• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420064, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Баки Урманче, д.11а, 2 здание : ул.Гарифа Ахунова 16 а,корп.2
Телефон: +7(843)-598-01-58;+7(843)-237-21-71
E-Mail: marina.detskiisad4@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №4 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани
Руководитель: Сафиуллина Марина Владимировна
Год основания учреждения: 2016
У нас учатся: 172 детей- 1 здание; 178 детей-2 здание; Всего 350 детей. Иностранных граждан -1.
У нас учат: 25 педагогов

Проект работы "Семьеведение"

«Согласовано»

Руководитель проекта

___________Карцева Л.В.

«__»__________2017 г

 «Утверждено»

Заведующая МБДОУ №4

Приволжского района г.Казани

____________Сафиуллина М.В.


 

                                                                     Принят на педсовете №1

                                                                     от 23 августа 2017 г

                                                                     Приказ № 34 от 23.08.2017

 

                          

 

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«Семья» для дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

                                                                                     

                                                    

 

г.Казань, 2017


Пояснительная записка

Современное российское дошкольное образовательное учреж­дение (ДОУ) является важнейшим институтом семейной социали­зации ребёнка раннего возраста. Мероприятия воспитательного и образовательного характера, которые имеют фамилистический ха­рактер и направляются педагогическими работниками, представ­ляют собой целый комплекс способов, форм, методов психолого­-педагогического воздействия на воспитанников в сфере семейных отношений.

С каждым днем все отчетливее становится потребность внедрения курса «Семьеведения». Традиционная семья, состоя­щая из мужчины и женщины, их законнорожденных детей, тесно взаимодействующая с родителями с двух сторон, охраняющая се­мейное единство, супружеские любовь и верность, всё заметнее уходит в прошлое. Одинокие мужчины и женщины не испытывают

особых неудобств в социальной сфере. Брак превращается в праздничную феерию, кра­сивую церемонию, утрачивая функцию долговременного и устой­чивого союза двух любящих и преданных друг другу людей, за­ключается в возрасте скорее зрелом, чем молодом (чаще всего в 25 - ­34 года для мужчин и женщин, согласно статистике). Длятся браки недолго, распадаясь в 60 % случаев в первые годы семейной жизни – до появления ребёнка или в семьях с маленькими детьми. Практикуется и многобрачие, когда так называемые «гражданские браки», а точнее сожительства сменяют одно другое, не оставляя после себя ничего долговременного, и более всего – детей.

Конфликтность в современных семьях высока: каждый супруг требует особого отношения к себе, дети далеко не всегда со­лидарны со своими родителями. Старшие поколения – родители супругов остаются в стороне как от собственных детей, так и от внуков – к их опыту молодые семьи прибегают далеко не всегда и нерегулярно. Межпоколенные связи слабнут, разобщая духовное и социальное родство. В этой ситуации говорить о том, что усилия педагогов ДОУ по воспитанию семьянина, привычные и во многом стереотип­ные, принесут положительные результаты, не приходится. Нужны сверхусилия.  В связи с  этим, наш ДОУ обратился к курсу «Семьеведение» под кураторством профессора, доктора социологических наук, руководителя Татарстанского регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья» Карцевой Л.В.

 В самом ран­нем возрасте дети впитывают разнообразную информацию от окружающих, включая и просемейную. Подавать её необходимо на постоянной основе, системно, грамотно. Педагогический пер­сонал ДОУ должен апеллировать к семье целенаправленно, помня о том, что детские сад формирует личность, обладающую семейными ценностями, признающую семью одной из главных состав­ляющих социальной и личной жизни.

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Главные цели:

- создание условий для взаимовлияния детского сада, семьи, ребенка, общества в формировании идеального образа семьи, родителя;

- повышение статуса семьи, возрождение семейных традиций;

- объединение детей и родителей путем проведения совместных мероприятий;

-  повышение общей культуры и компетентности родителей по вопросам семейного, гендерного воспитания дошкольников путем привлечения специалистов «Центра практической психологии и развития «Мозаика жизни», ученых – медиков, социологов и т.д.;

- обеспечение своевременного и полноценного личностного, познавательного, нравственного, семейного поло - ролевого развития каждого ребенка.

Задачи:

1.       Организовать в течении года мероприятия, связанные с календарными праздниками просемейного характера – дню матери, дню отца, бабушки, дедушки (дню пожилого человека), дню семьи.

2.  Способствовать повышению роли семьи,  ее ответственности в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения.

3. Совершенствовать методы и приемы семейно-гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

 

Механизм достижения поставленных целей

Решение обозначенных выше проблем видится в создании такого образовательного пространства, которое, с одной стороны, было бы детским пространством, где ребенок познавал бы мир, его законы, любовь, милосердие; которое было бы наполнено знаками мужского и женского начала, а с другой, - помогало бы педагогам и родителям осуществлять гендерный подход в воспитании дошкольников, побуждало бы к новым творческим открытиям и успехам в их семейно-гендерном воспитании.

