МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с заболеваниями органов дыхания №7» НМР РТ
Визитная карточка
Адрес: | 423357, Республики Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул. Юности, 6 А |
Телефон: | +7(855)-543-19-45 |
E-Mail: | det.sad7@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с заболеваниями органов дыхания №7» НМР РТ |
Руководитель: | Дорофеева Анфиса Фаизовна |
Год основания учреждения: | 1967 |
У нас учатся: | 181 |
У нас учат: | 20 |
Адаптация ребенка к детскому саду
Адаптация ребёнка к ДОУ: новые подходы
Кризис, катастрофа, шок – так называют период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого всё начинается. Родители и ДОУ мечтают о том, чтобы это пространство стало пространством Счастливого Детства.
Одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. И меры по предоставлению матери возможности находиться дома с малышом до трёх лет эту проблему не решают. Медики уверены, что именно в трёхлетнем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребёнка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши уже более осознанно переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями. Появился даже термин «адаптационная болезнь» – некоторые дети так тяжело переносят адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их на время из детского сада, с тем, чтобы по мере созревания адаптационных механизмов они могли бы уже «на новом витке» вернуться в ДОУ.
Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, установили следующее.
v У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчётливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
v Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.
v Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения.
v Дети теряют часть приобретённых ранее навыков.
v Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
v Происходит задержка темпов нервно- психического развития.
v Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.
v У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.
Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей.
К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьёзно, как к чему-то само собой разумеющемуся: «Ничего, переплачет». Некоторые папы и мамы связывают проявление адаптационного стресса с плохой работой воспитателей. На самом деле характер адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Многочисленными исследованиями показано, что сложности в адаптации у детей раннего возраста возникают из-за резкого насильственного отрыва их от матери. Что же делать для изменения ситуации? Помимо разработанных специалистами рекомендаций, нужно организовывать специальные группы адаптации (кратковременного пребывания), в которых дети могли бы находиться вместе с родителями.
В результате многолетних наблюдений и общения с родителями установлено, что 48 % современных родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложной адаптации для здоровья и психики ребёнка, поэтому стремятся как можно быстрее отдать малыша в детский сад. Следовательно, обязанность эффективной организации адаптационного периода ложится на плечи специалистов департаментов образования и руководителей ДОУ. Ведь именно от них зависит, буде ли регулярное посещение групп адаптации родителями с детьми обязательным условием зачисления ребёнка в детский сад. Если да, то с семьями заключается договор, в котором указывается, что пребывание в группах адаптации и проведение всех мероприятий по подготовке ребёнка к посещению детского сада являются необходимым условием сохранения его здоровья и полноценного развития и что родителям необходимо выполнять их неукоснительно.
Группы адаптации комплектуются за один, два или три месяца до поступления детей в ДОУ. При этом наиболее полезно для ребёнка сразу же по окончании адаптационного периода начать посещать ДОУ. Например, в течение сентября малыш находится в группе адаптации, а с октября переходит на регулярное пребывание в детском саду. Посещение групп адаптации оплачивается родителями как дополнительная услуга. В работе этих групп обязательно участвуют те воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель и др.), которые будут впоследствии работать с детьми. Для посещения групп адаптации родители обязаны оформить обменную карту и в случае болезни ребёнка получить справку от врача.
Работа с родителями в группах адаптации должна быть направлена на укрепление здоровья ребёнка. Очень важно объяснить им, что ещё за 1 – 2 месяца до посещения детского сада надо оздоровить малыша: пройти осмотр у врачей-специалистов – невропатолога, хирурга, отоларинголога, сделать необходимые анализы. Если окажется, что ребёнок страдает тем или иным заболеванием, в детский сад его можно отправить только после прохождения курса лечения под контролем участкового врача.
С наступлением весеннего тепла родителям надо больше бывать на свежем воздухе, постоянно проводить массаж, гимнастику, закаливающие процедуры.
