Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420064, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Баки Урманче, д.11а, 2 здание : ул.Гарифа Ахунова 16 а,корп.2 |
Телефон: | +7(843)-598-01-58;+7(843)-237-21-71 |
E-Mail: | marina.detskiisad4@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани |
Руководитель: | Сафиуллина Марина Владимировна |
Год основания учреждения: | 2016 |
У нас учатся: | 172 детей- 1 здание; 178 детей-2 здание; Всего 350 детей. Иностранных граждан -1. |
У нас учат: | 25 педагогов |
Лексический минимум по учебно - методическому пособию для русскоязычных детей по татарскому языку.
Лексический минимум по учебно - методическому пособию для русскоязычных детей по татарскому языку.
Всего-167 слов.
Средняя группа - дети 4-5 лет.
Активные слова: Әти - папа, әни-мама, кыз-девочка, малай-мальчик, мин-я, исәнмесез- здравствуйте, сау булыгыз- досвидания, исәнме-здравствуй,эт-собака, песи-кошка, әйе-да, юк-нет, сау бул-досвидания,пока, әби-бабушка, бабай-дедушка, әйбәт-хорошо, ипи-хлеб, алма-яблоко, сөт-молоко, чәй-чай, рәхмәт-спасибо, мә-на, тәмле-вкусный, кил монда-иди сюда, утыр-садись, бир-дай, аша-кушай, эч-пей, туп-мяч, зур-большой, кечкенә-маленький, матур-красивый, куян-заяц, аю-медведь, хәлләр ничек?-как дела?,уйна- играй, пычрак-грязный (ая), чиста-чистый(ая), ю- мой,бер-один, ике-два, өч-три, дүрт-четыре, биш-пять.(49слов)
Пассивные слова: утырыгыз- садитесь, бу кем?-это кто?, кем юк?-кого нет?, син кем?-ты кто?, кем анда?- кто там?, басыгыз-встаньте, ал-бери, ничә?-сколько?, нинди?-какой? (13 слов)
Старшая группа – дети 5-6 лет.
Активные слова: кишер-морковь, нинди?-какой?, баллы-сладкий, ничә?-сколько? Суган-лук, бәрәңге-картошка, алты- шесть, җиде-семь, сигез-восемь, тугыз-девять, ун-десять, кыяр-огурец, кәбестә-капуста, кызыл- красный, сары-жёлтый, яшел-зелёный, кирәк-надо, юа-моет, нәрсә кирәк?-что надо, аш-суп, ботка-каша, кашык-ложка, тәлинкә-тарелка, чынаяк-чашка, зәңгәр-синий, күлмәк-платье, чалбар-брюки, ки-одень, сал-сними, йокла-спи, бит-лицо, кул-рука, өстәл-стол, урындык-стул, карават-кровать, яратам-люблю, бар-иди (38 слов).
Пассивные слова: бу нәрсә?-это что?, хәерле көн-добрый день, нәрсә бар?-что есть?, күп-много (7 слов)
Подготовительная группа – дети 6-7 лет.
Активные слова: син кем?-ты кто?, хәерле көн-добрый день, тычкан-мышь, бу кем?-это кто?,бу нәрсә?-это что?нишли?-что делает?, йоклый-спит, утыра-сидит, ашый-кушает, эчә-пьёт, нишлисең?-что делаешь?, ашыйм-кушаю, эчәм-пью, уйный-играет, уйныйм-играю, барам-иду, кая барасың?-куда идёшь?,син нишлисең?-ты что делаешь?, сикер-прыгай, сикерәм-прыгаю, сикерә-прыгает,йөгерә-бежит,төлке-лиса, йөгер-беги, йөгерәм-бегу, чәк-чәк-чак-чак, өчпочмак-треугольник, яшь-лет, бүре-волк, керпе-ёжик, тавык-курица, әтәч-петух, үрдәк-утка, чана-санки, шуа-катается, шуам-катаюсь, бие-танцуй, бии-танцует, биим-танцую, ак-белый,кара-чёрный, җырла-пой, җырлыйм-пою, зур рәхмәт-большое спасибо, китап укый-читает книгу, рәсем ясыйм-рисую, укыйм-читаю, дәфтәр-тетрадь (58 слов).
Пассивные слова: нәрсә яратасың?- что любишь? (2 слова)
Лексик минимум по УМК для детей
БЕРГӘ УЙНЫЙБЫЗ (ИГРАЕМ ВМЕСТЕ)
Бармак уены “Гаилә” (Пальчиковая игра “Семья”)
Бу бармак бабай,
Бу бармак әби,
Бу бармак әти,
Бу бармак әни,
Бу бармак малай (уң кулда – на правой руке).
