• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МАДОУ "Детский сад №370 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казани"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420126, РТ, г. Казань, ул. Амирхана, д. 37А
Телефон: 521-52-02, 521-13-60 (медсестра) 89872756746
E-Mail: dsad370@mail.ru, madou.370@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад №370 комбинированного вида"
Руководитель: Самигуллина Кадрия Даяровна
Год основания учреждения: 1983
У нас учатся: 281
У нас учат: 25

Адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду
Привыкание ребенка к детскому саду – сложный момент для всей семьи, особенно для самого малыша. Это огромное нервное напряжение, стресс для любого ребенка, особенно в возрасте до 4 лет. Этот период предполагает эмоциональные переживания, проявление большого терпения, ответственной подготовки со стороны мамы. Подготовка к адаптации ребенка к детскому саду начинается дома:
Развивайте коммуникации с окружающими. Все семьи разные, и в каждой свои традиции. Одни открыты для друзей с их ребятишками, шумными праздниками и загородными походами. Другие ведут тихий, замкнутый образ жизни. Некоторые родители много и часто общаются, с легкостью заговаривают даже с незнакомыми людьми и поощряют все это в своих детях. Другие родители интенсивно общаются только в семье и достаточно закрыты для чужих. Малыши приобретают различный жизненный опыт общения, усваивают определенный уровень потребности в общении, транслируемый родительской семьей.
Старайтесь чаще общаться с окружающими, знакомиться с детьми на площадке, в магазине. На какое-то время оставляйте малыша у бабушки, со старшим братом, у соседки, у подруги.  
Приучайте к самостоятельности. Малыш растет независимым, если дома в позитивной обстановке учить его с раннего возраста самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, посещать туалет и даже, по возможности, помогать в домашних делах.
Первые дни в детском саду без мамы, без ее опоры и защиты нужно рассчитывать только на свои силы. Здесь приходится близко контактировать с незнакомыми взрослыми во время одевания, кормления. Чем больше развиты у ребенка навыки самообслуживания, тем легче ему адаптироваться.
Настройтесь позитивно. Адаптационный период может длиться около 4-6 месяцев. Важно позитивно настроить ребенка на грядущие перемены в его жизни. Рассказывайте, как вы сами ходили в детский сад, что было там нового, интересного. Можно придумывать истории с детьми, которые ходят в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать и грозить отдать ребенка в садик за плохое поведение.
 Лучший возраст для спокойной адаптации при всей необходимой подготовке – четыре года. В это время ребенок начинает стремиться в «неизвестные дали», проявляет интерес к незнакомым людям и испытывает потребность в собственном друге. Он уже в состоянии понять просьбы: «Подожди», «Пойми, у меня важные дела», «Жди всего два часа, я обязательно приду». Но это при условии, если вы всегда держите слово, и малыш привык доверять вам.
Но в большинстве случаев мамы, выходя на работу, вынуждены отдавать детей в детский сад к 2-3 годам. Поэтому определенных проблем, трудностей и последствий не избежать.
Знакомство с детским садом должно проводиться поэтапно. В этом случае адаптация ребенка пройдет мягко, и вы избежите психосоматических последствий этого сложного для него процесса.
1. Первый шаг на территорию детского сада. За несколько дней начните разговор с малышом, подготовьте его к приходу в группу. Важен ваш настрой и позитивное эмоциональное отношение к первой встрече с новыми людьми. На вечерней прогулке предложите ребенку заглянуть в детский сад, погулять на участке. Помните – ребенок смотрит на окружающее через призму восприятия мамы, оценивает происходящее вокруг ее мерками. Ведите себя так, будто пришли в гости к хорошо знакомому симпатичному человеку. Воспитатель пригласит погулять вместе на участке. Не отвлекайте внимание ребенка на окружение (особенно на детей). Он все равно это не видит, а большое количество ребятишек даже пугает его. Первый приход в детский сад – яркое событие для него на уровне импринтинга (запечатления), которое многое определит в дальнейшем ходе адаптационного периода.
