МБУДО «Центр внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420137, РТ, г. Казань, ул. Гаврилова, д.50 |
Телефон: | +7(843)-520-32-25;+7(843)-556-62-85 |
E-Mail: | cvr_eco@mail.ru vrn.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБУДО "ЦВР" Ново-Савиновского района г. Казани |
Тип УДО: | Многопрофильные |
Руководитель: | Салимова Альфия Ильбрусовна |
Год основания учреждения: | 1992 |
У нас учатся: | 3118 |
У нас учат: | 90 |
Структура программы ПДО
Рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Название программы – ее визитная карточка. Оно должно быть коротким, емким, а главное отражающим содержание программы.
На титульном листе программы должны быть указаны :
- наименование образовательной организации;
- дата, номер протокола заседания методического объединения, рассмотревшего программу;
- дата, номер протокола заседания Методического совета, утвердившего программу к реализации;
- гриф утверждения программы (с указанием даты, подписью приказа директора организации дополнительного образования);
- название программы;
- возраст обучающихся;
- срок реализации;
- ФИО педагога
- Учебный год
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Педагог ежегодно представляет обновленный, доработанный вариант программы на весь срок обучения.
Обычно структура программы выглядит следующим образом:
1. Пояснительная записка.
2. Учебно- тематический план.
3. Содержание программы.
4. Методическое обеспечение
5. Литература.
6. Дополнительные элементы программы (методики проведения промежуточной и итоговой аттестации, план воспитательной работы по предмету, приложения, рецензии).
1.Пояснительная записка
В пояснительной записке должны быть отражены нормативные документы, на которых основана программа.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «_____» составлена на основании Образовательной программы «Центра внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
(Убрать все ссылки на образовательные программы школы, ФГОС, элективные курсы)
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы. Необходимо дать вводную характеристику предмета. Основание необходимости разработки и внедрения курса. Раскрыть ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа, ключевые понятия, важнейшие законы, которыми оперирует программа.
Указать:
- направленность программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
- тип программы – модифицированная со ссылкой на программы, которые использовались, но не в рамках общего образования; авторская (если заняла место на конкурсе).
- актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;
- отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;
- адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;
- объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, продолжительность программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения); Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Расчет ведется исходя из 36 учебных недель, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
рекомендуется отразить:
- формы обучения (очная, очно - заочная или заочная формы) по дополнительной общеобразовательной программе;
- формы проведения занятий (аудиторные, внеаудиторные (самостоятельные) занятия),
- формы организации занятий (всем составом объединения, в группах или индивидуально);
- формы аудиторных занятий - (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);
Формулируются цели и задачи программы.
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», к которому надо стремиться, к которому будут направлены все усилия педагога и детей.
Цель должна быть чётко сформулирована, реальна, достижима. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач – путей достижения цели. Что нужно сделать, чтобы достичь цель?
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Определяются прогнозируемые результаты.
В этой части необходимо сформулировать:
- учебные компетенции, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;
- личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.
Способы определения результативности
В данном подразделе необходимо указать формы проведения итоговой и промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом Центра.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы. Должно быть оговорено что, и какие данные будут собираться для оценки выполнения каждой задачи программы, как эти данные будут использоваться, оцениваться и анализироваться. Определить критерии оценки результатов по каждому году обучения.
Перечисляются оценочные материалы, которые прикладываются к программе (пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов).
2.Учебно-тематический план (не поурочный план)
Следующий шаг – составление проекта тематического плана, который раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них. Педагогу представляется право самостоятельно распределять часы по разделам и темам в пределах установленного времени.
Должен быть составлен на весь период обучения, оформлен в таблице. УТП определяет количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия (может включать формы работы и контроля).
№ п/п |
Тема занятия, раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год.
При нагрузке 4 часа в неделю на группу – в год 144 часа.
3. Содержание программы.
Содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов.
Содержание программы– реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно-тематическим планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.
Первая тема – вводное занятие: включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.
Содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
Содержание программ должно базироваться на достижениях науки, культуры и учитывать возраст и уровень развития детей. В содержании должно прослеживаться изменение и усложнение программы по годам обучения.
Содержание как и темы учебно-тематического плана должны быть за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
4.Методическое обеспечение.
Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:
- особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;
- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;
- формы организации учебного занятия - например: лекции, беседы, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.
- используемые педагогические технологии
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения и др.
- материально - техническое оснащение занятий.(оборудование и материалы, требования к помещению и др.)
7.Литература
Приводится список рекомендуемой и используемой литературы для педагога и детей (два списка). Указывается: Ф.И.О. автора, название, место, год издания.
В литературу не включаются учебники, используемые в общем образовании.
8.Приложения
В этот раздел в обязательном порядке прикладывается пакет диагностических методик для проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Могут быть включены правила техники безопасности, различные нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты, план методической работы педагога, план воспитательной работы в группе и т. д.