МБДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420110, Проспект Победы 58а |
Телефон: | +7(843)-261-30-75 |
E-Mail: | mbdou32@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад №32" |
Руководитель: | Гибазова Миляуша Миннахматовна |
Год основания учреждения: | 2011 |
У нас учатся: | 272 ребенка |
У нас учат: | 23 педагога |
Гипердинамический синдром (ГДСДВ)
Гипердинамический синдром (ГДСДВ)
1.Общая характеристика.
2.Диагностика этого состояния.
3.Особенности нарушения (гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания).
4.Причины и особенности появления этого синдрома.
5.Психологическая помощь.
Особенности поведения при гиперактивность.
-Высокая двигательная особенность, не целенаправленная, волнообразный характер. 5-15 минут в нормальном состоянии и не отличается от сверстников. Но это приводит к срыву в поведении, 10 – 25 минут, потом опять приходит ребенок в нормальное состояние. Создается впечатление «может», но «не хочет» и усиливается КОНТРОЛЬ.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
Сокращение времени для обдумывания.
Если отсутствует, – то отсутствует поражение нижних отделов и нет нарушений в лобных долях. Нейропсихологические нарушения с ДВ являются нарушения сроков и функций работы мозга, нарушение выработки вещества в мозге –доламина. Девочки с внешними признаками –замкнутость, закрытость, все это приводит к усилению сильной внутренней активности, далее идет увеличение повышения напряженности, что в итоге приводит к увеличению тревожности.
Общими особенностями детей с ДВ – являются (проявляются в поведении)
-безрассудность
-противоречивость в поступках (может стукнуть, но сопереживать)
-болтливость (регуляторная деятельность не затормаживается)
-большая проблема со вниманием (концентрация и сосредоточение, остальные параметры внимания –нормативные).
-Высокая степень переключения внимания.
-Новизна и динамика движения объекта – самые привлекательные факторы.
Проблемы с интеллектом не бывает, но вторичным м.б. при нарушении общения.
Начиная с 70-х годов – это синдром был выведен из ММ нарушений. Главной причиной нарушения поведения детей с ГДСДВ являются нарушения:
-Созревание мозга, которое в норме осуществляется: 1.От нижних отделов в коре больших полушарий. 2.От правого полушария к левому. 3-е. От сенсомоторных к лобным долям. У детей с этим синдромом наблюдаются обострения проявлений. Если ребенок ползет назад или вбок, есть нарушения. Вообще не ползает, тоже нарушения.
2 этап (начиная с 3-х до 7 лет)
Идет созревание подкорки и правополушарной части коры. Если была травма (любая), то 2 этап наступает более глубокого нарушения, проявляется в подготовительной группе или в первом классе.
Если нарушения в правом полушарии – нарушаются образное мышление, целеполагание, что видит, то и есть ЦЕЛЬ.
3 этап – третий пик этого синдрома.
Созревание лобных долей. Сензитивный возраст 8-9 лет. Особо поработать с этими детьми.
Левая лобная доля – отвечает за планирование и организацию деятельности. Тест «Д М-4-ТР»
-часто вскакивает, каждые 5-15 минут
-корчится
-очень шумлив и болтлив
-совершает действия на ходу
СИМПТОМЫ ИМПУЛЬСИВНОСТИ:
-отвечает, не дослушав вопроса
-не может дожидаться очереди
-вмешивается в разговорах
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (ДВ):
-не может удерживать внимания на одном задании в течении нормативного времени: до 3-х лет – макс.5минут
4-х 7 м
5 9
6 12
7 15-17
1-й класс 22
3-4 класс 25 мин
-не слышет обращенную к нему речь
-не придерживается алгоритма задания
-затрудняется в начале выполнения задания. Хотя и знает и умеет.
-избегает или имеет низкий успех заданий монотонных, длительных и напряженных
-часто теряет мелкие вещи, ручки, стиралки и т.д.
-высокая отвлекаемость на внешние признаки предмета.
-высокая забываемость в повседневной деятельности.
Если 6 признаков присутствует в течении 4-6 месяцев, то ставится диагноз
ГДСДВ.
Для диагностики можно использовать тест «Корректурная проба» немного видоизменить. Число знаков д.б. 2000, в строке –50 знаков, всего 40 строк.
Ребенку даются 2 типа заданий. 1 строку зачеркиваем только букву «а», 2 строка – зачеркиваем только ту, которая стоит после «а». 2-е задание – 3строка можно зачеркивать любую букву, 4 строка – «г», которая стоит после «а». Подсчет такой же, обычно хуже с каждой строчкой.
Тест Лурия, «10 слов» можно использовать для диагностики. Объем для 7 лет – 5слов. Если ребенок дает 6 слов, образуя плато, можно говорить о низкой мотивации обучения.
Импульсивность – неспособность сдержать немедленную реакцию. Различают: когнитивную импульсивность. Проявляется в дезорганизации и поспешности мышления. Поведенческая импульсивность. Выкрики. Действия без учета последствий, главная причина ассоциальности ребенка. Тестом диагностики импульсивности может быть «Корректурная проба». Например, если я хлопну, то ты эту букву не зачеркиваешь.