Пока малыш осматривается, маме не стоит прижимать его к себе. Если воспитатель затеял что-то с детьми, не настаивайте, чтобы ребенок сразу включился в это, наблюдайте, остановитесь неподалеку. Избегайте любых негативных эмоций в нем и любых оценок с вашей стороны. Пусть поведение малыша будет максимально естественным. Уходя с территории участка, попрощайтесь с воспитателем, не принуждая ребенка к тому же, пообещайте прийти в гости еще. Теперь есть что вспомнить сами, о чем рассказать папе. Через несколько таких прогулок вы заметите сдвиги в поведении ребенка. Возможно, он улыбнется воспитателю, отзовется на предложение посмотреть что-то интересное (недалеко от мамы). Устанавливая контакт с незнакомым взрослым на уровне эмоционального общения, малыш параллельно осваивает незнакомое для него пространство участка, начинает ориентироваться в нем.
2. Еще шажок – в группу. Теперь можно вводить ребенка в помещение игровой комнаты, в вечернее время прийти не на участок, а пораньше в группу.
На этом этапе особенно важно позитивное эмоциональное отношение воспитателя. Он приглашает вас войти, показывает шкафчик для ребенка.  Мама и ребенок входят в группу. Малыша может пугать огромная площадь игровой комнаты. Присядьте вдвоем на стульчики недалеко от двери. Ребенок осматривается, взрослые могут поговорить о том, что находится в группе, давая мебели и игрушкам только положительную оценку. Вскоре все выходят на прогулку. Мама может помочь воспитателю одевать других детей.
Находясь в группе, каждый день радуйтесь тому, что происходит вокруг, отмечайте то, что понравилось. Если ребенок попросит пойти домой, не задерживайте его. Ему достаточно тех впечатлений, которые он получил. Дома во время вечерних разговоров старайтесь создавать положительный образ воспитателя. Интересуйте ребенка, привлекайте к исследованию кухонного уголка, шкафчика с игрушками и т.д. Малыш незаметно для себя начнет осваивать территорию группы сначала с вашей помощью, потом с помощью воспитателя. Ходите по группе близко от малыша, но старайтесь не держать его за руку. Постепенно в круг знакомых начинают вводиться и дети (можно предложить помочь кому-то из детей, называть по именам тех, кого запомнили).
Постепенно познакомьте ребенка с туалетной комнатой и спальней. Расскажите, что у него здесь есть свой горшочек , полотенце.
3. Первые самостоятельные решения. В день, когда с утра воспитатель будет проводить занятие, особенно интересное для малыша (лепка, поделка, кукольный театр), сообщите, что вам разрешили прийти с утра. Несколько дней приходите вместе. Старайтесь дома говорить с папой и близкими о радостных моментах, новостях, которые происходят в садике. Если ребенок участвует в таких беседах, эмоционально откликается, если с утра торопит маму в садик, его поведение показывает, что он перешагнул на третью ступеньку общения, и мама может оставить свое дитя на попечение воспитателя до обеда.
4. Первые часы без мамы. С вечера мама озабоченно рассказывает, что у нее много неотложных дел и просит малыша помочь ей – остаться с воспитателем на некоторое время. Если ребенок сильно настораживается, лучше подождать еще немного.
С утра вы договариваетесь с малышом, что после прогулки он сразу же уйдет домой. Воспитатель может попросить его быть помощником. Такую схему задействуйте несколько дней. Самое главное – не обмануть ожидания малыша. Конечно, иногда у него начинает появляться сопротивление. Но и в детском саду завязываются первые контакты с детьми, первые симпатии.
5. Терпение и еще раз терпение.  Итак, сделано многое – ребенок установил эмоциональный контакт с воспитателем, обжил территорию участка и игровой комнаты, ориентируется в подсобных помещениях. И все равно испытывает страдания в отрыве от мамы. Идет ломка стереотипов в представлении ребенка. Такая ситуация повторится и в первые школьные дни. Мама помогает ему справиться с эмоциональными трудностями.