Бу бармак бабай,
Бу бармак әби,
Бу бармак әти,
Бу бармак әни,
Бу бармак кыз (сул кулда – на левой руке).
“Слушай! Повтори!” (“Тыңла!” Кабатла!”)
- Ипи тәмле! (Хлеб вкусный)
- Чәй тәмле! (Чай вкусный)
- Алма тәмле! (Яблоко вкусный)
- Сөт тәмле! (Молоко вкусный)
“Слушай-пой!” (“Тыңла-җырла!”)
Бер, ике, өч, дүрт, биш аю,
Зур аю, матур аю.
Бер, ике, өч, дүрт, биш аю,
Зур аю, матур аю.
УЙНЫЙБЫЗ ДА ҖЫРЛЫЙБЫЗ (ИГРАЕМ И ПОЕМ)
Җырлы-биюле уен “Карусель” (Хороводная игра “Карусель)
Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә,
Матур курчак әйләнә,
Зур-зур аю әйләнә,
Кечкенә куян әйләнә.
Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә,
Матур курчак әйләнә,
Зур-зур аю әйләнә,
Кечкенә куян әйләнә.
Җыр “Уенчыклар”. (Песня “Игрушки”)
Туп матур? Туп матур?
Әйе, әйе, туп матур.
Әйе, әйе, туп матур.
Аю зур? Аю зур?
Әйе, әйе, аю зур.
Әйе, әйе, аю зур.
Бу курчак? Бу курчак?
Әйе, әйе, бу курчак.
Әйе, әйе, бу курчак.
БЕРГӘ ҖЫРЛЫЙК (ПОЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ)
“Бу өй матур, бу өй зур” (“Это дом красивый, это дом большой”)
Бу өй матур, бу өй зур.
Монда яши бабай. (здесь живет дедушка)
-Мин бабай. (Я дедушка)
Монда яши әби. (здесь живет бабушка)
-Мин әби. (Я бабушка)
Монда яши әти. (здесь живет папа)
-Мин әти. (Я папа)
Монда яши әни. (здесь живет мама)
-Мин әни. (Я мама)
Монда яши малай. (здесь живет мальчик)
-Мин малай. (Я мальчик)
Монда яши кыз. (здесь живет девочка)
-Мин кыз. (Я девочка)
Әйе шул, әйе шул, (Да, да, да,
Бу өй матур, бу өй зур. Это дом красивый, это дом большой)
УРТАНЧЫЛАР ТӨРКЕМЕ – СРЕДНЯЯ ГРУППА
ТАТАРЧА ӨЙРӘНӘБЕЗ (УЧИМ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК)
Актив сүзләр – Активные слова 49 |
Сөйләм үрнәге – Речевой образец 13 |
әти – папа әни – мама |
исәнмесез – здравствуйте сау булыгыз – досвидания |
малай – мальчик кыз – девочка матур – красивый |
бу кем? – это кто? 1-2 кем юк? – кого нет? 3-4 исәнме – здравствуй |
мин (Коля (Оля) – я Коля(Оля) исәнмесез – здравствуйте сау булыгыз – досвидания |
син кем? – ты кто? 5-6
Әти, сау бул – папа, до свидания |
исәнме – здравствуй |
|
эт – собака песи – кошка |
кем анда? – кто там? 7-8
|
әйе – да юк – нет сау бул – до свидания |
син Оля? (Коля) – ты Оля?(Коля) әйе, мин Оля – да, я Оля. Юк, мин Коля – нет, я Коля |
әби – бабушка бабай – дедушка |
әби матур – бабушка красивая бабай зур – дедушка большой |
әйбәт – хорошо |
Утырыгыз – садитесь 9 Басыгыз – встаньте 10 |
Ипи – хлеб алма – яблоко |
рәхмәт – спасибо
|
сөт – молоко чәй – чай |
|
рәхмәт – спасибо |
|
Мә – на возьми |
Ал – бери(возьми) 11 |
тәмле – вкусное кил монда – иди сюда |
ипи тәмле – хлеб вкусный |
утыр – садись |
|
аша – кушай |
мә, ипи аша – на, хлеб кушай |
эч – пей |
мә, сөт эч – на, пей молоко |
бир – дай бир әле – дай пожалуйста |
бу нәрсә? – это что? |
Зур – большой кечкенә – маленький |
сикер – прыгай |
туп – мяч курчак – кукла |
|
куян – заяц аю – медведь |
нинди? – какой? 12 |
Хәлләр ничек? – как дела? |
|
Уйна – играй |
|
пычрак – грязный чиста – чистый |
|
Бер – 1, ике – 2, өч – 3, дүрт – 4, биш – 5. |
Ничә? – сколько? 13 |
Ю –мой(вымой) |
|
Барысы: 49 сүз (актив) + 13 сүз (пассив) = 62 сүз |
ЗУРЛАР ТӨРКЕМЕ – СТАРШАЯ ГРУППА
