МБОУ «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ»
Визитная карточка
Адрес: | 423190, Республика Татарстан, Новошешминский район, с. Новошешминск, ул. Заливная, д. 5 |
Телефон: | +7(843)-482-29-92 |
E-Mail: | 3105000234@tatar.mail.ru, ngimnaziya2013@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Новошешминская гимназия" |
Руководитель: | Махмутова Эльвира Эдуардовна |
Год основания учреждения: | 1933 |
У нас учатся: | 329 учащихся |
У нас учат: | 35 учитепей |
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ
Цели, задачи и организация работы
по профилактике наркомании в школе
Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.
Ч. Айтматов
Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.
Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.
Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.
Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
1) подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
2) поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
3) осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
4) в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;
2) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
3) обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
4) разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
5) определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Принципы работы:
Комплексность или согласованное взаимодействие
· органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
· специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
· органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
· возраста детей;
· степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:
· социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
· психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
· образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
· согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
· анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
· работа с детьми «группы риска»;
· работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
· работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2) Работа с педагогическим составом:
· подготовка учителей к ведению профилактической работы;
· организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
· информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
· работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
· психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
· поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Этапы работы
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь (начало месяца).
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
1) определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
2) выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
3) сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
· подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
· подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
· подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: сентябрь – май.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) социологический опрос;
14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Возможная тематика мероприятий:
1. Спортивное ток-шоу «Наркомания - эпидемия века».
2. Соревнования по массовым видам спорта:
· «Спорт против наркотиков»
· «Будущее за нами»
· «Я выбираю жизнь без наркотиков!»
3. Классные часы:
· «Школа без наркотиков»
· «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»
· «Умей сказать нет наркотикам»
· «Пивной алкоголизм»
· «Волшебная страна здоровья»
· «Мир без табачного дыма»
· «Мир без наркотиков»
· «Мир в наших руках»
4. Беседы со школьниками:
· «СПИД – чума ХХ века»
· «Курение и здоровье»
· «Алкоголь и здоровье»
· «В чем вред курения?»
· «Опасность «пассивного курения»
· «Эффективные методы отказа от курения»
· «Программа малых шагов»
· «Препараты, применяемые против курения»
· «Здоровый образ жизни – школа выживания»
· «Профилактика вредных привычек»
· «Войдем в мир здоровья»
· «Наркоманам скажем: «НЕТ!»
· «От чего мы зависим»
5. Общешкольные мероприятия:
· «День без вредных привычек»
· «Молодежь против наркотиков»
· «Благодеяние».
6. Научно-исследовательские работы:
· «Психология общения»,
· «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
· «Стресс и способы борьбы с ним»
7. Подготовка буклетов:
· «Исправь свое настроение сам»
· «Как стать сильным и привлекательным»
· «Как стать красивой и привлекательной»
· «На «игле».
8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».
Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май (конец месяца).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Основные составляющие системы
профилактики наркомании в школе и их взаимосвязь
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба:
Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Школьный психолог обеспечивает:
· организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
· психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
· психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
· выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
· организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
· организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
· систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».
Общественные организации, такие как Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), «Матери (или родители) против наркотиков» и др. Филиалы этих организаций очень активно и плодотворно работают сегодня во многих регионах и городах (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Казань, Самара и т. д.), развивают широкую профилактическую деятельность, выходят в школы, на телевидение, проводят массовые антинаркотические акции.
Районная и городская наркологическая служба организуют:
· информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
· лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;
· консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, о лечении наркомании и стратегии поведения родителей в период реабилитации.
Институт повышения квалификации работников образования организует обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по вопросам профилактики наркомании в детско-подростковой среде.
Правоохранительные органы:
· работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;
· осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
· проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;
· обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;
· организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.
СМИ и Интернет: оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры