• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №35» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Түбән Кама муниципаль районының «35нче лицей» муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423584, г. Нижнекамск, ул. Бызова, д. 10Б
Телефон: +7(855)-536-87-30
E-Mail: licey35.nk@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Лицей №35" НМР РТ
Руководитель: Петрунина Назиля Расимовна
Год основания учреждения: 1987
У нас учатся: 882 обучающихся, из них иностранных граждан 0
У нас учат: 51 педагог; язык обучения: русский

Новости

Международный день школьных библиотек

Опубликовано: 12.10.2012

 

                       Библиотека: Вчера.  Сегодня.  Завтра.

 

      4-й понедельник октября считается Международным днем школьных библиотек и  отмечается  во всем мире  уже  в течение 11 лет.

 

        Когда мы говорим «библиотека», перед глазами возникают стеллажи с книгами, красочно оформленные книжные выставки и море литературы.

 

         Библиотека – это не только книгохранилище, это целый мир, открытый каждому, кто любит книгу.

 

             Роль книги и чтения огромны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень.

 

        Далеко не последнюю роль в формировании общей культуры   детей и юношества  играет школьная библиотека. В сегодняшних непростых условиях школьная библиотека - это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся. Школьная библиотека всегда рядом. А как же все начиналось?

 

           Вспомним историю:

 

      Первые школьные библиотеки появились еще в Древней Руси. Созданные святой Ефросиньей библиотеки были одновременно и школами. Умению читать, писать, рассказывать наизусть она обучала именно в своей личной библиотеке.

 

        И  в России, и в Западной Европе 17-18в. слияние обязанностей библиотекаря и учителя считалось естественным.

 

         В 18в, когда в России начали возникать светские библиотеки, выдающийся деятель Петровской эпохи Федор Степанович Салтыков выдвинул  идею создания специальных – учебных – библиотек. Библиотека  и  школа стали самостоятельными общественными  институтами.                                                                                                                                 Но библиотека  продолжала оставаться неотъемлемой  составной частью учебных заведений.

 

 

 

 

 

«Библиотека и была и будет

 

Священный храм живых печатных слов.

 

В ее жрецах ходил и юный Бунин

 

И целых тридцать лет – мудрец Крылов».

 

 

 

         А знаете ли вы, что  многие великие люди были библиотекарями?

 

         С 1812г. Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем  в петербургской  Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе – ведь его окружали книги – спутники всей его жизни. 30 лет жизни Крылова связаны с Публичной библиотекой.

 

         Михаил Николаевич Загоскин – известный рус. писатель  несколько лет был связан с Императорской публичной библиотекой. Работал помощником библиотекаря  в русском отделе с И. Крыловым.

 

       Владимир Одоевский - писатель, философ, композитор, изобретатель. Он проработал более 15 лет  помощником директора Румянцевского  музея, который с 1818 г. преобразован в Публичную библиотеку.

 

        Владимир Васильевич Стасов - выдающийся искусствовед, художественный  и  музыкальный критик.  Более 50 лет он работал в Публичной библиотеке в С-Пб.

 

         В течение 12 лет библиотекарем  Казанского университета был великий математик Николай Иванович Лобачевский. Он имел обыкновение ставить свою библиотекарскую должность выше ректорской и подписывал документы « библиотекарь и ректор  Казанского университета».            

 

           Антон Антонович Дельвиг – поэт, друг А. Пушкина.     Окончив                      Царскосельский  лицей, он служил  в разных ведомствах,  а потом стал помощником библиотекаря  в Императорской публичной библиотеке.

 

         Какой же она была,  лицейская библиотека времен Пушкина?      

 

         В лицее была собственная библиотека, которая начала формироваться еще до появления в его стенах первых воспитанников. Были выписаны периодические издания, из которых было 7 отечественных, а также 8 иностранных.  Книги приобретались ежемесячно.

 

         Первым библиотекарем лицея был назначен молодой гувернер  - барон Александр Федорович фон - дер Остен – Сакен.  Именно барон, получив  шкафы и книги из библиотеки Царскосельского Дворца, занимался их расстановкой, вел работу по составлению каталогов.

 

      В течение 11 лет библиотекарем лицея являлся статский советник  Генрих Шульц. Возможно, именно ему принадлежала идея снабдить книги специальным напоминанием, обращенным к лицеистам, т.к.  увы, элитарный характер отбора учащихся не спасал от небрежного отношения к библиотечной литературе.   Поэтому на первый форзац книг вклеивались листы с текстом, озаглавленным «Убедительная просьба книги”:                  

 

«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками; мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не исчеркивайте меня пером и карандашом - это так некрасиво.

 

Не ставьте на меня локтей, когда читаете, и не кладите меня раскрытой на стол лицом вниз, ибо вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не забывайте, что после того, как вы меня прочитали, мне придется побывать у других читателей.

 

 Заворачивайте меня в бумагу в сырую погоду, потому что  такая погода мне вредна. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми».

 

          За окном ХХ1 век.  Информационный поток стремительно растет.  Мир свободно использует видеоинформацию, электронные каталоги. Многотомные  издания  заменили  компактдиски,   поиск информации осуществляется в считанные минуты.

 

         Постепенно и школьная библиотека становится информационным центром. Фонд печатных изданий пополняют медиатеки.

 

 Сегодня здесь не только выдаются учебники и художественная литература, но  и ведется большая работа по                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         -ведению справочно-библиографического аппарата,  справочно-информационному обслуживанию учащихся  и педагогов,   воспитанию    у юных читателей навыков независимого библиотечного пользователя.

 

         А что будет завтра? Нужна ли нам библиотека, когда так много можно увидеть по телевизору, найти в Интернете? Есть ли будущее у библиотек в цифровую эпоху?

 

 Уверенный ответ – есть!  Весь вопрос в  том - какое именно.

 

          Все зависит от того, что мы понимаем под библиотекой. Нужно помнить, что библиотека – это не просто устройство, это система отношений между книгой, человеком, между живыми людьми.

 

         Несмотря на то, что уже в ближайшие годы человечество могло бы перейти  от бумажных  книг к  цифровым, оно не стремится к этому,     т.к.  оцифрованность  восприятия мира имеет шансы привести к сравнительно быстрому угасанию разума и, в конечном счете,             гибели цивилизации.

 

       Наверное, со временем  оцифруют все печатные



К списку новостей