• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с заболеваниями органов дыхания №7» НМР РТ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423357, Республики Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, ул. Юности, 6 А
Телефон: +7(855)-543-19-45
E-Mail: det.sad7@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с заболеваниями органов дыхания №7» НМР РТ
Руководитель: Дорофеева Анфиса Фаизовна
Год основания учреждения: 1967
У нас учатся: 181
У нас учат: 20

Адаптация ребенка к детскому саду

 Адаптация ребёнка  к  ДОУ: новые  подходы

     Кризис, катастрофа, шок – так  называют  период  поступления  ребёнка  в  дошкольное  учреждение. Адаптация  детей  к  ДОУ – пространство, с  которого  всё  начинается. Родители  и  ДОУ  мечтают  о  том, чтобы  это  пространство  стало  пространством  Счастливого  Детства.

     Одной  из  причин  катастрофического  ухудшения  здоровья  современных  детей  врачи  считают  сложность  адаптации  малышей к  детскому  саду. И  меры  по  предоставлению  матери  возможности  находиться  дома  с  малышом  до  трёх  лет  эту  проблему  не  решают. Медики  уверены, что  именно  в  трёхлетнем  возрасте  отрицательное  воздействие  адаптации  на  организм  ребёнка  усиливается: разлучаясь  с  матерью, малыши  уже  более  осознанно  переживают  «эмоциональный  стресс»  со  всеми  его  негативными  последствиями. Появился  даже  термин  «адаптационная  болезнь»  – некоторые  дети  так  тяжело  переносят  адаптационный  период, что  врачи  рекомендуют  родителям  забрать  их  на  время  из  детского  сада, с  тем, чтобы  по  мере  созревания  адаптационных  механизмов  они  могли  бы  уже  «на  новом  витке» вернуться  в  ДОУ.

     Специалисты  Академии  медицинских  наук, наблюдая  за  детьми  раннего  возраста  в  период  адаптации, установили  следующее.

v У детей  возникают  сдвиги  в  функциональном  состоянии  организма, сопровождающиеся  отчётливым  изменением  эмоционально-поведенческих  реакций  и  другими  клиническими  проявлениями.

v Отмечаются  реакции  «биологической  осторожности»  или  протеста, которые  выражаются  в  виде  плача, страха, агрессивных  действий  или  общей  заторможенности, негативизма.

v Социальные   контакты  и  речевая  активность  уменьшаются  вплоть  до  их  полного  исчезновения.

v Дети  теряют  часть  приобретённых  ранее  навыков.

v Резко  снижается  аппетит, нарушается  продолжительность  и  глубина  сна.

v Происходит  задержка  темпов  нервно- психического  развития.

v Соматические  изменения  проявляются  в  потере  массы  тела, побледнении  кожи, сухости  слизистых, похолодании  конечностей, учащении  пульса.

v У  часто  болеющих  детей  и  у  детей с  пограничными  состояниями  обнаруживаются  расстройства  в  виде  энуреза  (ночное  недержание  мочи), энкопреза  (недержание  кала), неустойчивости  стула, обострения  кожных  высыпаний.

     Степень  выраженности  указанных  выше  отклонений  зависит  от  состояния  здоровья  ребенка  и  его  индивидуальных  особенностей.

     К  сожалению, в  настоящее  время  педагоги  и родители  к  адаптации  детей  к  детскому  саду  относятся  недостаточно  серьёзно, как  к  чему-то  само  собой  разумеющемуся: «Ничего, переплачет». Некоторые  папы  и  мамы  связывают  проявление  адаптационного  стресса  с  плохой  работой  воспитателей. На  самом  деле  характер  адаптации  ребёнка  младшего  дошкольного  возраста  является  прогностическим  тестом  для  характеристики  динамики  состояния  его  здоровья  в  процессе  адаптации  не  только  к  детскому  саду, но  и  к  школе. Поэтому  решение  вопросов, связанных  с  сохранением  здоровья  детей  в  период  адаптации  к  детскому  саду, является  одной  из  первостепенных  задач, стоящих  перед  ДОУ и  родителями.

    Многочисленными  исследованиями  показано, что  сложности  в  адаптации  у  детей  раннего  возраста  возникают  из-за  резкого  насильственного  отрыва   их  от  матери. Что  же  делать  для  изменения  ситуации? Помимо  разработанных  специалистами  рекомендаций, нужно  организовывать  специальные  группы  адаптации  (кратковременного  пребывания), в  которых  дети  могли  бы  находиться  вместе  с  родителями.

