• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420110, Проспект Победы 58а
Телефон: +7(843)-261-30-75
E-Mail: mbdou32@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №32"
Руководитель: Гибазова Миляуша Миннахматовна
Год основания учреждения: 2011
У нас учатся: 272 ребенка
У нас учат: 23 педагога

Гипердинамический синдром (ГДСДВ)

Гипердинамический синдром (ГДСДВ)

 

1.Общая характеристика.

2.Диагностика этого состояния.

3.Особенности нарушения (гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания).

4.Причины и особенности появления этого синдрома.

5.Психологическая помощь.

 

Особенности поведения при гиперактивность.

 

-Высокая двигательная особенность, не целенаправленная, волнообразный характер. 5-15 минут в нормальном состоянии и не отличается от сверстников. Но это приводит к срыву в поведении, 10 – 25 минут, потом опять приходит ребенок в нормальное состояние. Создается впечатление «может», но «не хочет» и усиливается КОНТРОЛЬ.

 

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.

Сокращение времени для обдумывания.

Если отсутствует, – то отсутствует поражение нижних отделов и нет нарушений в лобных долях. Нейропсихологические нарушения с ДВ являются нарушения сроков и функций работы мозга, нарушение выработки вещества в мозге –доламина. Девочки с внешними признаками –замкнутость, закрытость, все это приводит к усилению сильной внутренней активности, далее идет увеличение повышения напряженности, что в итоге приводит к увеличению тревожности.

Общими особенностями детей с ДВ – являются (проявляются в поведении)

-безрассудность

-противоречивость в поступках (может стукнуть, но сопереживать)

-болтливость (регуляторная деятельность не затормаживается)

-большая проблема со вниманием (концентрация и сосредоточение, остальные параметры внимания –нормативные).

-Высокая степень переключения внимания.

-Новизна и динамика движения объекта – самые привлекательные факторы.

Проблемы с интеллектом не бывает, но вторичным м.б. при нарушении общения.

Начиная с 70-х годов – это синдром был выведен из ММ нарушений. Главной причиной нарушения поведения детей  с ГДСДВ являются нарушения:

-Созревание мозга, которое в норме осуществляется:  1.От нижних отделов в коре больших полушарий. 2.От правого полушария к левому. 3-е. От сенсомоторных к лобным долям. У детей с этим синдромом наблюдаются обострения проявлений. Если ребенок ползет назад или вбок, есть нарушения. Вообще не ползает, тоже нарушения.

2 этап (начиная с 3-х до 7 лет)

Идет созревание подкорки и правополушарной части коры. Если была травма (любая), то 2 этап наступает более глубокого нарушения, проявляется в подготовительной группе или в первом классе.

Если нарушения в правом полушарии – нарушаются образное мышление, целеполагание, что видит, то и есть ЦЕЛЬ.

3 этап – третий пик этого синдрома.

Созревание лобных долей. Сензитивный возраст 8-9 лет. Особо поработать с этими детьми.

Левая лобная доля – отвечает за планирование и организацию деятельности. Тест «Д М-4-ТР»

-часто вскакивает, каждые 5-15 минут

-корчится

-очень шумлив и болтлив

-совершает действия на ходу

 

СИМПТОМЫ ИМПУЛЬСИВНОСТИ:

-отвечает, не дослушав вопроса

-не может дожидаться очереди

-вмешивается в разговорах

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (ДВ):

-не может удерживать внимания на одном задании в течении нормативного времени: до 3-х лет – макс.5минут

                      4-х                   7 м

5                                                                                           9

6                                                                                           12

7                                                                                           15-17

1-й класс         22

3-4 класс          25 мин

-не слышет обращенную к нему речь

-не придерживается алгоритма задания

-затрудняется в начале выполнения задания. Хотя и знает и умеет.

-избегает или имеет низкий успех заданий монотонных, длительных и напряженных

-часто теряет мелкие вещи, ручки, стиралки и т.д.

-высокая отвлекаемость на внешние признаки предмета.

-высокая забываемость в повседневной деятельности.

Если 6 признаков присутствует в течении 4-6 месяцев, то ставится диагноз

ГДСДВ.

Для диагностики можно использовать тест «Корректурная проба» немного видоизменить. Число знаков д.б. 2000, в строке –50 знаков, всего 40 строк.

Ребенку даются 2 типа заданий. 1 строку зачеркиваем только букву «а», 2 строка – зачеркиваем только ту, которая стоит после «а». 2-е задание – 3строка можно зачеркивать  любую букву, 4 строка – «г», которая стоит после «а». Подсчет такой же, обычно хуже с каждой строчкой.

Тест Лурия, «10 слов» можно использовать для диагностики. Объем для 7 лет – 5слов. Если ребенок дает 6 слов, образуя плато, можно говорить о низкой мотивации обучения.

Импульсивность – неспособность сдержать немедленную реакцию. Различают: когнитивную импульсивность. Проявляется в дезорганизации и поспешности мышления. Поведенческая импульсивность. Выкрики. Действия без учета последствий, главная причина ассоциальности ребенка. Тестом диагностики импульсивности может быть «Корректурная проба». Например, если я хлопну, то ты эту букву не зачеркиваешь.

Для гиперактивных характерно стремление к сладкой пищи, малое количество сна (днем не спят, ночью 5-6 часов); бронхиты и астмы; аллергические реакции; часто бывают леворукими; часто начинают курить и используют жвачку; высокое артериальное и внутричерепное давление; речь направлена на самого себя, обращение к себе «ты»; трудности с оперативной памятью;трудности с планированием;тики; проблемы с самооценкой; любят новые вещи, но быстро теряет к ним интерес; любят новые идеи, но их ни когда не реализуют.

1-я причина, возникновения ГДС, социального плана – повышение требований к возможностям ребенка. 2-я экологическая проблема (увеличение содержания   п в крови ребенка. 3-я наследственность. 4-я гипоксия во время родов (ребенок не сразу закричал). 5-я кесарево сечение (8 месяцев). 6-я инфекция мозга.

Высокая навязчивость в общении, девочек проверить на синдром импульсивности.

Выделяют следующие типы ДВ.

1.Оппозиционные. Проявляются в агрессии, упрямстве, нетерпимости и драчливости.

2.Кондуктивное расстройство. Нарушение общественного порядка – ложь, воровство, клептомания. Склонность устраивания пожаров, уничтожения чужой собственности.

Оппозиционные опираются на нарушения нижних и средних уровней мозга. Кондуктивные – левополушарных и лобных долей. У девочек чаще проявляются кондуктивные расстройства. Это результат высокой тревожности, которая регулируется механизмом ухода в фантазию

 

Стратегия психологической помощи (американская).

 

Включает 3 этапа. 1. Начальное лечение. На этом этапе назначают стимуляторы. 2. Тренинг родительской компетентности. Цель: преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения у детей; 2- обучение родителей за контролем ситуации, чтобы предупредить ухудшение, особенно успеваемости. 3 этап – обучение самозащиты и защиты братьев и сестер этих детей.

Содержание работы.         Родителям сообщаются знания по биологическим расстройствам, т.е такой ребенок никогда не будет отличником. Прощения. Это поведение непреднамеренное. Обучение техникам поведения с ребенком. Даются знания саморегуляции.

 

Педагогическая коррекция.

1.Педагогу объясняется, что такому ребенку вести как все остальные трудно.

2.Составляется договор о системе поощрений и наказаний. Звуки «Ж» и «З» – особенно возбуждают этих ребят.

3.Держать возле учителя. Учитель выполняет пошаговый контроль деятельности ребенка.

Терапия: летний лагерь – 8недель, группа 8-10 человек. Тренинг коммуникативности и креативности. 2 тренинга в неделю.

 

Дополнительное лечение.

Семейное консультирование. Тренинг социальных навыков в семье. Когнитивное развитие – внимание, планирования, самоуправления. Индивидуальное консультирование (дети).

Сердюк предлагает:

1.  Стратегия.  Включает упражнения на растяжку, которые нормализуют гипер и гипотонус мышц. Перед растяжкой,  расслабление и напряжение мышечной системы, необходимо давать – от головы к Тазу; от шеи к рукам; от Таза к ногам.

2.  Дыхательные упражнения. Улучшение самоконтроля и саморегуляции, плавное и лежа.

3.  Глазодвигательные упражнения. Расширяют поле восприятия. Развивают межполушарные связи и создаются условия для концентрации внимания. Например, – глаза в одну сторону, язык в другую, 10 минут.

4.  Мелкая моторика рук. Методика Остапова 74 упражнения для развития мозга – 5 минут

5.  20-25 минут функциональные игры. На внимание, на самоконтроль, усвоение правил взаимодействия, с целью развития независимости (на самоощущение, в парах, на групповые взаимодействия.)

6.  Коммуникативные упражнения.

7.  Релаксация. 1 этап – визуализация. Ребенку предлагается закрыть глаза и лежа представить, как в животе надуваются разноцветные шары. Потом , что он вдыхает солнечный свет. 2 этап – релаксация ушных раковин.

Время всего занятия: для дошкольников – 45 минут; младших школьников – 1 час; для подростков – 1,5 часа.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1.Организовать длительную мышечную нагрузку, ежедневно, двукратную во времени, т.е. если можно 12 минут, даем 25 минут. Постоянно бег, езда на велосипеде, лыжи.

Недопустимо проводить соревнования с такими детьми (слишком большая эмоциональная нагрузка).

2.Самомассаж шеи и воротниковой зоны. Дать окружающим понятие – на таких детей не действуют насмешки и т.д., они только усугубляют его состояние. Чтобы успокоился необходимо выше локтя сжать ребенка. Наказать, если существует опасность для него и окружающих. Нельзя наказывать – обездвижением. Другим действием наказывают, например, – дежурить по дисциплине.

3.Все проступки должны быть оговорены с ребенком. Нельзя требовать аккуратности. Формировать на успех.