Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №35 - образовательный центр "Галактика" Приволжского района г.Казани
Визитная карточка
| Адрес: | 420064, г. Казань, ул. Гарифа Ахунова, д. 10 А (Лицей); ул. М.Булатова, д. 3 (Дошкольное отделение) |
| Телефон: | Лицей +7(843)-590-39-64; ДО 590-37-79 |
| E-Mail: | s35.kzn@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ "Лицей № 35" |
| Руководитель: | Глухарева Елена Владимировна |
| Год основания учреждения: | 2012 |
| У нас учатся: | Лицей - 2509 обучающихся, из них 1 иностранный гражданин; ДО - 436 воспитанников, из них 1 иностранный гражданин; ДРКБ - 1237 обучающихся. |
| У нас учат: | Лицей - 104 педагога; ДО - 19 воспитателей; ДРКБ - 13 педагогов. |
Школьные новости
«Моя цель – пройти подготовку и полететь в космос»
Опубликовано: 05.06.2015
(Город Казань KZN.RU, 2 июня, Альберт Муртазин). Учитель биологии казанской школы №35, руководитель лаборатории космической медицины и биологии Ксения Сапарова готовится к участию в открытом конкурсе по отбору кандидатов в космонавты, который проводит Роскосмос. О своих планах отправиться на орбиту и о работе подшефной лаборатории она рассказала читателям KZN.RU.
К слову, в процессе беседы очаровательная Ксения Сапарова продемонстрировала поразительную осведомленность о деятельности Роскосмоса и о самой программе подготовки космонавтов. Если ее план осуществится, она сможет стать одним из немногих биологов, побывавших на орбите и принести немалую пользу всему человечеству, проведя множество важных исследований и экспериментов.
ЕСЛИ СОБРАТЬСЯ С ДУХОМ, ТО ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ
Здравствуйте, Ксения Игоревна! Расскажите, пожалуйста, о программе отбора в космонавты, в которой вы собираетесь участвовать.
К.С.: В 2012 году Центр подготовки космонавтов Роскосмоса впервые объявил об открытом наборе кандидатов в космонавты. Документы могли подавать все, у кого есть высшее образование и стаж работы больше 3 лет на одном месте. Поэтому люди разных профессий, разного состояния здоровья подавали документы, сдавали анализы и доказывали, что они достойны стать космонавтами. Из них сейчас отобрали 7 человек (было 8, но один не прошел по медицинским показателям), в том числе одну женщину, и они сейчас проходят дальнейшее обучение в центре подготовки в Звездном городке. Возможно, в ближайшее время будет второй открытый набор в космонавты, и я буду принимать в нем участие.
И каковы ваши шансы, учитывая, что вам обещана поддержка от города?
К.С.: Благодаря поддержке города мои шансы, конечно, значительно повышаются. Я считаю, что самое сложное – это медицинская проверка. Есть такие вещи, о которых сам человек не догадывается, и которые от него не зависят. А там проверяют абсолютно все, вплоть до ферментов, которые содержатся в крови и свидетельствуют о правильной работе органов. Эту проверку тяжело пройти, потому что есть вещи, которые я не в состоянии изменить.
Для справки: в ходе посещения школы №35 Мэр Казани Ильсур Метшин пообщался с Ксенией Сапаровой и пообещал, что администрация города окажет девушке всяческую поддержку. Содействие городских властей станет дополнительным фактором, который поможет ей пройти первый, заочный этап.
А кроме чисто медицинских проверок, что ждет кандидатов?
К.С.: Я не волнуюсь по поводу проверок на умственные способности – там будут проверять математику, знание иностранного языка. В плане физических данных, сдачи нормативов, я тоже спокойна. Судя по 2012 году, это будет проверка физических возможностей – бег на 1 километр, челночный бег, плавание кролем, прыжки с трехметрового трамплина, подтягивания и отжимания на брусьях.
Если вы не волнуетесь насчет физических тестов, значит, вы занимаетесь спортом?
К.С.: Как таковым спортом я сейчас не занимаюсь. Я занимаюсь фитнесом и нарабатываю навыки для сдачи конкретных нормативов. Плюс летом и осенью это всегда велосипед.
А как вообще проходит процедура отбора?
К.С.: Есть заочный и очный этапы. На заочном этапе просто подаются документы, в том числе медицинская справка и анализы. Комиссия, которая будет просматривать заявки, выберет лучших кандидатов. Кстати, плюсом в отборе является наличие опыта прыжков с парашютом и навыки вождения авиатехники.
Скажите, а если все получится? Не страшно вам лететь в космос?
К.С.: Страшно, наверное. Но это не страх неудачи, а страх неизведанного, потому что я ни разу этого не испытывала, и не знаю, что меня там ждет. Об этом много говорят, но пока сама не испытаешь, будет непонятно.
МНЕ НРАВИТСЯ ПРЕПОДАВАТЬ И РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ
А вообще, участие в программе отбора космонавтов – это конкретная цель или удачное стечение обстоятельств?
К.С.: Наверное, все же стечение обстоятельств. После окончания Казанского государственного университета я стала работать учителем биологии в только что открывшейся школе № 35. На базе школы был создан Центр аэрокосмического образования, включающий в себя различные исследовательские лаборатории и детские объединения космической и авиационной направленности. Меня всегда интересовала тема космоса. И тут такая возможность! Моей целью было работать в этой области, я этим и занимаюсь – я работаю в Центре аэрокосмического образования школы №35. У нас лаборатория космической медицины и биологии на базе центра, и мы там занимаемся исследованиями в этой области. Мне это нравилось, мне нравится преподавать и работать с детьми. Хочется сказать большое спасибо директору школы Глухаревой Елене Владимировне за поддержку в воплощении идей и осуществление проектов. Постепенно, когда наша исследовательская деятельность расширялась, углублялась в космонавтику, возникли такие возможности, и у меня появилась новая цель – работать на более высоком уровне, не только с детьми, а с самой собой.
