Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420064, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Баки Урманче, д.11а, 2 здание : ул.Гарифа Ахунова 16 а,корп.2 |
Телефон: | +7(843)-598-01-58;+7(843)-237-21-71 |
E-Mail: | marina.detskiisad4@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани |
Руководитель: | Сафиуллина Марина Владимировна |
Год основания учреждения: | 2016 |
У нас учатся: | 172 детей- 1 здание; 178 детей-2 здание; Всего 350 детей. Иностранных граждан -1. |
У нас учат: | 25 педагогов |
Проект работы "Семьеведение"
«Согласовано»
Руководитель проекта
___________Карцева Л.В.
«__»__________2017 г
«Утверждено»
Заведующая МБДОУ №4
Приволжского района г.Казани
____________Сафиуллина М.В.
Принят на педсовете №1
от 23 августа 2017 г
Приказ № 34 от 23.08.2017
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«Семья» для дошкольника»
г.Казань, 2017
Пояснительная записка
Современное российское дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является важнейшим институтом семейной социализации ребёнка раннего возраста. Мероприятия воспитательного и образовательного характера, которые имеют фамилистический характер и направляются педагогическими работниками, представляют собой целый комплекс способов, форм, методов психолого-педагогического воздействия на воспитанников в сфере семейных отношений.
С каждым днем все отчетливее становится потребность внедрения курса «Семьеведения». Традиционная семья, состоящая из мужчины и женщины, их законнорожденных детей, тесно взаимодействующая с родителями с двух сторон, охраняющая семейное единство, супружеские любовь и верность, всё заметнее уходит в прошлое. Одинокие мужчины и женщины не испытывают
особых неудобств в социальной сфере. Брак превращается в праздничную феерию, красивую церемонию, утрачивая функцию долговременного и устойчивого союза двух любящих и преданных друг другу людей, заключается в возрасте скорее зрелом, чем молодом (чаще всего в 25 - 34 года для мужчин и женщин, согласно статистике). Длятся браки недолго, распадаясь в 60 % случаев в первые годы семейной жизни – до появления ребёнка или в семьях с маленькими детьми. Практикуется и многобрачие, когда так называемые «гражданские браки», а точнее сожительства сменяют одно другое, не оставляя после себя ничего долговременного, и более всего – детей.
Конфликтность в современных семьях высока: каждый супруг требует особого отношения к себе, дети далеко не всегда солидарны со своими родителями. Старшие поколения – родители супругов остаются в стороне как от собственных детей, так и от внуков – к их опыту молодые семьи прибегают далеко не всегда и нерегулярно. Межпоколенные связи слабнут, разобщая духовное и социальное родство. В этой ситуации говорить о том, что усилия педагогов ДОУ по воспитанию семьянина, привычные и во многом стереотипные, принесут положительные результаты, не приходится. Нужны сверхусилия. В связи с этим, наш ДОУ обратился к курсу «Семьеведение» под кураторством профессора, доктора социологических наук, руководителя Татарстанского регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья» Карцевой Л.В.
В самом раннем возрасте дети впитывают разнообразную информацию от окружающих, включая и просемейную. Подавать её необходимо на постоянной основе, системно, грамотно. Педагогический персонал ДОУ должен апеллировать к семье целенаправленно, помня о том, что детские сад формирует личность, обладающую семейными ценностями, признающую семью одной из главных составляющих социальной и личной жизни.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Главные цели:
- создание условий для взаимовлияния детского сада, семьи, ребенка, общества в формировании идеального образа семьи, родителя;
- повышение статуса семьи, возрождение семейных традиций;
- объединение детей и родителей путем проведения совместных мероприятий;
- повышение общей культуры и компетентности родителей по вопросам семейного, гендерного воспитания дошкольников путем привлечения специалистов «Центра практической психологии и развития «Мозаика жизни», ученых – медиков, социологов и т.д.;
- обеспечение своевременного и полноценного личностного, познавательного, нравственного, семейного поло - ролевого развития каждого ребенка.
Задачи:
1. Организовать в течении года мероприятия, связанные с календарными праздниками просемейного характера – дню матери, дню отца, бабушки, дедушки (дню пожилого человека), дню семьи.
2. Способствовать повышению роли семьи, ее ответственности в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения.
3. Совершенствовать методы и приемы семейно-гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Механизм достижения поставленных целей
Решение обозначенных выше проблем видится в создании такого образовательного пространства, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, где ребенок познавал бы мир, его законы, любовь, милосердие; которое было бы наполнено знаками мужского и женского начала, а с другой, - помогало бы педагогам и родителям осуществлять гендерный подход в воспитании дошкольников, побуждало бы к новым творческим открытиям и успехам в их семейно-гендерном воспитании.
