• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 242 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани / Казан шәһәре Идел Буе районының "Катнаш төрдәге 242 нче балалар бакчасы" муниципаль автоном мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420139, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 1А / Казан шәһәре, Комиссар Габишев ур., 1А
Телефон: +7(843)-261-79-42;+7(843)-261-55-59
E-Mail: madou242@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад № 242"
Руководитель: Фазульзянова Альбина Марселевна
Год основания учреждения: 1986
У нас учатся: 349 воспитанника/349 тәрбияләнүче
У нас учат: 26 педагогов/26 педагог

Консультация для родителей. Стили воспитания в детско-родительских отношениях.

Договариваемся "на берегу".

Стили воспитания в детско-родительских отношениях.

С чего начинаются детско -родительские отношения?

- Когда встречаются два взрослых человека, мужчина и женщина и принимают решение строить совместный быт, создать семью, а впоследствии родить и воспитать детей.

В момент, когда эти мужчина и женщина встречаются у каждого из них есть какое-то представление о том, что такое семья и какая именно она должна быть.

Это представление о семье формируется с самого раннего детства.

На основе того, что ребенок видит в своей семье: как члены семьи взаимодействуют, как конфликтуют и находят компромиссы, как относятся к работе, как организуют семейный досуг, какие принципы и традиции присущи семье, какие разговоры за ужином ведутся или что совместный ужин это не важно, как родители решают те или иные возникающие вопросы или проблемы.

И у ребенка к взрослой жизни уже есть СВОЯ картинка идеальной семьи. Другой модели под названием "Семья" он просто не знает.

И вот встречаются мужчина со "СВОИМ" определенным представлением о семье, и женщина со "СВОИМ" представлением и через какое-то время создают семью.

Счастье, когда до этого они воспитывались в семьях с похожими правилами и устоями.

И очень плохо, если основные представления о семье у них будут разными. Как раз-таки различия во взглядах на семейные ценности, правила, стили взаимоотношений между членами семьи, распределение ролей и обязанностей ведения хозяйства, тех или иных предпочтений в чем-либо, различия в вопросах касаемо детей и т.д. являются одной из основ ведущей к разладу семьи.

Это не означает, что при выборе партнера нужно отметать все "светлые" чувства и перед свадьбой проводить доскональный тест-опрос из 1000 вопросов "какого цвета постельное белье покупать ребенку?" или "сколько погремушек нам нужно закупить на первое время?" и если ответ на этот вопрос вас не удовлетворяет - нужно отказываться от идеи совместного быта.

Но многие основные и принципиальные (именно для вас) вопросы и взгляды необходимо обсудить до создания семьи, т.е. находясь "на берегу", когда вы еще только задумываетесь о совместном плаванье в океане под названием "Семейная жизнь".

Если ваши семьи фундаментально были мало чем похожи, и вы не обсудили и не договорились на "берегу", то как правило исход будет одним из вариантов:

1) вы придете к тому, что ваша семья будет существовать только в паспорте;

2) непрекращающиеся ссоры, скандалы, борьба за власть и конфликты приведут к:

а) разводу;

б) неврозу, депрессии, истерии и др.расстройствам одного или всех членов семьи;

в) отстранённость друг от друга и появление "отдушины" (алкоголь, игры, измены и т.д.)

3) потихоньку, через дебаты, разговоры, разъяснения, усталость -вы все-таки придете к единому компромиссному решению и сможете впоследствии использовать компромиссные решения, которые будут приемлемы для каждого члена семьи и вполне себе счастливо жить.

Одним из самых важных и принципиальных вопросов, которые нужно обсудить с партнером до совместного плавания — это вопросы касаемо детей.

Вопросы в каждой семье будут индивидуальными, но приведу например:

- хотим ли мы совместных детей (когда, сколько, при каких обстоятельствах и условиях и т.д.);

- вопросы физического здоровья и возможностей каждого из партнеров;

- распределение ролей, родительских функций, ответственностей в воспитании детей;

- стиль воспитания, которого вы вместе будете придерживаться и т.д.

Так вот сегодня о стилях воспитания.

Предлагаю вам ознакомиться с так называемыми "неправильными стилями воспитания", где именно неблагоприятное влияние и воздействие окружающей среды (мы рассматриваем семейное влияние через стиль воспитания) является решающим фактором в формировании патологического характера у ребенка. И так же рассмотрим прогнозы будущего, т.е. к какому исходу приведет тот или иной стиль воспитания.

Я буду основываться и знакомить вас с информацией и прогнозами, которые имеют под собой научно-доказательную базу многолетних исследований и наблюдений.

Наиболее способствующие формированию патологического характера, акцентуаций и психопатий в будущем ребенка, через неправильное воспитание были отмечены О.В.Кербиковым: "гипоопека" и безнадзорность, "гиперопека", "Золушка", "кумир семьи" и добавим к ним описанное Г.Е. Сухаревой "воспитание в условиях повышенной недетской ответственности, а так же воспитание в атмосфере жестоких взаимоотношений в окружении.

