• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №66" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423582, Республики Татарстан, Нижнекамский район, г. Нижнекамск, пр.Химиков, 93А
Телефон: +7(855)-539-00-53
E-Mail: dc-66@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №66" НМР РТ
Руководитель: Заянова Венера Ханифовна
Год основания учреждения: 1986
У нас учатся: 227
У нас учат: 20

Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников

 «Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников»

 

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От тог как будет воспитан дошкольник в нравственно – волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но  формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Наблюдения показывают, что многим родителям свойственно недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Как часто мы видим в раздевалка ребенка, вольготно сидящего на диванчике, а бабушку – стоящей перед ним на коленях и одевающую ненаглядное дитя. А этому ребенку уже 6 лет. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду. В присутствии  родителей становятся  беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Постоянные нравоучения и опека родителей наталкивает ребенка на простое решение проблемы – что делай, что не делай – все равно будут ругать и учить: проще ничего не делать вообще. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи,  характерны атмосфера родственных эмоциональных связей. Насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Очень часто мы слышим от детей вопрос: «Ты меня любишь?». Для малыша жизненно важно услышать в ответ: «Да, очень люблю!». Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишённый  этого чувства. Позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослым, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должно фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

         Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо  желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

         Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

         Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. «Я сам!» взрослый слышит уже в полтора – два года жизни ребенка. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи,  не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает,  что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработка настойчивости, повышает самооценку. Очень часто в раздевалке ребенок уже умеющий застегивать пуговицы помогает застегивать пуговицы другу. Похвала сверстников и сам факт обращения за помощью способствуют большей уверенности ребенка в себе, повышают статус ребенка в детском сообществе.

         Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно – волевых качеств, как самостоятельность, повышения самооценки  и настойчивость.

         Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка – дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно – бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно – волевое развитие.

 Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

         Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

 В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными и нравственными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Задача педагогов и родителей  - помочь ребенку стать таким человеком.

 

 

Использованная литература:

 

1.      «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Москва 1996г.

2.      «Нравственное воспитание в детском саду» В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. Москва 1978г.

3.      «Дошкольная педагогика» С.А. Козлов, Т.А. Куликова Москва 2000г.

4.      «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцакова, Москва 2007г.

5.      «Нравственное воспитание дошкольников в семье» Т.М. Татаренко Киев 1985г.

 

 Подготовила педагог-психолог Ибрагимова Л.Х.