Электронное образование Республики Татарстан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №88» Приволжского района г. Казани

Визитная карточка

Адрес: 420059, г. Казань, ул. Ботаническая, д. 7
Телефон: +7(843)-277-41-26;+7(843)-277-41-16
E-Mail: S88kzn@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Школа №88"
Руководитель: Хидиятуллин Рифат Талгатович
Год основания учреждения: 1972
У нас учатся: 416 учащихся
У нас учат: 28 педагогов

описание опыта работы Халикова А.А.

 
Описание опыта работы классного руководителя Халиковой Аиды Айратовны
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №88»
Приволжского района г. Казани
 
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн, перевод с английского).
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Мой стаж работы в должности классного руководителя - 6 лет, за это время я сделала 2 выпуска. Среди моих выпускников, есть ребята, которые окончили школу с серебряной медалью и аттестатами особого образца. Из числа всех моих выпускников 85 % учащихся поступили в ВУЗы и успешно их закончили.
В настоящее время являюсь классным руководителем 11а класса.
Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
• Духовно-нравственное и правовое воспитание
• Познавательная деятельность и эстетическое воспитание
• Учебная и трудовая деятельность
• Физическое воспитание и здоровый образ жизни
• Работа с родителями.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Основными задачами этого направления является содействие:
• культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи,
• духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;
• возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
• Не запрещать, а направлять;
• Не управлять, а соуправлять;
• Не принуждать, а убеждать;
• Не командовать, а организовывать;
• Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы (информационный классный час «Время, события, люди», «Планета за одну неделю», тематический классный час «Проступок. Правонарушение. Преступление», «Расскажи мне обо мне» и др.); ситуативные практикумы («Умей общаться со всеми и всегда»), диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.
Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.
 С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» посещаю уроки учителей – предметников в своем классе, посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями.
В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются: интересные общешкольные мероприятия («День Учителя», «День Победы», «А ну-ка девочки» и др.); тематические классные часы и беседы («Дороги, которые мы выбираем»; «Как использовать свои права», «Экология слова», «Край родной», «Жизнь без вредных привычек» и др.); родительские собрания («Процесс адаптации учащихся 5 класса к обучению в средней школе», «Поощрения и наказания детей в семье» и др.). Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями города Казани, посещаем музеи, выставки, а также встречаемся с интересными людьми.
Также поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников, организую педагогические консультации, встречи родителей со специалистами различных служб города, провожу анкетирование в целях диагностики и регулирования своей учебно-воспитательной деятельности.
Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
Для улучшения взаимопонимания и взаимодоверия «родитель-ученик» стараюсь привлечь родителей к жизни класса и школы (внеклассные мероприятия - «Мама, папа и я – спортивная семья», «Веселые старты», экскурсионные поездки – Свияжск, Болгары, Раифский монастырь).
В 2010 году с помощью родителей и сил самих учеников был эстетически оформлен классный кабинет.
Нет легких учеников, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен.  Если ребенок «сер», и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок, здесь вина педагога.
Термин «дети группы риска» чаще всего упоминаются в качестве синонимов терминов «запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении», «трудные дети», «трудный ученик». Обычно мы называем «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом они также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении.
Не описать ощущение почти физической боли, когда соприкасаешься с озлобленной детской душой. Как много недополучил он от своих близких, если волчонком смотрит на мир. Сколько добра, тепла и любви обошли его стороной.
В таких случаях в моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам.
Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс – вот те задачи, которые я поставила перед собой.
Естественно, по-новому звучит сегодня и задача классного руководителя - уметь быть готовым взять на себя ответственность за судьбу ребенка - ибо, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Этим учащимся уделяю особое внимание, привлекая их к участию в классных и общешкольных мероприятиях, посещая их семьи и проводя индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Контролируя занятость учащихся «группы риска» во внеурочное время, привлекаю их к посещению спортивных секций и кружков.
К категории детей «группы риска» с уверенностью можно отнести и одаренных, талантливых учеников, не умеющих реализовать свои возможности в учебной или внеурочной деятельности и эта работа, безусловно, является важным звеном мониторинга работы с детьми «группы риска». И я, как классный руководитель, стараюсь помочь ребёнку в разрешении трудностей, с которыми тот по причине своего возраста или отсутствия соответствующих умений ещё не способен справиться самостоятельно.
Учащиеся всех моих классов принимали и принимают активное участие в общешкольных и районных мероприятиях, где занимают призовые места, что подтверждено грамотами и дипломами.
Повышение роли патриотического воспитания, приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества, формирование умения сохранять своё здоровье и вести здоровый образ жизни находит отражение в патриотических мероприятиях: «Великая Отечественная Война. Какая она?», «Герои Отечества», «Моя малая Родина» и др.
Уже традиционным является участие в акции «Открытка ветерану». Вместе с учащимися поздравляем на дому ветеранов с Днем Победы. У детей остается незабываемое впечатление, когда ветераны, со слезами на глазах и словами благодарности слушают детские стихи и принимают от детей открытки, сделанные их руками.
В системе  работы классного руководителя большую роль играет ученическое самоуправление.  Так как мой 11а класс небольшой – 15 человек, то после избрания командира класса, выбираются ответственные за классные сектора (учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, редколлегия, сектор досуга). Строго распределяются обязанности. Например, учебный сектор отвечает за выставление оценок в дневники, за ведение дневников. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Сектор редколлегии за оформление летописи класса, классный уголок, стенгазеты. Сектор досуга за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В конце каждой четверти, учащиеся, ответственные за сектора, отчитываются за свою работу.
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты.
Хотелось бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей коллективно - творческие дела очень сплачивают детский коллектив.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2 и др.) с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями («Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе» и др.), делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.
На данный момент находится в разработке сайт моего пятого класса, который в дальнейшем будет развиваться при переходе детей из класса в класс.
Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению