направление национально-регионального компонента.

Природа родного края, Родина для ребёнка начинаются с колыбели, дома, отца и матери, деревьев и цветов в саду. С годами эти понятия расширяются: родной дом, улица, город (деревня), республика, леса, поля и т.д.

У детей дошкольного возраста природные явления, сезонные изменения в природе вызывают неподдельный интерес. Поэтому, по экологическому воспитанию необходимо не только давать детям знания о временах года, о растениях и животных, но и проводить небольшие исследования, мини-эксперименты, опыты.

Реализация системы ЭКС (национально-регионального компонента) требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную атмосферу жизни народов РТ, познакомиться с многонациональной культурой Татарстана поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей или уголок краеведения в детском саду. Экспонатами могут служить национальная одежда, украшения, изделия народных промыслов, слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы и др.

Таковы основные подходы к содержанию национально-регионального компонента в дошкольном образовании.

Образовательные области направлены и интегрируется:

«Физическая культура», в т.ч. тематические блоки  «Здоровье», «Безопасность»: сохранение и укрепление здоровья детей, ознакомление с татарскими народными играми.

«Познание", в т.ч тематические блоки  "Формирование целостной картины мира",  "Экологическое воспитание»: воспитание у детей экологической культуры и формирование осознанного, бережного отношения к природе.

"Развитие речи", в т.ч. «Социально-коммуникативное развитие»: воспитание любви и уважения к татарскому языку, устному народному творчеству, формирование мотивации к его изучению и использованию в повседневной жизни, играм и общению.

«Художественная литература»: ознакомление с современной литературой татарского народа.

«Художественное творчество»: расширение и обогащение знаний об особенностях национального изобразительного искусства.

«Музыка»: приобщение детей к национальной музыкальной культуре.

Раздел "ЭКС (национально-региональный компонент)" образовательной программы составлен с учётом возрастных особенностей детей. Задачи воспитания и обучения даны для каждой возрастной группы с учётом региональных особенностей (дополнительно к задачам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования). С целью заинтересовать детей народным творчеством, промыслами, национальным искусством в программе поставлены задачи ознакомления детей с особенностями жизни и быта татарского народа, праздниками, событиями общественной жизни республики, символикой РТ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Работа по всем образовательным областям в соответствии с УМК предполагает широкое использование иллюстративного материала

 

 

 

 

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Задачи воспитания и обучения

Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Развивать самостоятельность в двигательной активности.

Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю. Знакомить с достопримечательностями родного города (села).

Развивать интерес к труду взрослых, разъяснять его значимость. Учить уважать разные виды труда.

Совершенствовать трудовые умения детей. Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца; приучать детей убирать на место использованное в трудовой деятельности оборудование. Учить понимать значение результатов своего труда для других.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам (другим вещам).

Воспитывать навыки вежливого обращения к взрослым и сверстникам; стремление вести себя сдержанно. Формировать представления о справедливости, доброте, дружбе, смелости, правдивости.

Развивать интерес к культурному наследию татарского народа. Знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.

Направления работы и решаемые задачи при интеграции образовательных областей:

«Физическая культура» Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.

Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.

Во время подвижных игр развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений); приучать выполнять правила игр.

Знакомить с татарскими народными играми, развивать интерес к народным играм.

Примеры игр

С ходьбой и бегом: «Сова», «Цветные автомобили», «Самолеты», «Колокольчик», «Ловишки», «Пробеги незаметно», «Становись первым», «Погремушки», «Кошка и мыши», «Кошка и птички».

С прыжками: «Лиса в курятнике», «Зайцы», «Хитрая лиса», «Перепрыгни через ручеёк», «Попрыгушки-хлопушки», «Не боюсь».

С ползанием и лазаньем: «Пастух», «Котята и щенята», «Перелёт птиц».

С бросанием и ловлей: «Подбрось - поймай», «Брось подальше», «Кольцо»,«Мяч через сетку».

На ориентирование в пространстве, на внимание: «Найди свой цвет», «Скворечники», «День - ночь», «Найди себе пару», «Пастух и кони», «Подарки», «Найди своё ведёрко», «Где звонили?», «Чей голос?».

Татарские народные игры: «Кисонька», «Овощи», «Гуси-лебеди», «Серый волк».

«Познание»

Семья. Продолжать формировать уважительное отношение ко всем членам семьи. Прививать любовь, тёплые чувства к своим близким. Учить детей заботливо и доброжелательно относиться к бабушкам и дедушкам, уважать их (помогать им, поздравлять с праздниками и т. д.).

Дать первоначальные представления о родственных взаимоотношениях (брат, сестра, братик, сестрёнка). Формировать заботливое отношение к младшим.

