• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБОУ «Новошешминская гимназия Новошешминского муниципального района РТ»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423190, Республика Татарстан, Новошешминский район, с. Новошешминск, ул. Заливная, д. 5
Телефон: +7(843)-482-29-92
E-Mail: 3105000234@tatar.mail.ru, ngimnaziya2013@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Новошешминская гимназия"
Руководитель: Махмутова Эльвира Эдуардовна
Год основания учреждения: 1933
У нас учатся: 329 учащихся
У нас учат: 35 учитепей

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ШКОЛЕ

Цели, задачи и организация работы

по профилактике наркомании в школе

Люди победили чуму, малярию, тиф… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть.

Ч. Айтматов

Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь. Мы не верим в то, что это может случиться с нами. Не замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми недобрыми глазами, в которых отражается пустота. Не видим шприцев, которые валяются на подоконниках наших подъездов. Не слышим историй, о которых так много говорят все вокруг.

Оберегая себя, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: да, это случилось со мной.

Детская наркомании – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну, на первый взгляд непосильную ношу – профилактику наркомании.

Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

1)    подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;

2)    поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

3)    осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

4)    в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена;

2) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

3) обосновать систему педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

4) разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

5) определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Принципы работы:

Комплексность или согласованное взаимодействие

· органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;

· специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);

· органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

· возраста детей;

· степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н о с т ь: сочетание различных направлений профилактической работы:

· социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

· психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

· образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

· согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

· анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

· работа с детьми «группы риска»;

· работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

· работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим составом:

· подготовка учителей к ведению профилактической работы;

· организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

· информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

· работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

· психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

· поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Этапы работы

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь (начало месяца).

Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

1)    определить степень информированности детей и подростков по проблеме;

2)    выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;

3)    сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме. Пример анкеты, которая может быть использована для изучения характера отношения подростков к наркомании, представлена в приложении.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

· подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;

· подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;

· подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: сентябрь – май.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;

3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

1) информационный;

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

1) лекция;

2) беседа;

3) семинар;

4) конференция;

5) мини-спектакль;

6) психотерапевтические занятия;

7) тренинг;

8) ролевая и деловая игра;

9) мозговой штурм;

10) круглый стол;

11) дискуссия;

12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

13) социологический опрос;

14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

Возможная тематика мероприятий:

1. Спортивное ток-шоу «Наркомания - эпидемия века».

2. Соревнования по массовым видам спорта:

· «Спорт против наркотиков»

· «Будущее за нами»

· «Я выбираю жизнь без наркотиков!»

3. Классные часы:

· «Школа без наркотиков»

· «Профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании»

· «Умей сказать нет наркотикам»

· «Пивной алкоголизм»

· «Волшебная страна здоровья»

· «Мир без табачного дыма»

· «Мир без наркотиков»

· «Мир в наших руках»

4. Беседы со школьниками:

· «СПИД – чума ХХ века»

· «Курение и здоровье»

· «Алкоголь и здоровье»

· «В чем вред курения?»

· «Опасность «пассивного курения»

· «Эффективные методы отказа от курения»

· «Программа малых шагов»

· «Препараты, применяемые против курения»

· «Здоровый образ жизни – школа выживания»

· «Профилактика вредных привычек»

· «Войдем в мир здоровья»

· «Наркоманам скажем: «НЕТ!»

· «От чего мы зависим»

5. Общешкольные мероприятия:

· «День без вредных привычек»

· «Молодежь против наркотиков»

· «Благодеяние».

6. Научно-исследовательские работы:

· «Психология общения»,

· «Конфликт. Пути выхода из конфликта»

· «Стресс и способы борьбы с ним»

7. Подготовка буклетов:

· «Исправь свое настроение сам»

· «Как стать сильным и привлекательным»

· «Как стать красивой и привлекательной»

· «На «игле».

8. Тематическая дискотека: «Я взрослый!».

Значение этапа:

1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;

3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;

4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: май (конец месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;

3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

1) анализ отчетной документации;

2) опрос, беседа;

3) анонимное анкетирование.

Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;

3) определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;

3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.

 

Основные составляющие системы

профилактики наркомании в школе и их взаимосвязь

 

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

Медико-психолого-педагогическая служба:

Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).

Школьный психолог обеспечивает:

· организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

· психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

· психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);

· выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;

· организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

· организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

· систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».

Общественные организации, такие как Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), «Матери (или родители) против наркотиков» и др. Филиалы этих организаций очень активно и плодотворно работают сегодня во многих регионах и городах (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Казань, Самара и т. д.), развивают широкую профилактическую деятельность, выходят в школы, на телевидение, проводят массовые антинаркотические акции.

Районная и городская наркологическая служба организуют:

· информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

· лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;

· консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, о лечении наркомании и стратегии поведения родителей в период реабилитации.

Институт повышения квалификации работников образования организует обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по вопросам профилактики наркомании в детско-подростковой среде.

Правоохранительные органы:

· работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;

· осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;

· проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;

· обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;

· организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.

СМИ и Интернет: оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры