Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 242 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани / Казан шәһәре Идел Буе районының "Катнаш төрдәге 242 нче балалар бакчасы" муниципаль автоном мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе
Визитная карточка
Адрес: | 420139, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 1А / Казан шәһәре, Комиссар Габишев ур., 1А |
Телефон: | +7(843)-261-79-42;+7(843)-261-55-59 |
E-Mail: | madou242@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад № 242" |
Руководитель: | Фазульзянова Альбина Марселевна |
Год основания учреждения: | 1986 |
У нас учатся: | 349 воспитанника/349 тәрбияләнүче |
У нас учат: | 26 педагогов/26 педагог |
Консультация для родителей. Стили воспитания в детско-родительских отношениях.
Договариваемся "на берегу".
Стили воспитания в детско-родительских отношениях.
С чего начинаются детско -родительские отношения?
- Когда встречаются два взрослых человека, мужчина и женщина и принимают решение строить совместный быт, создать семью, а впоследствии родить и воспитать детей.
В момент, когда эти мужчина и женщина встречаются у каждого из них есть какое-то представление о том, что такое семья и какая именно она должна быть.
Это представление о семье формируется с самого раннего детства.
На основе того, что ребенок видит в своей семье: как члены семьи взаимодействуют, как конфликтуют и находят компромиссы, как относятся к работе, как организуют семейный досуг, какие принципы и традиции присущи семье, какие разговоры за ужином ведутся или что совместный ужин это не важно, как родители решают те или иные возникающие вопросы или проблемы.
И у ребенка к взрослой жизни уже есть СВОЯ картинка идеальной семьи. Другой модели под названием "Семья" он просто не знает.
И вот встречаются мужчина со "СВОИМ" определенным представлением о семье, и женщина со "СВОИМ" представлением и через какое-то время создают семью.
Счастье, когда до этого они воспитывались в семьях с похожими правилами и устоями.
И очень плохо, если основные представления о семье у них будут разными. Как раз-таки различия во взглядах на семейные ценности, правила, стили взаимоотношений между членами семьи, распределение ролей и обязанностей ведения хозяйства, тех или иных предпочтений в чем-либо, различия в вопросах касаемо детей и т.д. являются одной из основ ведущей к разладу семьи.
Это не означает, что при выборе партнера нужно отметать все "светлые" чувства и перед свадьбой проводить доскональный тест-опрос из 1000 вопросов "какого цвета постельное белье покупать ребенку?" или "сколько погремушек нам нужно закупить на первое время?" и если ответ на этот вопрос вас не удовлетворяет - нужно отказываться от идеи совместного быта.
Но многие основные и принципиальные (именно для вас) вопросы и взгляды необходимо обсудить до создания семьи, т.е. находясь "на берегу", когда вы еще только задумываетесь о совместном плаванье в океане под названием "Семейная жизнь".
Если ваши семьи фундаментально были мало чем похожи, и вы не обсудили и не договорились на "берегу", то как правило исход будет одним из вариантов:
1) вы придете к тому, что ваша семья будет существовать только в паспорте;
2) непрекращающиеся ссоры, скандалы, борьба за власть и конфликты приведут к:
а) разводу;
б) неврозу, депрессии, истерии и др.расстройствам одного или всех членов семьи;
в) отстранённость друг от друга и появление "отдушины" (алкоголь, игры, измены и т.д.)
3) потихоньку, через дебаты, разговоры, разъяснения, усталость -вы все-таки придете к единому компромиссному решению и сможете впоследствии использовать компромиссные решения, которые будут приемлемы для каждого члена семьи и вполне себе счастливо жить.
Одним из самых важных и принципиальных вопросов, которые нужно обсудить с партнером до совместного плавания — это вопросы касаемо детей.
Вопросы в каждой семье будут индивидуальными, но приведу например:
- хотим ли мы совместных детей (когда, сколько, при каких обстоятельствах и условиях и т.д.);
- вопросы физического здоровья и возможностей каждого из партнеров;
- распределение ролей, родительских функций, ответственностей в воспитании детей;
- стиль воспитания, которого вы вместе будете придерживаться и т.д.
Так вот сегодня о стилях воспитания.
Предлагаю вам ознакомиться с так называемыми "неправильными стилями воспитания", где именно неблагоприятное влияние и воздействие окружающей среды (мы рассматриваем семейное влияние через стиль воспитания) является решающим фактором в формировании патологического характера у ребенка. И так же рассмотрим прогнозы будущего, т.е. к какому исходу приведет тот или иной стиль воспитания.
Я буду основываться и знакомить вас с информацией и прогнозами, которые имеют под собой научно-доказательную базу многолетних исследований и наблюдений.
Наиболее способствующие формированию патологического характера, акцентуаций и психопатий в будущем ребенка, через неправильное воспитание были отмечены О.В.Кербиковым: "гипоопека" и безнадзорность, "гиперопека", "Золушка", "кумир семьи" и добавим к ним описанное Г.Е. Сухаревой "воспитание в условиях повышенной недетской ответственности, а так же воспитание в атмосфере жестоких взаимоотношений в окружении.