Родная страна. Воспитывать любовь к родной земле, родному краю. Знакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Рассказывать о самых красивых местах и достопримечательностях родного города (села, посёлка).

В дни праздников наблюдать красочное оформление ближайших улиц, домов, зданий; воспитывать чувство сопричастности с жизнью страны.

Дать детям представления о Российской армии, о воинах, охраняющих нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, авиация и т.д.).

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями времён года. Закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе.

Дать элементарные представления об экологической системе. Рассказывать о приспособленности растений и животных к среде обитания.

Продолжать знакомить детей с растениями родного края; дикими животными (волк, ёж, белка) и их повадками; расширять представления о домашних животных и их детёнышах. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Продолжать знакомить детей с обитателями воды и суши (лягушка, черепаха, змея, бабочка и муравей). Формировать умение называть характерные особенности их внешнего вида.

Наблюдать за обитателями уголка природы, закреплять представления об особенностях их содержания; привлекать детей к посильному труду по уходу за ними.

«Художественная литература»

Продолжать работу по воспитанию у детей интереса к художественной литературе. Предлагать детям ярко иллюстрированные книги. Познакомить с книгами, оформленными Т. Хазиахметовым, Ф. Хасьяновой.

Воспитывать интерес к произведениям татарского фольклора. Продолжать знакомить детей с малым жанром татарского фольклора: прибаутками, закличками и т. д.

Развивать у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации. Закреплять приобретённые ранее умения и навыки в этих видах деятельности. Расширять представления детей о форме предметов. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности, используя варианты форм по величине, дополняя основную форму того или иного предмета характерными деталями и используя разнообразные цвета. Продолжать знакомить детей с элементами татарского орнамента: тюльпан, листья, трилистник, с изделиями народно-прикладного искусства (вышивка, керамика).

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить самостоятельно находить способ изображения предметов, применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности. Развивать воображение детей и их творчество.

Развивать интерес к посещению выставок. (Актюбинские народные игрушки, вышивка, керамическая посуда.)

Формировать умение выделять разные произведения искусства: репродукция, малые формы скульптуры, архитектура (мечеть, театр, цирк). Познакомить с иллюстрациями к детской литературе (Т. Хазиахметов, X. Якупов и т.д.).

Декоративное рисование

Учить рисовать узоры «тюльпан», «трилистник», «листья». Вырабатывать умение строить узор, располагая его элементы в определённом ритме на полоске, круге, квадрате. Использовать вырезанные из бумаги образцы платьев, фартуков, калфаков и т.д. Учить детей располагать элементы узора в определённой последовательности: в середине, по углам.

Учить детей создавать узор по образцу и по замыслу.

Декоративная лепка

Продолжать знакомить детей с изделиями народного творчества. Организовывать с детьми различные выставки. Провести беседу о мастерах гончарного дела.

Лепить с детьми горшки, чашки с блюдцами. Учить украшать их, используя татарские орнаменты.

Аппликация

Продолжать знакомить с декоративной аппликацией. Учить создавать из готовых элементов цветочных и геометрических узоров декоративные композиции (полотенце, платок, фартук).

Учить вырезать из бумаги полоски, квадраты, прямоугольники, круг и т.д., используя прямые, косые и закруглённые, более плавные разрезы по углам.

Учить изображать несколько одинаковых фигур для построения орнамента на полоске, квадрате, круге или силуэтах знакомых предметов (полотенце, калфак, фартук и т.д.).

Музыкальное воспитание

Развивать интерес к национальной татарской музыке. Закреплять понятие трёх основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Совершенствовать умение детей чувствовать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении, рассказывать, о чём поётся в песне.

Развивать навык чистого интонирования, чёткого произношения слов, выразительного, осмысленного исполнения песен.

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Знакомить с простейшими движениями, характерными для татарского национального танца: «одинарный бишек», «ходьба с полупальцев», «приподнимание на полупальцах», «борма»,«кружение парами» и др.

Закреплять навыки передачи игровых сказочных образов: важный петушок, хлопотливые курочки, летят самолёты и др. на основе татарской национальной музыки.

 

Ориентация ребенка в образовательной области

О чем узнают дети

Об уважительном отношении ко всем членам семьи, близким людям, сверстникам, взрослым. О родном крае, земле, городе, его достопримечательностях: Кремль, Танковое училище, театр. Познакомятся с художественными и фольклорными произведениями, научатся слушать и понимать короткие народные и авторские песни, сказки, правилами дорожного движения, способами взаимодействия с растениями и животными. Активизируется словарный запас детей. Умение выполнять элементарные национальные танцевальные движения.

Итоги освоения содержания

·        &nbs