Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №50" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 423579, Республика Татарстан, город Нижнекамск, проспект Вахитова, 6 |
Телефон: | +7(855)-541-24-94 |
E-Mail: | mbdou5083@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №50" НМР РТ |
Руководитель: | Марданшина Миляуша Хабибулловна |
Год основания учреждения: | 1983 |
У нас учатся: | 142 |
У нас учат: | 11 |
Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации ФЗ №273 "Об образовании в РФ" и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
ББК 74.104 М54
Согасовано с Министерством образования и науки РТ
Печатается по решению редакционно-издателъского совета ГАОУДПО ИРО РТ
Руководители проекта:
Р.Г. Хамитов, ректор ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук, доцент Л.Ф. Салихова, проректор по учебно-методической работе ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук
Научный редактор:
В.И. Пискарев, заведующий отделом стратегии и программ развития образования ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. ист. наук
Составители:
С.Н. Башинова, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. психол. наук
Р.И. Латыпова, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук
Г.Х. Манюрова, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук
Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / сост. С.Н. Башинова, Р.И. Латыпова, Г.Х. Манюрова. - Казань: ИРО РТ, 2014. - 27 с.
Методические рекомендации являются сопровождением содержания управленческой и психолого-педагогической деятельности дошкольной организации в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Данные рекомендации помогут руководителям в разработке нормативно-правовой базы и основной образовательной программы дошкольной организации.
© ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2014
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установив некоторые абсолютно новые правовые нормы в сфере образования. Это влечет за собой необходимость приведениюя локальных нормативных актов образовательных организаций в соответствие с этим законом.
Алгоритм деятельности руководителя дошкольной образовательной организации по реализации ФЗ №273
«Об образовании в Российской Федерации»
1. Рассмотреть основные направления реализации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
Изучить структуру, основные новеллы Федерального закона, общие вопросы построения системы образования в Российской Федерации, виды и уровни образования, типы образовательных организаций, формы получения образования и обучения, особенности правового статуса образовательных организаций, педагогических и научно-педагогических работников, обучающихся, общие вопросы государственного управления в сфере образования. Познакомится с материалами по сравнительному анализу Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Изучить компетенции, полномочия в сфере образования в соответствии с Федеральным законом (функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их учредителей).
3. Определить перечень локальных нормативных актов и систематизировать локальную нормативно-правовую базу образовательной организации в соответствии с Федеральным законом.
4. Определить порядок разработки, оформления и принятия локальных нормативных актов в образовательной организации с целью их приведения в соответствие с Федеральным законом (в том числе с принимаемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актам регионального и федерального уровней).
Руководителю образовательной организации необходимо осуществить определенные организационные действия, в частности:
- ознакомится с технологией разработки локальных нормативных актов образовательной организации;
- внести изменения в устав образовательной организации и привести в соответствие с законодательством иные локальные нормативные акты, действующие на момент введения нового Федерального закона;
- разработать новые локальные нормативные акты в соответствии с Федеральным законом;
- внести изменения в трудовые договоры с работниками, переоформить лицензии и свидетельства о государственной аккредитации;
- принять и утвердить измененные и новые локальные нормативные акты в соответствии с Федеральным законом.
5. Выстроить алгоритм мероприятий с участниками образовательных отношений по реализации Федерального закона.
Необходимо осуществить определенные организационные действия, в частности:
- проинформировать родителей (законных представителей), педагогических работников, обучающихся об основных нововведениях, предусмотренных Федеральным законом (проведение родительских собраний, педсоветов и т.д.);
- провести процедуры обсуждения и согласования измененных и новых локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом.
6. Обратиться к информационным образовательным ресурсам регионального и федерального уровней, посредством которых осуществляется консультирование управленческих работников системы образования по вопросам реализации Федерального закона.
В качестве таких ресурсов могут быть использованы:
- информационный портал «Реализация нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (http ://273-фз.рф);
- сайт «Образование России: новое правовое регулирование» (http://об-образовании.рф/);
- сайт Министерства образования и науки РФ (http:// минобрнауки.рф/).
7. Познакомиться с методами и инструментами внутреннего и внешнего мониторинга локальной нормативной базы образовательной организации измененной, в соответствии с Федеральным законом.
Технология разработки локальных нормативных актов организации в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»
Локальный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации, регулирующий внутриорганизационные отношения. Основным предназначением локального акта является детализация, конкретизация, дополнение, иногда восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации с учетом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.
Локальный акт должен воплощать в себе следующие признаки:
1. Само понятие локальности говорит о том, что локальный акт регулирует отношения только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом» (п. 1 ст. 30 ФЗ №273). Локальные акты не могут регулировать отношения, складывающиеся вне образовательной организации.