В этот период старайтесь, чтобы ребенок спокойно, без напряжения завтракал и обедал дома. Энергетическая и эмоциональная поддержка необходима детскому организму. Три часа, проведенные в детском саду, сказываются на самочувствии ребенка. Он может быть плаксивым, просится на руки, как будто хочет проверить, любят ли его, может потерять аппетит. В этот нелегкий период нужно быть особенно терпеливым и внимательным к малышу. Благодарить его, что он помогает маме, восхищаться его умением дружить с ребятами, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать, обнимать.
Следует создать дома щадящий режим: укладывать пораньше, дольше находиться с ним в момент засыпания, предлагать любимую пищу. В этот трудный период дети ведут себя по-разному. Одни бунтуют, цепляются за маму, плачут. Другие молча забиваются в угол, отказываются контактировать с взрослым. Если у ребенка истерика, необходимо постараться обнять его и посидеть с ним, молча, без уговоров некоторое время. Упрекать малыша в чем-то, ругать не имеет смысла, и все это только ухудшит его эмоциональное состояние. Помните: чем более спокойным, уравновешенным будет ваше состояние, тем легче будет вашему ребенку перестроиться. Когда он успокоится, пообещайте, что придете за ним вовремя. Затягивать момент расставания бесполезно. Часто бывает так, что как только дверь за мамой закрывается, малыш начинает успокаиваться.
При встрече спокойно говорите с ним, поблагодарите воспитателя за интересно проведенное время, рассказывайте дома только хорошее. Любое эмоционально трудное состояние ребенка необходимо «активно слушать» - называть его эмоции в утвердительной форме, выражая понимание и поддержку. Игнорирование чувств малыша отдаляет вас друг от друга. Наберитесь терпения: скоро утренний плач прекратиться.
6. Обед без мамы. Следующая ступень – приучить ребенка обедать в детском саду. Можно пока не завтракать в группе, приводить малыша к началу занятий. Всем вместе интересно заниматься, играть, идти на прогулку. Проголодавшись, он может, незаметно для себя, сесть за стол и пообедать. Если он все-таки пока не может есть, скорее всего напряжение не спало, заставлять не стоит.
Очень важно в этот период, чтобы ребенок днем спал дома, в спокойной обстановке.. Только сон способен восстанавливать силы организма, работоспособность нервных клеток, бережет от переутомления. Длительный сон и еда в домашней обстановке – все это поможет организму справиться с перегрузками, а малышу – не заболеть. Нервную систему нужно оберегать с малых лет.
Не спешите сократить адаптационный период. Эмоциональная сфера ребенка еще длительное время будет подвержена жестким испытаниям. Один из ярких показателей – мокрые штанишки у ребенка даже после трех лет. В непривычной обстановке ему сложно расслабиться в туалетной комнате. Вернувшись в привычную обстановку групповой комнаты, он облегченно вздохнул и… Оставьте этот инцидент без внимания, но сделайте вывод: не торопиться.
7. Сон в условиях детского сада. Это последняя ступенька в адаптационном процессе. Воспитатель показывает спальную комнату, «дарит» кроватку малышу. При укладывании предлагает: «Просто полежи, пусть отдохнут твои ручки и ножки, они набегались, наигрались, устали». Чтение перед сном спокойным, немного монотонным голосом всем детям помогает уснуть. Как правило, первое время, малыш спит недолго. Желательно, чтобы воспитатель был недалеко при просыпании и мог успокоить.
Постепенно ребенок входит в режим дневного сна в детском саду. Характер ночного сна определяет при этом точную картину состояния малыша. Если он просыпается по ночам, вскрикивает, ищет маму, значит, адаптационный период еще продолжается.
 
Показателями окончания адаптационного периода являются:
·         Спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
·         Уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослого, общение с ним по собственной инициативе.
·         Общение со сверстниками, отсутствие значительных конфликтов;
·         Желание есть самостоятельно;
·         Спокойный дневной сон;
·         Спокойный ночной сон.
Теперь можно подумать о своих делах и интересах, дорогие родители!