Правильно ли я понимаю, что в детстве вы не мечтали стать космонавтом?
К.С.: В детстве я хотела стать учителем, потом я как-то об этой мечте забыла. Потом я хотела стать биологом. А в итоге две мечты превратились в одну, и я стала учителем биологии(смеется).
А как ваши ученики отреагировали на то, что вы собираетесь участвовать в конкурсном отборе в космонавты?
К.С.: А они еще не знают (смеется).
А что насчет семьи? Поддерживают ли вас близкие?
К.С.: Да, конечно. Может быть, они и боятся, но никогда об этом не скажут. Потому что прежде всего – поддержка.
Скажите, если вы попадете на орбиту, чем вы там будете заниматься?
К.С.: Знаете, нам только кажется, что космонавты только тем и занимаются, что машут нам ручкой. На самом деле они проводят очень большое количество научных исследований: биологических, физических, химических и чисто технических. Они следят за обстановкой на Земле, за погодой, испытывают новую технику. Ведь какая мечта у человека самая большая? У нас есть МКС, мы были на Луне, а теперь мы хотим на Марс и другие ближайшие планеты. Вот этим сейчас занимаются в Роскосмосе. Сейчас, например, будут на орбите находиться два космонавта в течение года, хотя обычно этот срок составляет полгода. Это нужно для того, чтобы понять, как человек адаптируется к длительному пребыванию в состоянии невесомости, потому что организм претерпевает значительные перестройки.
Скажите, а был ли когда-либо такой прецедент, что школьный учитель полетел в космос?
К.С.: Нет (смеется). Более того, там даже биологов и медиков побывало очень мало.
СЕЙЧАС МОЯ ЦЕЛЬ – ГОТОВИТЬСЯ В КОСМОНАВТЫ И ПРОДОЛЖАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛАБОРАТОРИИ
Расскажите поподробнее, чем вы занимаетесь с детьми в подшефной лаборатории?
К.С.: Это не просто лаборатория, это как целый курс. Во время уроков я даю детям дополнительную информацию по космической медицине и биологии. Те дети, которых заинтересовал мой урок, приходят в кружок. У нас есть лекционные занятия, где мы изучаем историю возникновения космонавтики, а также проведенные астронавтами эксперименты. Далее каждый ребенок выбирает интересующую его отрасль – это может быть система жизнеобеспечения космонавтов, космическая биология, зоология, ботаника, микробиология и т.д. Мы выбираем тему, какой-то интересный объект, который частично исследовали, а частично нет, и ставим эксперименты. У нас сейчас три основные работы. Первая – это салат, который мы отправляли в космос в прошлом году.
Но того салата уже нет? (Космонавты съели его по окончании эксперимента – прим.ред.)
К.С.: Да, его уже нет (смеется). Но это было год назад, и все-таки стоит двигаться дальше, мы не останавливаемся. Мы сейчас разрабатываем к этому салату субстрат – питательную среду в виде геля, поскольку почву в космосе использовать нельзя. Вторая наша разработка – это то, что мы спроектировали в январе этого года – теплица переменной гравитации. В 2010 году на МКС были проведены исследования, которые показали, что растение растет не под действием силы гравитации, а в направлении света. Мы взяли это за основу и поняли, что на Земле можно компенсировать силу гравитации вращением. Мы создали теплицу, которая вращается по кругу, а в середине установили лампу, поэтому все растения растут к центру. С точки зрения экономики мы создали теплицу, в которой с единицы площади можно собирать в три раза больше урожая, чем в обычной теплице. Эту инновацию уже оценили на третьем республиканском конкурсе «Инновационный полигон «Татарстан – территория будущего», мы там заняли второе место. Теперь двигаемся дальше – с точки зрения физики подбираем такие материалы, которые будут устойчивы к вращению и проверяем их на симуляторе.
А третий проект?
К.С.: Нашу третью работу мы проводим совместно с ПГАФКСиТ. Она носит кодовое название «Критерии отбора космонавтов: Школьники в космосе». Мы знаем, какие критерии отбора были в 2012 году, и наших восьмиклассников протестировали по этим же параметрам. Совместно с Академией спорта мы изучали их вестибулярный аппарат на устойчивость. Ведь что самое опасное в невесомости – это сбой вестибулярного аппарата, потому что человек не знает, где находятся верх и низ, и у него начинается «морская болезнь». Мы смотрели, кто из наших детей более устойчив к этому воздействию. Потом мы составим сводку, кто из 60 участников имеет наиболее высокие показатели. Этого ребенка, или нескольких детей, мы будем рекомендовать для участия в детских конкурсах Центра подготовки космонавтов. Вообще, наша школа тесно сотрудничает со Звездным городком – мы постоянно участвуем в конкурсах, отправляем туда детей на различные образовательные и обучающие программы. Я тоже весной с детишками своими ездила, и там также была на нескольких конференциях.
Скажите, Ксения Игоревна, какие у вас дальнейшие планы, после завершения программы отбора в космонавты?
К.С.: Я вижу себя в сфере образования. Сейчас я учитель, посмотрим, что будет дальше. Но сейчас у меня цель – готовиться в космонавты и продолжать деятельность в лаборатории.
От всей души желаю вам удачи, и надеюсь, что все ваши планы сбудутся! Спасибо за ответы!
Источник: http://www.kzn.ru/interview/48930-kseniya-saparova-%C2%ABmoya-tsel-%E2%80%93-projti-podgotovku-i-poletet-v-kosmos%C2%BB
К списку новостей