Акцент ставится на ежемесячном, едином для учреждения «Дне семьи» (тематический день, каждая третья среда месяца). Таким образом Ежемесячно дети получают новое знание о семье, непривычное для них – о финансах, культуре семьи, о родительских ролях, семейном родстве, младших и старших членах семьи. Взрослые расскажут им о любви и дружбе в семье, о правилах семейного этикета, о разных сторонах личности мамы и папы, их собственной роли в семье. Дети научатся рассуждать о семейном здоровье, заботе друг о друге, досуге и отдыхе в семье.
Формы работы с детьми и их родителями многообразны. Основные из них таковы.
С детской аудиторией:
1) беседы, сюжетноролевые игры, конструирование, бытовой труд, развлекательные мероприятия в группах с детьми, посвящённые теме семьи;
2) знакомство с семейными альбомами в старших группах ДОУ;
3) изготовление детьми подарков для родителей и прародителей к праздничным датам;
4) включение разных видов искусств в семейное образование и воспитание (этнические сказки, фольклор, танец, стихотворение, песня, театральная постановка и т. п. ).
Со взрослой аудиторией:
1) беседы с родителями воспитателя, методиста, педагога психолога, учителя - логопеда, медработника по принципу «карусели» – в течение одного родительского дня в месяц встречи с каждым специалистом по определённой проблеме, связанной с членством ребёнка в семье;
2) общие просемейные праздники в ДОУ: День бабушки дедушки (1 октября – Международный День пожилого человека), День отца (третье воскресенье октября), День матери (четвёртое воскресенье ноября), Международный День семьи (15 мая), День семьи, любви и верности (8 июля);
3) совместные выходы за пределы ДОУ детей и родителей: цирк, кукольный театр, театр юного зрителя, татарский драматический театр, русский драматический театр, музей изобразительных искусств, национальный музей, зоопарк, выставки детского творчества и т. д.;
4) составление семейных стендов (дети и их родители, братья и сёстры на фотографиях, бабушки и дедушки) в каждой группе ДОУ;
5) разработка и изготовление семейной эмблемы в каждой группе ДОУ (рисунок).
6) Организация родительского клуба «Семейный стол».
Диагностический инструментарий
Работа с детьми:
Комплексная диагностика проводится с целью выявления уровня развития мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ у мальчиков на начальном и конечном этапах работы.
Показатели:
1.Знания о семье: выявить социальную ориентацию ребенка на семейную роль, соответствующую полу. Рисование на тему «Я в будущем».
2. Знания о самом себе: выявить знания о многоролевом поведении каждого члена семьи, определить осознание будущих семейных ролей – мамы, папы, женщины, мужчины и т.д. Беседа с ребенком.
3. Знания о маме/папе, бабушке/дедушке, брате/сестре: выявить знания о гендерных особенностях отца и матери, мужчины и женщины, мальчика и девочки. Задание «Выбери картинки».
4.Проявление всего спектра чувств по отношению к членам семьи, овладение семейными ролями, потребность в близости с родными: выявить полноту развития эмоционального и поведенческого компонентов мотивационных основ материнства у девочек и отцовства у мальчиков. Диагностическая беседа по рисункам.
Работа с родителями:
Опросник «Сознательное родительство», автор М.О. Ермихина, представлен в книге Р.В.Овчаровой «Психология родительства», М., «Академия», 2005, с.254-267.
Цель: выявить уровень родительской позиции, родительской ответственности, родительских чувств, родительских установок и желаний, родительских отношений.
Этапы работы по реализации проекта:
1.Подготовительный. Включает подготовку методических и дидактических материалов.
2.Исследовательский. Анкетирование родителей с целью выявления их родительских позиций (роли супругов, родителей).
3.Этап реализации содержательной части проекта. Включает проведение мероприятий, предусмотренных графиком.
4.Конторольный. Включает проведение повторной диагностики и анкетирования родителей, подведение итогов.
Предполагаемые результаты
*Положительная динамика в развитии детей: у детей сформированы представления о себе, о семье, об особенностях матери и отца, девочки и мальчика, мужчины и женщины.
* Повысился интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
* Улучшились взаимоотношения родителей и детей, братьев и сестер, внуков и прародителей.
*Родители проявляют интерес и ответственность в семейном, гендерном воспитании детей.
*Изменились родительские позиции, установки, семейные ценности в сторону их укрепления
*Повысилась активность родителей: участвуют в праздниках и развлечениях, дискуссиях, круглых столах, делятся опытом семейного воспитания, выполняют индивидуальные задания.