В рацион питания здорового малыша должны быть включены фрукты, овощи и ягоды (из овощей – зелёный горошек, петрушка, капуста, свекла, кабачки, морковь, помидоры; из ягод – смородина, черника, земляника, вишня; из фруктов – яблоки, груши, гранаты), растительное масло (1 – 2 ч. ложки в день), вместо воды лучше поить настоем шиповника.
Надо объяснить родителям, что если у ребёнка плохой аппетит, то нельзя кормить малыша насильно. Вместо сливочного масла один раз в день можно предложить сливки (1 чайную ложку). На ужин лучше дать ребёнку не мясное, а легко-усваиваемое овощное, творожное или фруктовое блюдо.
Наблюдения показали, что на начальном этапе работы в группах адаптации наиболее эффективен метод, когда воспитатель непосредственно с малышами не контактирует, а лишь руководит действиями матерей с детьми. Подобная организация дела в значительной степени привлекательна для самих воспитателей, потому что работать с детьми под пристальными взглядами присутствующих матерей – тяжёлое испытание для педагога. Многие вначале отказались от работы в группах адаптации, но поняв преимущества нового подхода, когда воспитатель только даёт указания, а мамы действуют со своими детьми в соответствии с этими указаниями, стали охотно участвовать в этой работе. В группах адаптации нужно использовать как непосредственное общение с родителями, так и различного рода памятки, рекомендации в письменном виде.
Но даже регулярное посещение групп адаптации ребёнком вместе с матерью не освобождает родителей, медицинских работников и педагогов от заботы о том, как будет проходить адаптация непосредственно при поступлении ребёнка в детский сад. Врач и учёный Лидия Голубева считает, что именно в этот период медицинский персонал должен принимать активное участие в работе с родителями и педагогами групп и решать ряд задач.
- Приём ребёнка проводят в присутствии родителей врач-педиатр и педагог. При первичном осмотре малыша в дошкольном учреждении собираются дополнительные сведения по анамнезу его жизни, состоянию здоровья и поведению, а так же назначаются дополнительные мероприятия на период адаптации. Всего этого не требовалось бы, если бы участковый врач достаточно полно приводил соответствующие сведения в выписке из истории развития ребёнка либо если бы во всех поликлиниках имелся компьютерный банк данных.
- В первые дни рекомендуется:
v чаще предлагать детям тёплое питьё;
v освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее чем на 1 месяц); в настоящее время, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в детский сад дети без прививок не принимаются;
v по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребёнка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ);
v использовать музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребёнка;
v научить матерей делать своим детям расслабляющий массаж;
v организовать применение лейкоцитарного интерферона путём закапывания в нос, распыления или в виде мази (интерферон вводится 2 раза в неделю с интервалом в 2 – 3 дня, 1 ампула препарата рассчитана на 1 приём);
v Назначать детям комплекс витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы ( липоевая кислота, пантотенат кальция, оротат калия, витамины Е и В2, элеутерококк, глютаминовая кислота).
После того как малыши закончат посещении группы адаптации, родители, педагоги должны соблюдать правила ведения ребёнка находящегося уже в группе детского сада:
v укороченное время пребывания в дошкольном учреждении (оно увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребёнка, на 1 - часа в день);
v сохранение привычных для малыша воспитательных приёмов (кормления, укладывания на сон и т.д.), причём, чем младше ребёнок, тем это более необходимо;
v организация бодрствования вновь поступивших детей с учётом их индивидуальных желаний (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет, и т.д.);
v исключение специальных мер закаливания, обеспечение ребёнку теплового комфорта (рекомендовать вечером дома тёплые гидропроцедуры).
При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения ребёнка в течение 3 – 5 дней период острой адаптации считается законченным, и с ребёнком можно проводить оздоровительные и реабилитационные мероприятия. Родители также должны обеспечить малышу в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребёнком особенно ласковым.
Адаптация считается завершённой, если восстановлено всё, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.