• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г. Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420137, РТ, г. Казань, ул. Адоратского, д. 44а
Телефон: +7(843)-522-54-07;+7(843)-522-65-98
E-Mail: Ds70.kzn@tatar.ru, madoy70@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад №70"
Руководитель: Залялова Эльза Владимировна
Год основания учреждения: 1990
У нас учатся: 239 воспитанника (в том числе иностранных граждан-3)
У нас учат: 28 педагогов. Язык обучения-русский

Новости детского сада №70

Консультация для родителей

Опубликовано: 30.04.2020

      Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.

        Согласно исследованиям В. К. Воробьевой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной у детей с ОНР отмечается нарушения в формировании лексической стороны речи: ограниченность словарного запаса, расхождения между объемом пассивного и активного словаря, несформированность семантических полей, трудности актуализации слов, неточность их употребления, различные парафазии. Недостатки лексической системности речи негативно влияют на все сферы личности ребенка: затрудняет развитие его речемыслительной, познавательной и игровой деятельности, эмоционально-волевой сферы, всех форм общения.

        Всё это ставит специалиста и семью ребенка в условия системной и комплексной работы над развитием не только лексического компонента, но и всей речевой сферы ребенка в целом.

        Всё выше сказанное, вкупе с ориентацией ФГОС ДО и ПАОП ДО на взаимодействие с семьей, и привлечение семьи и самого ребенка в качестве субъектов образовательной деятельности направляет нас на разработку новых путей организации совместной работы.

       Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Помимо традиционных форм взаимодействия методического сопровождения, которые специалисты активно используют в этой деятельности, я бы выделила такую форму как игра. Игра, как ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста, становится способом познания мира.

 

Несколько советов перед началом игр с детьми дома:

 - игра должна нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.

 - лучше чаще играть, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.

 - используйте во время игры смех. Не ругайте если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше быть союзником и другом ребенку. Хвалите ребенка чаще.

 

1.Игры на тренировку длительного выдоха.

    Длительный, плавный выдох должен осуществляться через рот. В начале каждой игры необходимо напомнить ребенку, чтобы он выдыхал плавно, не надувая при этом щеки. Отлично для этой цели подходят выдувание мыльных пузырей, сдувание перышка с ладошки, игра во время купания с парусным корабликом, «булькание» воздухом через соломинку в стакане с водой.

Футбол

    Скатайте маленький комочек ваты. Это – «футбольный мяч». Воротами будут служить две пуговицы. Предложите малышу задуть мяч в ворота.

Для ребенка постарше мячом может послужить круглая конфета-драже или катушка ниток. Главное, следите, чтобы мяч продвигался к воротам не рывками, а плавно.

Прокати дальше

        Нужно на одном выдохе как можно дальше прокатить по столу граненый карандаш. А если устроить соревнование между… карандашами? Какому карандашу (с помощью твоего выдоха) удастся прокатиться дальше?

 

 2. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

 Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку     несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

 Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

 Волшебные палочки. Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.

     Сортируем ложки и вилки отдельно.

 Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

  Волшебная скорлупа. Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

  Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. 

Поделки из него хранятся     долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

  Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и         складываем в тарелку. Заодно и считаем.

 Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню,    помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

 

3.Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический, то есть речевой, слух – это умение различать фонемы, звуки речи. Хороший фонематический слух является важным условием обучения чтению и письму. Его развитие начинается с различения неречевых звучаний, с тренировки умения выделять  отдельные звуки из звукового потока.

Молчанка

Скажите ребенку таинственным голосом: «А ты знаешь, что вокруг нас живут звуки? Они бывают громкие и тихие, веселые и грустные. Обычно мы обращаем внимание только на громкие звуки, а тихие не замечаем. Давай попробуем услышать разные звуки!»