План тематического дня по семьеведению
№ пп |
Месяц |
Тема |
Годы обучения |
|||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|||
1. |
Сентябрь |
Мой дом |
Дом в котором я живу |
В гостях хорошо, а дома лучше |
Мое место в моем доме |
Моя комната – мой мир. Что я люблю в нем |
2. |
Октябрь |
Моя семья |
Мама с папой – моя родня, нет роднее родни у меня |
Я, мои имя и фамилия. Родные люди, кто это? |
Какая семья самая счастливая? |
У меня есть семья – в городе, в деревне (родословная семьи) |
3. |
Ноябрь |
Мои родители |
Моя мама, какая она? |
Расскажу о своих маме и папе. |
Мама с папой меня любят. |
Я люблю своих маму и папу |
4 |
Декабрь |
Семейный отдых |
Новогодние традиции в нашей семье |
Путешествие в мой Музей семьи |
Мы встречаем Новый год дома, в гостях, на природе всей семьей. |
Красен обед пирогами, а семья традициями (как мы готовимся встречать Новый год) |
5 |
Январь |
Сестра, брат в семье |
Зимние развлечения с моими братьями и сестрами |
У нас в семье родился (братик? сестричка?) |
Что я могу и умею делать, ухаживая за младшим братом, сестрой? |
Можно ли научиться чему-то у младшего братика, младшей сестренки? |
6 |
Февраль |
Семейные дела |
Я много умею делать сам/сама! |
Как надо любить папу? Кто кому помогает дома – я папе или он мне? |
Папа - защитник Отечества, хозяин в доме и мой ДРУГ. |
Папа и мама ведут дом, я им стараюсь помогать. |
7 |
Март |
Мои бабушки и дедушки |
Мама – дочь бабушки, папа - сын бабушки, я – их дочь/сын, внучка/внук. |
Какие есть пословицы и поговорки про бабушку и дедушку? |
Читаем сказки о мамах и бабушках в честь Женского дня. |
Чему научили семью наши бабушки и дедушки? |
8 |
Апрель |
Здоровая семья |
Как в моей семье заботятся о здоровье |
Что надо сделать, если кто-то в семье заболел |
Как мы укрепляем здоровье, занимаемся физкультурой |
Почему природа – друг здоровой семьи |
9 |
Май |
Дружная семья – МОЯ семья |
Я бываю в гостях у бабушки с дедушкой в деревне, в доме, на даче.. |
Как мы ходили всей семьей на Парад Победы |
Я дарю маме и папе, бабушке и дедушке подарки, сделанные своими руками |
Когда я вырасту, у меня будет счастливая семья |
Календарный график реализации проекта.
Мероприятия |
Сроки |
Исполнитель |
Подготовка методических и дидактических материалов. Круглый стол со специалистами, воспитателями по распределению обязанностей по реализации проекта
|
Август
|
Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели |
Диагностика детей. Опрос родителей |
Сентябрь 2017
|
Старший воспитатель, Педагог психолог, Воспитатели |
Организация родительского клуба «Семейный стол»
|
Сентябрь 2017 |
Старший воспитатель, Педагог психолог |
Проведение тематического дня «День СЕМЬИ» |
3 среда каждого месяца |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели |
Заседание родительского клуба «Семейный клуб» с участием специалистов «Центра практической психологии и развития «Мозаика жизни» (3-4 заседания по плану педагога психолога Чувашловой Р.И.) |
Раз в 2 месяца |
Старший воспитатель, Педагог психолог |
Разработка и изготовление семейной эмблемы в каждой группе ДОУ (рисунок) |
Сентябрь 2017 |
Воспитатели всех групп |
Выставка детских рисунков «Как я провел лето» |
Сентябрь 2017 |
Старший воспитатель; Музыкальный руководитель; Воспитатели всех групп |
Совместные выходы за пределы ДОУ детей и родителей: цирк, кукольный театр и тд |
каждый квартал |
Старший воспитатель; Музыкальный руководитель; Педагог психолог, Воспитатели всех групп |
День бабушки и дедушки |
1 октября 2017 |
Старший воспитатель; Музыкальный руководитель; Педагог психолог, Воспитатели всех групп |
Составление семейных стендов (дети и их родители, братья и сёстры на фотографиях, бабушки и дедушки) в каждой группе ДОУ
|
Октябрь 2017 |
Воспитатели всех групп |
День отца |
3 воскресенье октября |
Старший воспитатель; Музыкальный руководитель; Воспитатели всех групп |
День матери |
4 воскресенье ноября |
Старший воспитатель; Музыкальный руководитель; Воспитатели всех групп |
Творческая выставка совместных работ детей и родителей «Новогодние фантазии» |
Декабрь-январь 2018 |
Воспитатели: Кудряшова Н.В. |
Творческая выставка детских рисунков совместно с родителями «Мой папа лучше всех» |
Февраль 2018 |
Воспитатель: Давлетшина Л.В. |
Совместное спортивное мероприятие «Папа, Мама, Я - спортивная семья». Лозунг – «Сила – в здоровье» |
Февраль 2018 |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели |
Выставка рисунков «Портрет моей мамы» |
Март 2018 |
Воспитатель |
Круглый стол по подведению итогов по реализации проекта, перспективы работы на будущее. Рефлексия |
Май 2018 |
Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, Педагог психолог, Воспитатели |
Международный День семьи |
15 мая 2017 |
Старший воспитатель; Музыкальный руководитель; Воспитатели всех групп |
День семьи, любви и верности |
8 июля 2018 |
Старший воспитатель; Музыкальный руководитель; Воспитатели всех групп |