Акцент ставится на ежемесячном, едином для учреждения «Дне семьи» (тематический день, каждая третья среда месяца). Таким образом Ежемесячно дети получают  новое знание о семье, непри­вычное для них – о финансах, культуре семьи, о родительских ролях, семейном родстве, младших и старших членах семьи. Взрослые расскажут им о любви и дружбе в семье, о правилах семейного этикета, о разных сторонах личности мамы и папы, их соб­ственной роли в семье. Дети научатся рассуждать о семейном здоровье, заботе друг о друге, досуге и отдыхе в семье.

Формы работы с детьми и их родителями многообразны. Основные из них таковы.

С детской аудиторией:

1) беседы, сюжетно­ролевые игры, конструирование, бытовой труд, развлекательные мероприятия в группах с детьми, посвящён­ные теме семьи;

2) знакомство с семейными альбомами в старших группах ДОУ;

3) изготовление детьми подарков для родителей и прародите­лей к праздничным датам;

4) включение разных видов искусств в семейное образование и воспитание (этнические сказки, фольклор, танец, стихотворение, песня, театральная постановка и т. п. ).

Со взрослой аудиторией:

1) беседы с родителями воспитателя, методиста, педагога­ психолога, учителя­ - логопеда, медработника по принципу «ка­русели» – в течение одного родительского дня в месяц встречи с каждым специалистом по определённой проблеме, связанной с членством ребёнка в семье;

2) общие просемейные праздники в ДОУ: День бабушки­ дедушки (1 октября – Международный День пожилого человека), День отца (третье воскресенье октября), День матери (четвёртое воскресенье ноября), Международный День семьи (15 мая), День семьи, любви и верности (8 июля);

3) совместные выходы за пределы ДОУ детей и родителей: цирк, кукольный театр, театр юного зрителя, татарский драмати­ческий театр, русский драматический театр, музей изобразитель­ных искусств, национальный музей, зоопарк, выставки детского творчества и т. д.;

4) составление семейных стендов (дети и их родители, братья и сёстры на фотографиях, бабушки и дедушки) в каждой группе ДОУ;

5) разработка и изготовление семейной эмблемы в каждой группе ДОУ (рисунок).

6) Организация родительского клуба «Семейный стол».

 

Диагностический инструментарий

Работа с детьми:

Комплексная диагностика проводится с целью  выявления уровня развития  мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ у мальчиков на начальном и конечном этапах работы.

Показатели:

1.Знания о семье: выявить социальную ориентацию ребенка на семейную роль, соответствующую полу. Рисование на тему «Я в будущем».

2. Знания о самом себе: выявить знания о многоролевом поведении каждого члена семьи, определить осознание будущих семейных ролей – мамы, папы, женщины, мужчины и т.д. Беседа с ребенком.

3. Знания о маме/папе, бабушке/дедушке, брате/сестре: выявить знания о гендерных особенностях отца и матери, мужчины и женщины, мальчика и девочки. Задание «Выбери картинки».

4.Проявление всего спектра чувств по отношению к членам семьи, овладение семейными ролями, потребность в близости с родными: выявить полноту развития эмоционального  и поведенческого компонентов мотивационных основ материнства у девочек и отцовства у мальчиков. Диагностическая беседа по рисункам.

Работа с родителями:

Опросник «Сознательное родительство», автор М.О. Ермихина, представлен в книге Р.В.Овчаровой «Психология родительства», М., «Академия», 2005, с.254-267.

Цель: выявить уровень родительской позиции, родительской ответственности, родительских чувств, родительских установок и желаний, родительских отношений.

Этапы работы по реализации проекта:

1.Подготовительный. Включает подготовку методических и дидактических материалов.

2.Исследовательский. Анкетирование родителей с целью выявления их родительских позиций (роли супругов, родителей).

3.Этап реализации содержательной части проекта. Включает проведение мероприятий, предусмотренных графиком.

4.Конторольный. Включает проведение повторной диагностики и анкетирования родителей, подведение итогов.

 

Предполагаемые результаты

*Положительная динамика в развитии детей: у детей сформированы представления о себе, о семье, об особенностях матери и отца, девочки и мальчика, мужчины и женщины.

* Повысился интерес к своей семье как у детей, так у родителей.

* Улучшились взаимоотношения родителей и детей, братьев и сестер, внуков и прародителей.

*Родители проявляют интерес и ответственность в семейном, гендерном воспитании детей.

*Изменились родительские позиции, установки, семейные ценности в сторону их укрепления

*Повысилась активность родителей: участвуют в праздниках и развлечениях, дискуссиях, круглых столах, делятся опытом семейного воспитания, выполняют индивидуальные задания.


План тематического дня по семьеведению

№ пп

Месяц

Тема

Годы обучения

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1.

Сентябрь

Мой дом

Дом в котором я живу

В гостях хорошо, а дома лучше

Мое место в моем доме

Моя комната – мой мир. Что я люблю в нем

2.