ТАТАРЧА ӨЙРӘНӘБЕЗ (УЧИМ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК)
Актив сүзләр – Активные слова 38 |
Сөйләм үрнәге – Речевой образец 7 |
кишер – морковь |
нинди? – какой? |
баллы – сладкое |
|
ничә? – сколько? |
сана – сочитай |
суган – лук бәрәңге – картошка кыяр – огурец |
Бу нәрсә? – это что? 1-2 Нәрсә бар? – что есть? 3-4 |
кәбестә – капуста нинди? – какой? |
Хәерле көн – добрый день 5-6 |
кызыл – красный сары – желтый |
сикер туп – прыгай мяч |
яшел – зеленый |
Степа сикер – Степа прыгай |
кирәк – надо(нужно) нәрсә кирәк? – что надо( что нужно?) |
кишер кирәк – морковь надо |
юа – моет ки – одевай(надевай) |
Даша туп юа – Даша моет мяч |
аш – суп ботка – каша |
мә аш, аша – на суп, кушай |
кашык – ложка тәлинкә – тарелка |
мә кашык – на ложку мә чынаяк – на чашку |
чынаяк – чашка |
чынаяк зәңгәр – чашка синяя |
зәңгәр – синий |
Күп – много 7 |
күлмәк – платье |
кызыл күлмәк – красное платье |
чалбар – брюки |
чалбар ки – одевай брюки |
сал – сними( снимай) йокла – спи |
Ангелина йокла – Ангелина спи |
бит – лицо кул – рука |
хәерле көн – добрый день |
өстәл – стол урындык – стул карават – кровать |
өстәл зур – стол большой урындык кечкенә – стул маленький |
яратам – люблю |
|
бар – есть |
|
Алты - 6, җиде - 7, сигез - 8, тугыз - 9, ун – 10
|
|
Барысы: 38 сүз (актив) + 7 сүз (пассив) = 45 сүз |
МӘКТӘПКӘ ӘЗЕРЛЕК ТӨРКЕМЕ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ТАТАРЧА ӨЙРӘНӘБЕЗ (УЧИМ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК)
Актив сүзләр – Активные слова 58 |
Сөйләм үрнәге – Речевой образец 2 |
син кем? – кто ты? |
хәерле көн, әни – добрый день, мама |
хәерле көн – добрый день |
|
тычкан – мышь |
|
бу кем? – это кто? |
|
бу нәрсә? – это что? |
|
нишли? – что делает? йоклый – спит утыра – сидит |
Настя нишли? – Настя что делает? Настя йоклый – Настя спит Саша утыра – Саша ситдит |
ашый – кушает эчә – пьет |
Маша ашый – Маша кушает |
нишлисең? – что делаешь? эчәм – пью ашыйм – кушаю |
мин сөт (чәй) эчәм – я молоко(чай) пҗю мин алма(ипи) ашыйм – я яблоко(хлеб) ем(кушаю) |
уйный – играет уйныйм – играю |
Миша уйный – Миша играет |
утырам – сижу |
|
барам – иду кая барасың? – куда идешь? |
кафега барам – в кафе иду |
син нишлисең? – что делаешь? |
Нәрсә яратасың? – что любишь? 1-2 |
сикер – прыгай |
|
сикерә – прыгает сикерәм – прыгаю |
йөгерә – бегает(бежит) |
йөгер – бегай(беги) йөгерә – бегает(бежит)йөгерәм – бегаю |
|
чәк-чәк – чак–чак өчпочмак – треугольник |
бик тәмле – очень вкусное аш бик тәмле – супочень вкусное |
яшь – лет |
сиңа ничә яшь? – тебе сколько лет? |
бүре – волк төлке – лиса |
Миңа алты яшь – мнесемь лет |
тавык – курица әтәч – петух |
|
үрдәк – утка керпе - ежик |
|
чана – санки шуа – катается |
малай шуа – мальчик прыгает |
шуам – катаюсь |
мин шуам – я катаюсь |
бие – танцуй бии – танцует биим – танцую |
әйдә – давай(пошли) куян бии – заяц танцует |
ак – белый кара – черный |
|
җырла – пой |
җырлыйм – пою |
Җырлыйм(быз) –(пою) поем |
|
китап укый – книгу читает |
|
рәсем ясыйм – рисую |
мәктәп – школа |
укыйм – читаю |
кем укыйм – кто читает? |
дәфтәр – тетрадь |
|
Зур рәхмәт – большое спасибо |
|
|
|
Барысы: 58 сүз(актив) + 2 сүз (пассив) = 60 сүз. |