Предложите ребенку закрыть глаза (удобнее играть, если ребенок сядет за стол, положит руки на стол, а голову опустит на руки). Скажите: «Я замечу время по часам, а ты слушай и запоминай, что услышишь. Открывай глаза, только когда скажу "можно"». Ребенок слушает в течение 30-60 секунд, а потом говорит, что он услышал. Сначала он может не заметить некоторые звуки (тикание часов, голоса птиц за окном, шум лифта на лестничной площадке). Обратите его внимание на это и предложите послушать еще раз. Можно вместе подумать, какие звуки показались малышу веселыми, какие – грустными. Например, шум лифта – это какой звук? Наверное, веселый – папа едет с работы домой, а дома его ждут доченька с мамой.

В эту игру можно поиграть в разных ситуациях – на прогулке, у бабушки в гостях, в очереди в поликлинике, в транспорте. Полезно после игры поговорить с ребенком о том, как различаются  звуки, например, дома и на улице, и почему так получается.

Игра хороша еще и тем, что можно применить ее для того, чтобы успокоить возбужденного или расшалившегося ребенка (например, в поликлинике).

Угадай, что я делаю?

Когда ребенок уже поиграл в «Молчанку» и научился слушать звуки, предложите ему поиграть в «Угадай, что я делаю». Малыш закрывает глаза (как при игре в «Молчанку»), а взрослый производит какие-либо действия: хлопает дверцей шкафа, роняет на пол ложечку, двигает стулом, щелкает выключателем плиты и т.д. После каждого действия ребенок поднимает голову и говорит, что делал взрослый. Будьте ведущим по очереди: и играть веселее, и фантазия развивается!

Вариант игры – за письменным столом. Лист бумаги звучит совершенно по-разному, когда его мнут и когда рвут. Граненый карандаш – когда его катают по столу или стучат его кончиком. Ножницы – тоже: просто щелкают или режут бумагу. А шорох перелистываемых страниц книги, шуршание фломастера по бумаге, щелкание степлера, хлопки линейки по столу! Какое разнообразие!

Поющая посуда

Рассмотрите с ребенком посуду из разных материалов: например, стакан стеклянный  и пластмассовый. Расскажите, из чего они сделаны, чем различаются. Объясните, что у каждого предмета есть свой «голосок».  Постучите кончиком карандаша по одному из них, послушайте звук, затем по второму. Как по-разному получилось! У стеклянного стакана голос звонкий, а у пластмассового – глухой. А теперь пусть ребенок попробует на слух угадать, какой стакан прозвучит. Получилось? – отлично! Добавьте к ним хрустальный стакан. Снова различил? Ну, тогда еще один – металлический, а если такого не оказалось – не беда, подойдет и металлическая баночка для продуктов. А может быть, у Вас найдется деревянная кружка? Керамическая вазочка? Фарфоровая чашка?

Только не увлекайтесь! Малышам достаточно различать на слух звучание 3-4 предметов, а детям постарше, 6-7 лет – 5-6 предметов.

Горошины

Если Ваш ребенок уже умеет считать до 5, предложите ему посчитать на слух. Возьмите любую непрозрачную емкость (керамический горшочек, кастрюлю, пластиковый флакон из-под шампуня). Бросайте по одной горошине или фасолине и вместе с ребенком считайте их. Сколько горошин в горшочке? А теперь? Затем бросайте горошины и предложите ребенку сосчитать их самостоятельно. Когда Вы убедитесь, что ребенок правильно их считает, переходите к счету на слух. Ребенок должен сосчитать, сколько горошин оказалось в горшочке, ориентируясь уже только на звук ударов горошин о дно горшочка. А теперь откройте (развяжите) глаза и проверьте результат.

Вариант игры. Понадобятся три одинаковые непрозрачные емкости. Удобнее всего здесь применить баночки для сыпучих продуктов. В первую вы вместе с ребенком опустите одну горошину (фасолину), во вторую – несколько штук, в последнюю – целую горсть. Возьмите баночку с одной горошиной, потрясите ее и послушайте, как она звучит. Затем проделайте это с каждой баночкой. А после поменяйте баночки местами и предложите ребенку угадать на слух, в какой из них сколько горошин.

Еще вариант этой игры. Возьмите две одинаковые непрозрачные баночки. В одну вложите несколько крупинок риса, в другую – горошины. Потрясите баночку с рисом. Звук получился тихий. Баночка с горошинами звучит громче! Малыш легко угадает на слух, какая из них звучала. Усложните игру: добавьте третью баночку с манкой. Еще усложнение – баночка с гайками, позаимствованными у папы, и следующая - … с одной карамелькой! Как Вы думаете, кому в конце игры достанется приз – карамелька?