     В  результате  многолетних  наблюдений  и  общения  с  родителями  установлено, что  48  % современных  родителей, имея  низкий  уровень  психолого-педагогической  культуры, не  понимают  опасности  сложной  адаптации  для  здоровья  и  психики  ребёнка, поэтому  стремятся  как  можно  быстрее  отдать малыша  в  детский сад. Следовательно, обязанность  эффективной  организации  адаптационного  периода  ложится  на  плечи  специалистов  департаментов  образования  и руководителей ДОУ. Ведь  именно  от  них  зависит, буде  ли  регулярное  посещение  групп  адаптации  родителями  с  детьми  обязательным  условием  зачисления  ребёнка  в  детский  сад. Если  да, то  с  семьями  заключается  договор, в  котором  указывается, что  пребывание  в  группах  адаптации  и  проведение  всех  мероприятий  по  подготовке  ребёнка  к  посещению  детского  сада  являются  необходимым условием  сохранения  его  здоровья  и  полноценного  развития  и  что  родителям  необходимо  выполнять  их  неукоснительно.

     Группы  адаптации  комплектуются  за  один, два  или  три  месяца  до  поступления  детей  в  ДОУ. При  этом  наиболее  полезно  для  ребёнка  сразу  же  по  окончании  адаптационного  периода  начать  посещать  ДОУ. Например, в  течение  сентября  малыш  находится  в  группе  адаптации, а  с  октября  переходит  на  регулярное  пребывание  в детском  саду. Посещение  групп  адаптации  оплачивается  родителями  как  дополнительная  услуга. В  работе  этих  групп  обязательно  участвуют  те  воспитатели  и  специалисты  (музыкальный  руководитель  и  др.), которые  будут  впоследствии  работать  с  детьми. Для  посещения  групп  адаптации  родители  обязаны  оформить  обменную карту  и  в  случае болезни  ребёнка  получить  справку  от  врача.

     Работа  с  родителями  в  группах  адаптации  должна  быть  направлена  на  укрепление  здоровья  ребёнка. Очень  важно  объяснить  им, что  ещё  за  1 – 2  месяца  до  посещения  детского  сада  надо  оздоровить  малыша: пройти  осмотр  у  врачей-специалистов – невропатолога, хирурга, отоларинголога, сделать  необходимые  анализы. Если  окажется, что  ребёнок  страдает  тем  или  иным  заболеванием, в  детский  сад  его  можно  отправить  только  после  прохождения  курса  лечения  под  контролем  участкового  врача.

     С  наступлением весеннего  тепла  родителям  надо  больше  бывать  на  свежем  воздухе, постоянно  проводить  массаж, гимнастику, закаливающие  процедуры.

     В  рацион  питания  здорового малыша должны  быть  включены  фрукты, овощи  и  ягоды   (из  овощей – зелёный  горошек, петрушка, капуста, свекла, кабачки, морковь, помидоры; из  ягод – смородина, черника, земляника, вишня; из  фруктов – яблоки, груши, гранаты), растительное  масло  (1 – 2  ч. ложки  в  день), вместо  воды  лучше  поить  настоем  шиповника.

     Надо  объяснить  родителям, что  если  у  ребёнка  плохой  аппетит, то  нельзя  кормить  малыша  насильно. Вместо  сливочного  масла  один  раз  в  день  можно  предложить  сливки  (1  чайную  ложку). На  ужин  лучше  дать  ребёнку  не  мясное, а  легко-усваиваемое  овощное, творожное  или  фруктовое  блюдо.

     Наблюдения  показали, что  на  начальном  этапе  работы  в  группах  адаптации  наиболее  эффективен  метод, когда  воспитатель  непосредственно  с  малышами  не  контактирует, а  лишь  руководит  действиями  матерей  с  детьми. Подобная  организация  дела  в  значительной  степени  привлекательна  для  самих  воспитателей, потому  что  работать  с  детьми  под  пристальными  взглядами  присутствующих  матерей – тяжёлое  испытание  для  педагога. Многие  вначале  отказались  от  работы  в  группах  адаптации, но  поняв  преимущества  нового  подхода, когда  воспитатель  только  даёт  указания, а  мамы  действуют  со  своими  детьми  в  соответствии  с  этими  указаниями, стали  охотно  участвовать  в  этой  работе. В  группах  адаптации  нужно  использовать  как  непосредственное  общение  с  родителями, так  и  различного  рода  памятки, рекомендации  в  письменном  виде.