Октябрь

Моя семья

Мама с папой – моя родня, нет роднее родни у меня

Я, мои имя и фамилия.

Родные люди, кто это?

Какая семья самая счастливая?

У меня есть семья – в городе, в деревне (родословная семьи)

3.

Ноябрь

Мои

родители

Моя мама, какая она?

Расскажу о своих маме и папе.

Мама с папой меня любят.

Я люблю своих маму и папу

4

Декабрь

Семейный отдых

Новогодние традиции в нашей семье

Путешествие в мой Музей семьи

Мы встречаем Новый год дома, в гостях, на природе всей семьей.

Красен обед пирогами, а семья традициями (как мы готовимся встречать Новый год)

5

Январь

Сестра, брат в семье

Зимние развлечения с моими братьями и сестрами

У нас в семье родился (братик? сестричка?)

Что я могу и умею делать, ухаживая за младшим братом, сестрой?

Можно ли научиться чему-то у младшего братика, младшей сестренки?

6

Февраль

Семейные дела

Я много умею делать сам/сама!

Как надо любить папу? Кто кому помогает дома – я папе или он мне?

Папа - защитник Отечества, хозяин в доме и мой ДРУГ.

Папа и мама ведут дом, я им стараюсь помогать.

7

Март

Мои бабушки и дедушки

Мама – дочь бабушки, папа - сын бабушки, я – их дочь/сын, внучка/внук.

Какие есть пословицы и поговорки про бабушку и дедушку?

Читаем сказки о мамах и бабушках в честь Женского дня.

Чему научили семью наши бабушки и дедушки?

8

Апрель

Здоровая семья

Как в моей семье заботятся о здоровье

Что надо сделать, если кто-то в семье заболел

Как мы укрепляем здоровье, занимаемся физкультурой

Почему природа – друг здоровой семьи

9

Май

Дружная семья – МОЯ семья

Я бываю в гостях у бабушки с дедушкой в деревне, в доме, на даче..

Как мы ходили всей семьей на Парад Победы

Я дарю маме и папе, бабушке и дедушке подарки, сделанные своими руками

Когда я вырасту, у меня будет счастливая семья

 


Календарный график реализации проекта.

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

Подготовка методических и дидактических материалов. Круглый стол со специалистами, воспитателями по распределению обязанностей по реализации проекта

 

Август

 

Старший воспитатель,

музыкальный руководитель, педагог психолог,

инструктор по физической культуре,

воспитатели

 Диагностика детей. Опрос родителей

Сентябрь 2017

 

Старший воспитатель,

Педагог психолог,

Воспитатели

Организация родительского клуба «Семейный стол»

 

Сентябрь 2017

Старший воспитатель,

Педагог психолог

Проведение тематического дня «День СЕМЬИ»

3 среда каждого месяца

Старший воспитатель,

музыкальный руководитель, педагог психолог,

инструктор по физической культуре,

воспитатели

Заседание родительского клуба «Семейный клуб» с участием специалистов «Центра практической психологии и развития «Мозаика жизни» (3-4 заседания по плану педагога психолога Чувашловой Р.И.)

Раз в 2 месяца

Старший воспитатель,

Педагог психолог

Разработка и изготовление семейной эмблемы в каждой группе ДОУ (рисунок)

Сентябрь 2017

Воспитатели всех групп

Выставка детских рисунков

«Как я провел лето»

Сентябрь 2017

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Воспитатели всех групп

Совместные выходы за пределы ДОУ детей и родителей: цирк, кукольный театр и тд

каждый квартал

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Педагог психолог,

Воспитатели всех групп

День бабушки­ и дедушки

1 октября 2017

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Педагог психолог,

Воспитатели всех групп

Составление семейных стендов (дети и их родители, братья и сёстры на фотографиях, бабушки и дедушки) в каждой группе ДОУ

 

Октябрь 2017

Воспитатели всех групп

День отца

3 воскресенье

октября

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Воспитатели всех групп

День матери

4 воскресенье

ноября

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Воспитатели всех групп

 Творческая выставка совместных работ детей и родителей «Новогодние фантазии»

Декабрь-январь 2018

Воспитатели:

 Кудряшова Н.В.

Творческая выставка детских рисунков совместно с родителями

«Мой папа лучше всех»

Февраль 2018

Воспитатель:

Давлетшина Л.В.

Совместное спортивное мероприятие «Папа, Мама, Я - спортивная семья». Лозунг – «Сила – в здоровье»

Февраль 2018

Старший воспитатель,

музыкальный руководитель, педагог психолог,

инструктор по физической культуре,

воспитатели

Выставка рисунков

 «Портрет моей мамы»

Март 2018

Воспитатель

Круглый стол по подведению итогов по реализации проекта, перспективы работы на будущее. Рефлексия

Май 2018

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель,

Педагог психолог,

Воспитатели

Международный День семьи

15 мая 2017

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Воспитатели всех групп

День семьи, любви и верности

8 июля 2018

Старший воспитатель;

Музыкальный руководитель;

Воспитатели всех групп