1.ГИПОПРОТЕКЦИЯ.

Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля над поведением. К счастью, лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях. Обычно же в наше время всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям. В духовной жизни ребенок оказывается предоставленным самому себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью ребенка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Ребенок чувствует, что родителям не до него, они несут в отношении него лишь тягостные для них обязанности, что на деле они были бы рады от них освободиться. Скрытая гиперпротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. В этих отношениях ребенок научается обходить контроль родителей и начинает тайно от них жить своей жизнью.

Опасность полного отсутствия надзора, необходимого выборочного руководства действиями ребенка, приучения к занятиям, посильному труду и помощи не вызывает сомнений. Предоставленные себе, дети с этим типом воспитания уже с первых классов школы начинают прогуливать уроки, чрезмерно много проводить времени на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях, и далее продолжают путь, наполненный правонарушениями, алкоголизацией, побегами из дома и т.п.

Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинарного режима.

2.ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ.

Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения путают ребенка, создают у него впечатления, что ему "все нельзя", а его сверстникам "все можно".

 Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за ребенка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

И когда приходит подростковый возраст , в этой ситуации часто происходит более бурная реакция отделения от родителей в виде бунта против "притеснения", и подростки как правило сразу напрочь рвут все связи с родителями, начинают действовать вопреки "родительским запретам" и устремляются туда, где с их точки зрения, "все можно", то есть в асоциальную уличную компанию.

А у других этот стиль воспитания в подростковом возрасте скажется усилением несамостоятельности, неуверенностью в себе, нерешительностью, неумением постоять за себя и за свое дело. Наибольшие трудности возникают для них, когда жизнь начинает требовать от них самостоятельности.

3.ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ.

В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу "кумира семьи". Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении огородить свое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал, и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, формирует зависимость от высоких оценок и "первых мест", ловить полные интереса к своей особе взоры, слушать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для ребенка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. А с другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими, т.к. ему похвала доставалась очень легко.

4.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ.

При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой - брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу "Золушки").

Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывают на это. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Положение менее любимого и нежеланного члена семьи по-разному сказывается на дальнейших судьбах этих детей. Одни начинают яростно бороться за самостоятельность, свободу и имущественные права; другие выдают в разы выраженную детскую реакцию оппозиции, которая выражается в непонятных кражах, показном интересе к алкоголю и другим дурманящим средствам, суицидальные демонстрации, самооговоры в распутстве - используя эти сигналы родным, как требования внимания, любви, заботы. Другие, отчаявшиеся привлечь к себе внимание, любовь и не поддельную заботу – погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне, уходят в себя и возводят духовную стену между собой и не любящей их семьей. Остальные просто быстренько находят "отдушину" в компаниях сверстников.

5.УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

Жестокое отношение может проявлять открыто - суровыми расправами за мелкие поступки, а еще когда на ребенке "срывают" зло скопившееся на других.

Жестокие взаимоотношения господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя могут быть и скрыты от посторонних взоров. Это душевное безразличие друг к другу, забота только о самих себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия,- все это может быть без громких скандалов, без драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.

Данные воспитательные меры способствуют развитию психопатий тяжелых степеней.

6. ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

В таких ситуациях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты.  Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого.

В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.

Для некоторых детей несостоятельность и промахи в этих случаях оказывают надламывающее действие, и ведет к различным затяжным и опасным проявлениям неврозов и депрессий. Для других же детей ожидания родителей не принесут вреда или они начнут просто всячески избегать и сопротивляться брать на себя ту ответственность которую родители на него ходят возложить и это войдет у них в привычку.

7. ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПОПРОТЕКЦИЯ.
Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к ребенку сочетаются с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдаться своего ребенка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания.

В итоге, оказавшись без такого родительского покровительства, уже в подростковом и взрослом возрасте они не могут приспособиться к жизни со всеми вытекающими от сюда последствиями.

8. ВОСПИТАНИЕ В АТМОСФЕРЕ КУЛЬТА БОЛЕЗНИ.

Преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний, по сути дела - одна из форм доминирующей гиперпротекции.

В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, формированию установки "все во всем должны идти мне на встречу". На любые трудности становиться ведущим истерический способ реагирования.

9.ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Члены семьи в таких случаях (папа, мам, дедушка, бабушка) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой очень противоречивые требования.

При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для развития ребенка, т.к. он теряет ориентир, у него формируется отторжение к любым авторитетам, формируется устойчивое упрямство по любому поводу.

Это всего лишь основные стили воспитания, так же очень много их сочетаний и оттенков.

Я вам предлагаю сесть и совместно с супругом, супругой (бабушкой, дедушкой) зачитать данные стили воспитания, проанализировать и при необходимости принять какие-либо решения, возможно вы захотите что-то поменять, что-то добавить или от чего-то отказаться в своем стиле воспитания.

И помните, воспитывая своих детей сейчас - вы делаете огромный вклад в будущий сценарий всего вашего рода.

Семейного благополучия и взаимопонимания!