Где звук?

Для игры понадобится любой звучащий предмет: колокольчик, погремушка младшего братишки, игрушка-пищалка. Ребенок с завязанными глазами стоит посередине комнаты, а взрослый звенит колокольчиком в разных направлениях от его головы. Нужно угадать, откуда раздается звук: справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу? Заодно и названия направлений закрепите!

Три медведя

Вспомните сказку «Три медведя». У медведей разные шаги: у папы-медведя громкие (громко хлопайте по столу), у мамы-медведицы – потише (хлопки потише), у Мишутки – самые тихие (легкие хлопки). Сначала пусть малыш угадывает по хлопкам, кто пришел, с открытыми глазами, а когда у него будет получаться – с закрытыми.

Прятки с погремушкой

 Ребенок выходит из комнаты, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен отыскать ее, ориентируясь на звук погремушки: чем ближе он подходит к спрятанной игрушке, тем громче гремит погремушка. И, наоборот – при удалении водящего от спрятанной игрушки звук погремушки затихает.

Едет поезд

 Предложите поиграть в поезда. Самый медленный поезд – товарный (имитируем стук колес поезда в медленном ритме хлопками по столу: та-та, та-та, та-та…), быстрее едет пассажирский (ритм ускоряется), а самый быстрый – скорый поезд (ритм хлопков быстрый). Пусть сначала ребенок угадывает, какой поезд проехал, с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

 

       4. Игры на обогащение словаря ребенка

 Давай искать на кухне слова

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.

Угощаю

          Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

          Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так

до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие   слова.

Доскажи словечко

          Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:

          Ворона каркает, а воробей . . .

          Сова летает, а заяц . . .

          У коровы теленок, а у лошади . . .

          Сахар сладкий, а лимон …

          Луна видна ночью, а солнце …

          Огонь горячий, а лед …

          Река широкая, а ручей …

          Камень тяжелый, а пух …

              Угадываем на вкус овощи и фрукты.

Скажи, как я

 Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

  Чудесный мешочек

По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…) Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки. Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

 

5. Игры на развитие грамматического строя.

        Приготовим сок

 Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

        Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.

 Один и много

  Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.

Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики

 Чего не стало? 

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.

  Волшебные очки

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

   Я внимательный

 Будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.

  Будем искать слова

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

  Волшебные очки

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.), посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

 

6. Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

           Перепутаница

  Жили были: слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова:

Босака    (собака), ловосы    (волосы),
посаги     (сапоги) и пр.

7.Игры на развитие зрительного внимания.

Внимательная хозяйка

Наверняка у Вашего малыша есть много разноцветных носочков. Перемешайте их и попросите ребенка помочь разобрать их на пары.

Фотограф

  Разложите на столе несколько предметов (игрушек, или предметов посуды и т.д.). Рассмотрите вместе с ребенком эти предметы, назовите их. Уточните, как они расположены  (кстати, хороший повод закрепить, например, понятия «справа» - «слева»). Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами 2-3 предмета. Нужно угадать, что изменилось.

 Вариант игры: все предметы остаются на своих местах, кроме одного, который убирается. В этом случае нужно угадать, что пропало.

Обезьянка

  Кроме тренировки внимания, эту игру можно использовать как подвижную разминку после рисования или чтения.

  Взрослый и ребенок (или несколько детей) стоят напротив друг друга. Ведущий показывает какое-либо движение (стучит кулаком о кулак, пальцем о палец, хлопает, крутит кистями рук и т.д.),  остальные быстро его повторяют.

 Усложнение игры: игроки договариваются, что при одном из этих движений все, кроме ведущего, прячут руки за спину.

Хлопни

   Игра проводится за письменным столом. Ребенку показываются разные предметы со стола. Он должен хлопнуть тогда, когда покажут те предметы, которыми можно писать (ручка, фломастер, карандаш).

 

                

 

Удачи вам и терпения!



К списку новостей