1.ГИПОПРОТЕКЦИЯ.
Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля над поведением. К счастью, лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях. Обычно же в наше время всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям. В духовной жизни ребенок оказывается предоставленным самому себе.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью ребенка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Ребенок чувствует, что родителям не до него, они несут в отношении него лишь тягостные для них обязанности, что на деле они были бы рады от них освободиться. Скрытая гиперпротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. В этих отношениях ребенок научается обходить контроль родителей и начинает тайно от них жить своей жизнью.
Опасность полного отсутствия надзора, необходимого выборочного руководства действиями ребенка, приучения к занятиям, посильному труду и помощи не вызывает сомнений. Предоставленные себе, дети с этим типом воспитания уже с первых классов школы начинают прогуливать уроки, чрезмерно много проводить времени на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях, и далее продолжают путь, наполненный правонарушениями, алкоголизацией, побегами из дома и т.п.
Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинарного режима.
2.ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ.
Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ребенком. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения путают ребенка, создают у него впечатления, что ему "все нельзя", а его сверстникам "все можно".
Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за ребенка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.
И когда приходит подростковый возраст , в этой ситуации часто происходит более бурная реакция отделения от родителей в виде бунта против "притеснения", и подростки как правило сразу напрочь рвут все связи с родителями, начинают действовать вопреки "родительским запретам" и устремляются туда, где с их точки зрения, "все можно", то есть в асоциальную уличную компанию.
А у других этот стиль воспитания в подростковом возрасте скажется усилением несамостоятельности, неуверенностью в себе, нерешительностью, неумением постоять за себя и за свое дело. Наибольшие трудности возникают для них, когда жизнь начинает требовать от них самостоятельности.
3.ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ.
В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу "кумира семьи". Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении огородить свое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал, и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, формирует зависимость от высоких оценок и "первых мест", ловить полные интереса к своей особе взоры, слушать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для ребенка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. А с другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими, т.к. ему похвала доставалась очень легко.
4.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ.
При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой - брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу "Золушки").
Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывают на это. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
Положение менее любимого и нежеланного члена семьи по-разному сказывается на дальнейших судьбах этих детей. Одни начинают яростно бороться за самостоятельность, свободу и имущественные права; другие выдают в разы выраженную детскую реакцию оппозиции, которая выражается в непонятных кражах, показном интересе к алкоголю и другим дурманящим средствам, суицидальные демонстрации, самооговоры в распутстве - используя эти сигналы родным, как требования внимания, любви, заботы. Другие, отчаявшиеся привлечь к себе внимание, любовь и не поддельную заботу – погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне, уходят в себя и возводят духовную стену между собой и не любящей их семьей. Остальные просто быстренько находят "отдушину" в компаниях сверстников.
5.УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Жестокое отношение может проявлять открыто - суровыми расправами за мелкие поступки, а еще когда на ребенке "срывают" зло скопившееся на других.
Жестокие взаимоотношения господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя могут быть и скрыты от посторонних взоров. Это душевное безразличие друг к другу, забота только о самих себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия,- все это может быть без громких скандалов, без драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.
Данные воспитательные меры способствуют развитию психопатий тяжелых степеней.
6. ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
В таких ситуациях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого.
В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.
Для некоторых детей несостоятельность и промахи в этих случаях оказывают надламывающее действие, и ведет к различным затяжным и опасным проявлениям неврозов и депрессий. Для других же детей ожидания родителей не принесут вреда или они начнут просто всячески избегать и сопротивляться брать на себя ту ответственность которую родители на него ходят возложить и это войдет у них в привычку.
7. ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПОПРОТЕКЦИЯ.
Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к ребенку сочетаются с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдаться своего ребенка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания.
В итоге, оказавшись без такого родительского покровительства, уже в подростковом и взрослом возрасте они не могут приспособиться к жизни со всеми вытекающими от сюда последствиями.
8. ВОСПИТАНИЕ В АТМОСФЕРЕ КУЛЬТА БОЛЕЗНИ.
Преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний, по сути дела - одна из форм доминирующей гиперпротекции.
В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, формированию установки "все во всем должны идти мне на встречу". На любые трудности становиться ведущим истерический способ реагирования.
9.ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Члены семьи в таких случаях (папа, мам, дедушка, бабушка) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой очень противоречивые требования.
При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для развития ребенка, т.к. он теряет ориентир, у него формируется отторжение к любым авторитетам, формируется устойчивое упрямство по любому поводу.
Это всего лишь основные стили воспитания, так же очень много их сочетаний и оттенков.
Я вам предлагаю сесть и совместно с супругом, супругой (бабушкой, дедушкой) зачитать данные стили воспитания, проанализировать и при необходимости принять какие-либо решения, возможно вы захотите что-то поменять, что-то добавить или от чего-то отказаться в своем стиле воспитания.
И помните, воспитывая своих детей сейчас - вы делаете огромный вклад в будущий сценарий всего вашего рода.
Семейного благополучия и взаимопонимания!