     Но  даже  регулярное  посещение  групп  адаптации  ребёнком  вместе  с  матерью  не  освобождает  родителей, медицинских работников  и  педагогов  от  заботы  о  том, как  будет  проходить  адаптация  непосредственно  при  поступлении  ребёнка  в  детский  сад. Врач  и  учёный  Лидия  Голубева  считает, что  именно  в  этот  период  медицинский  персонал  должен  принимать  активное  участие  в  работе  с родителями  и  педагогами  групп  и  решать  ряд  задач.

  1. Приём  ребёнка  проводят  в  присутствии  родителей  врач-педиатр  и  педагог. При  первичном  осмотре  малыша  в  дошкольном  учреждении  собираются  дополнительные  сведения  по  анамнезу  его  жизни, состоянию  здоровья  и  поведению, а  так  же  назначаются  дополнительные  мероприятия  на  период  адаптации. Всего  этого  не  требовалось  бы, если  бы  участковый  врач  достаточно  полно  приводил  соответствующие  сведения  в  выписке  из  истории  развития  ребёнка  либо  если  бы  во  всех  поликлиниках  имелся  компьютерный  банк  данных.
  2. В  первые  дни  рекомендуется:

v чаще  предлагать  детям  тёплое  питьё;

v освобождать  от  профилактических  прививок  до окончания  периода  адаптации  (не  менее  чем  на  1  месяц); в  настоящее  время, в  связи  с  неблагоприятной  эпидемиологической  ситуацией, в  детский  сад  дети  без  прививок  не  принимаются;

v по  возможности  не  производить  в  учреждении  травмирующих  медицинских  манипуляций, которые  могут  вызвать  отрицательные  реакции  у  ребёнка  (стричь  ногти, волосы, брать  кровь на  анализ);

v использовать  музыку  как  фактор, улучшающий  эмоциональное  состояние  и  самочувствие  ребёнка;

v научить  матерей  делать  своим  детям  расслабляющий  массаж;

v  организовать  применение  лейкоцитарного  интерферона  путём  закапывания в  нос, распыления  или  в  виде  мази (интерферон  вводится  2  раза  в  неделю  с интервалом  в  2 – 3  дня, 1  ампула  препарата  рассчитана  на  1  приём);

v Назначать детям  комплекс  витаминов  и  препаратов, регулирующих  метаболические  процессы  ( липоевая  кислота, пантотенат  кальция, оротат  калия, витамины  Е  и   В2, элеутерококк, глютаминовая  кислота).

     После  того  как  малыши  закончат  посещении  группы  адаптации, родители, педагоги  должны  соблюдать  правила  ведения  ребёнка  находящегося  уже  в  группе  детского  сада:

v укороченное  время  пребывания  в  дошкольном  учреждении  (оно  увеличивается  постепенно  в  зависимости  от  поведения  ребёнка, на 1 -   часа  в день);

v сохранение  привычных  для  малыша  воспитательных  приёмов  (кормления, укладывания  на  сон  и  т.д.), причём, чем  младше  ребёнок, тем  это  более  необходимо;

v организация  бодрствования  вновь  поступивших  детей  с  учётом  их  индивидуальных  желаний  (играть  одному  или  с  другими  детьми, участвовать  в  занятиях  или  нет,  и  т.д.);

v исключение  специальных  мер  закаливания, обеспечение  ребёнку  теплового  комфорта  (рекомендовать  вечером  дома  тёплые  гидропроцедуры).

     При  положительной  оценке  всех  параметров  эмоционального  состояния  и  поведения  ребёнка  в  течение  3 – 5  дней  период  острой  адаптации  считается  законченным, и  с  ребёнком  можно  проводить  оздоровительные  и  реабилитационные  мероприятия. Родители  также  должны  обеспечить  малышу  в период  адаптации  щадящий  режим  (рациональное  питание, дневной  сон, более  продолжительное  время  пребывания  на  свежем  воздухе). Обстановка  в  семье  должна  быть  спокойной, обращение  родителей  с  ребёнком  особенно  ласковым.

     Адаптация  считается  завершённой, если  восстановлено  всё, что  было  нарушено  с  переходом  от  домашнего  воспитания  к  общественному. Последним, как  правило, восстанавливается  контакт  с  детьми.