муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбуринская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»/“Татарстан Республикасы Яңа Чишмә муниципаль районы Акбүре төп гомуми белем мәктәбе” муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе.
Визитная карточка
Адрес: | 423197, Республика Татарстан, Новошешминский район, с. Акбуре, ул. Комсомольская, д. 30/423197, Татарстан Республикасы, Яңа Чишмә районы, Акбүре авылы, Комсомол урамы, 30 нчы йорт |
Телефон: | +7(843)-483-62-12 |
E-Mail: | shkola-akbure@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Акбуринская ООШ" |
Руководитель: | Латыпов Харис Харрасович |
Год основания учреждения: | 1976 |
У нас учатся: | 14 ученика/бездә 14 укучы укый |
У нас учат: | 9 преподователи/бездә 9 педагогик хезмәткәр укыта |
Рассказ И.Бунина «Роман Горбуна».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с рассказом И.Бунина «Роман Горбуна». Но прежде чем приступить к изучению произведения, давайте вспомним краткие биографические сведения. А сделаем это мы с вами в более своеобразной новой форме. с которым я вас частично на том уроке познакомила. Сделаем мы это в форме кластера «груздь». Домашним заданием было просмотреть лекцию о творчестве писателя и попробовать нарисовать кластер. Что получилось, мы напишем на доске, а чего нет в ваших записях, вы добавите уже красной ручкой и тем самым вы закрепите свои знания по творчеству Бунина.
III. Работа над кластером.
IV. Знакомство с рассказом И.Бунина «Роман Горбуна».
Учитель: Ребята, были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего – то необычного, прекрасного?
Учащиеся вспоминают.
Учитель: Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья? (тревога, страх и т.д.)
Учитель: А теперь о рассказе. Рассказ называется «Роман Горбуна». Как вы думаете, о чём это произведение? (О мужчине горбуне, о любви горбатого и т.д.).
Учитель: А теперь слушайте рассказ.
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
Учитель: На какую мысль наталкивает вас это предложение? Почему он получил анонимное письмо? Кто, по – вашему, написал его? (Может быть, Горбун женат и поэтому письмо анонимное; написала женщина, у которого есть муж, она не по любви вышла замуж, а теперь по – настоящему влюбилась).
- Будьте в субботу пятого апреля в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна, и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шёлковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок…
Учитель: На какие мысли натолкнул вас этот абзац? Что нового вы узнали из этого абзаца? (Горбун хороший человек, благородный. Может быть, он делает дело другим. В то же время он умный (умный лоб). Интеллигентный, образованный человек. Он одинок. А незнакомка – молодая девушка, богатая, одинокая. Одета по моде. Она назначает свидание на вечер, значит, хочет чтобы никто её не увидел. Фиалки – это символ…).
Учитель: А почему именно у Соборной площади? (Здесь святое место, может быть она хочет, чтобы её благословил и бог, чтобы бог ей помог.)
Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими, на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряжённый, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.
Учитель: Что нового вы узнали о Горбуне? (Событие для него неожиданное, потому что он впервые в своей жизни получает любовное письмо. Это может вкрутую изменить его судьбу. Очень готовится к этой встрече. Он аккуратный, одевается по вкусу. Тонкие, длинные пальцы… Быть может он пианист или музыкант).
Учитель: Представьте себя на его месте и скажите, чтобы вы чувствовали в этот момент? (Тревога, стах от неожиданности, сильное волнение, биение сердца и т.д.).
Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, всё – таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой и зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.
Учитель: Что интересного в этом абзаце? (Очень пунктуальный. Трость говорит о том, что он действительно горбатый. Длинные ноги говорят о его высоком росте)
Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:
Учитель: Как вы думаете, кто его ожидал? (Может быть, знакомая, которую он долго не видел, но никак не думал увидеть её, а может быть уродина и т. д.)
Навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпе, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
1930 г.
Учитель: Такой финал вы ожидали? Понравился вам рассказ? Если понравился, то чем? (Очень короткий, но затрагивает душу. Своей неожиданностью, волнует при чтение, как будто ты сам на месте этого героя. С нетерпением хочется, чтобы читали дальше.)
Учитель: Скажите, пожалуйста, какая проблема затронута в этом рассказе? (Проблема неполноценности).
V. Выводы.
Учитель: Итак, ребята, какой вывод можно сделать по прочитанному рассказу И.Бунина «Рассказ Горбуна» ? (Что Бунин, действительно, писатель, который заслужил Нобелевскую премию. Его произведения затрагивают душу. А рассказы, тем более, читаются в один залп. Его рассказам свойственна сжатость, мгновенность, отрывочность. На первом плане – душевное переживание героя. Действительно, его прозаические произведения – это шедевры русской прозы, что доказал нам сегодня и этот рассказ).
VI. Домашнее задание.
1 – подгруппа: написать ответное письмо Горбуна.
2 – подгруппа: описание сбора горбуньи на свидание, в стиле Бунина.
3 – подгруппа: написать эссе сочинение – рассуждение «Продолжение «Романа Горбуна».