Для гиперактивных характерно стремление к сладкой пищи, малое количество сна (днем не спят, ночью 5-6 часов); бронхиты и астмы; аллергические реакции; часто бывают леворукими; часто начинают курить и используют жвачку; высокое артериальное и внутричерепное давление; речь направлена на самого себя, обращение к себе «ты»; трудности с оперативной памятью;трудности с планированием;тики; проблемы с самооценкой; любят новые вещи, но быстро теряет к ним интерес; любят новые идеи, но их ни когда не реализуют.
1-я причина, возникновения ГДС, социального плана – повышение требований к возможностям ребенка. 2-я экологическая проблема (увеличение содержания п в крови ребенка. 3-я наследственность. 4-я гипоксия во время родов (ребенок не сразу закричал). 5-я кесарево сечение (8 месяцев). 6-я инфекция мозга.
Высокая навязчивость в общении, девочек проверить на синдром импульсивности.
Выделяют следующие типы ДВ.
1.Оппозиционные. Проявляются в агрессии, упрямстве, нетерпимости и драчливости.
2.Кондуктивное расстройство. Нарушение общественного порядка – ложь, воровство, клептомания. Склонность устраивания пожаров, уничтожения чужой собственности.
Оппозиционные опираются на нарушения нижних и средних уровней мозга. Кондуктивные – левополушарных и лобных долей. У девочек чаще проявляются кондуктивные расстройства. Это результат высокой тревожности, которая регулируется механизмом ухода в фантазию
Стратегия психологической помощи (американская).
Включает 3 этапа. 1. Начальное лечение. На этом этапе назначают стимуляторы. 2. Тренинг родительской компетентности. Цель: преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения у детей; 2- обучение родителей за контролем ситуации, чтобы предупредить ухудшение, особенно успеваемости. 3 этап – обучение самозащиты и защиты братьев и сестер этих детей.
Содержание работы. Родителям сообщаются знания по биологическим расстройствам, т.е такой ребенок никогда не будет отличником. Прощения. Это поведение непреднамеренное. Обучение техникам поведения с ребенком. Даются знания саморегуляции.
Педагогическая коррекция.
1.Педагогу объясняется, что такому ребенку вести как все остальные трудно.
2.Составляется договор о системе поощрений и наказаний. Звуки «Ж» и «З» – особенно возбуждают этих ребят.
3.Держать возле учителя. Учитель выполняет пошаговый контроль деятельности ребенка.
Терапия: летний лагерь – 8недель, группа 8-10 человек. Тренинг коммуникативности и креативности. 2 тренинга в неделю.
Дополнительное лечение.
Семейное консультирование. Тренинг социальных навыков в семье. Когнитивное развитие – внимание, планирования, самоуправления. Индивидуальное консультирование (дети).
Сердюк предлагает:
1. Стратегия. Включает упражнения на растяжку, которые нормализуют гипер и гипотонус мышц. Перед растяжкой, расслабление и напряжение мышечной системы, необходимо давать – от головы к Тазу; от шеи к рукам; от Таза к ногам.
2. Дыхательные упражнения. Улучшение самоконтроля и саморегуляции, плавное и лежа.
3. Глазодвигательные упражнения. Расширяют поле восприятия. Развивают межполушарные связи и создаются условия для концентрации внимания. Например, – глаза в одну сторону, язык в другую, 10 минут.
4. Мелкая моторика рук. Методика Остапова 74 упражнения для развития мозга – 5 минут
5. 20-25 минут функциональные игры. На внимание, на самоконтроль, усвоение правил взаимодействия, с целью развития независимости (на самоощущение, в парах, на групповые взаимодействия.)
6. Коммуникативные упражнения.
7. Релаксация. 1 этап – визуализация. Ребенку предлагается закрыть глаза и лежа представить, как в животе надуваются разноцветные шары. Потом , что он вдыхает солнечный свет. 2 этап – релаксация ушных раковин.
Время всего занятия: для дошкольников – 45 минут; младших школьников – 1 час; для подростков – 1,5 часа.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1.Организовать длительную мышечную нагрузку, ежедневно, двукратную во времени, т.е. если можно 12 минут, даем 25 минут. Постоянно бег, езда на велосипеде, лыжи.
Недопустимо проводить соревнования с такими детьми (слишком большая эмоциональная нагрузка).
2.Самомассаж шеи и воротниковой зоны. Дать окружающим понятие – на таких детей не действуют насмешки и т.д., они только усугубляют его состояние. Чтобы успокоился необходимо выше локтя сжать ребенка. Наказать, если существует опасность для него и окружающих. Нельзя наказывать – обездвижением. Другим действием наказывают, например, – дежурить по дисциплине.
3.Все проступки должны быть оговорены с ребенком. Нельзя требовать аккуратности. Формировать на успех.