2. Локальный акт разрабатывается с учетом законов и подзаконных актов Российской Федерации, Республики Татарстан, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправления.
3. Локальный акт образовательной организации - это официальный правовой акт, письменный документ, который должен иметь все необходимые реквизиты: (наименование, дата издания, регистрационный номер (по необходимости), подпись уполномоченного лица, виды согласования (по необходимости), печать образовательной организации (по необходимости).
4. Для разработки и принятия локального акта необходимо привлекать всех субъектов образовательных отношений. «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)» (п. 3 ст. 30 ФЗ №273). Разграничение полномочий между участниками образовательных отношений определяется Уставом.
Локальные акты образовательной организации издаются (принимаются) в разных формах (постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать самые разные стороны жизни, деятельности образовательной организации.
Постановление - локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организации.
Приказ - локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) локальный акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательной организацией. Например, приказ о приеме на работу, приказ о зачислении воспитанников в образовательную организацию (индивидуальные локальные акты), приказы об утверждении правил внутреннего распорядка дошкольной организации. Как правило, приказами утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.
Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников, родителей воспитанников для реализации права на участие в управлении образовательной организацией. Например, решение педагогического совета, решение общего собрания.
Положение - локальный нормативный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения образовательной организации или основные правила (порядок, процедуру, регламент) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий.
Инструкция - локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности, безопасные приемы работы, правила ведения делопроизводства. Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания. Наиболее распространенные виды инструкций - должностные инструкции работников образовательной организации, инструкции по охране труда и технике безопасности, инструкция по ведению делопроизводства.
Правила - локальный нормативный акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка обучающихся.
Система локальных актов образовательной организации представляет собой часть системы права, действующей в конкретной образовательной организации, в связи с этим она должна отвечать определенным общепринятым правовым принципам. Соблюдение данных принципов является важным условием функционирования локальной правовой системы образовательной организации.
Первый принцип - принцип законности. Локальные нормативные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, Республики Татарстан, актам органов местного самоуправления.
Существуют следующие принципы разрешения коллизий:
- приоритет акта, изданного органом (уровнем власти), к компетенции которого относится данный вопрос (принцип разграничения полномочий);
- приоритет акта, изданного позднее. Если есть расхождение между нормативными правовыми актами, имеющими равную юридическую силу, то применяется акт, изданный позднее;
- приоритет специальной нормы перед общей нормой. Если расхождение имеется между общим и специальным актом в рамках одной отрасли законодательства и специальный акт не отменен изданным позднее общим актом, то применяется специальный акт.
Помимо соответствия законодательству, соблюдение законности при локальном правотворчестве означает, что локальный нормативный правовой акт должен разрабатываться и приниматься в пределах компетенции образовательной организации правомочным органом управления в виде, соответствующем содержанию акта.
Второй принцип - обоснованность. Образовательная организация должна разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (принятие которых обязательно в соответствии с законодательством). ФЗ №273 «Об образовании в РФ» содержит указания на обязательное наличие некоторых локальных нормативных актов в каждой образовательной организации. В образовательной организации недопустимо принимать и сохранять действие декларативных (необеспеченных ресурсами) и декоративных (скрывающих истинные отношения) актов и норм.
Следующий, третий, принцип локального правотворчества -демократизм. Локальный нормативный правовой акт дошкольной образовательной организации должен разрабатываться группой разработчиков, из числа представителей различных участников образовательных отношений, заинтересованных в его принятии, формироваться с учетом профессионализма и опыта кандидатов. Обсуждение проекта локального акта с участием возможно большего числа лиц, интересы которых он может затронуть, позволит выявить «болевые точки» и «узкие места».
Локальные нормативные правовые акты, принимаемые в образовательной организации, должны отвечать принципу системности. Данный принцип требует, чтобы локальный нормативный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательной организации, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий.
Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в образовательной организации локальных нормативных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически недействующие локальные акты. При принятии новых локальных нормативных актов нужно не допускать их противоречия принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий - своевременно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты.
Этапы разработки локальных нормативных актов
На первом этапе издания локальных нормативных актов выделяется стадия, которая связана с возникновением идеи локального акта, его общего замысла (концепции). Должны быть найдены аргументы, обосновывающие его издание (изменение). Для этого необходимо провести отбор, обобщение и анализ имеющейся информации и, прежде всего, норм, установленных законом и подзаконными актами федерального, регионального и муниципального уровней. При разработке концепции локального акта необходимо спрогнозировать последствия его применения в образовательной организации, оценить возможные риски.
В условиях вступления в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимость издания новых локальных правовых актов и внесения изменений в действующие определяется установленными в ст. 28 ФЗ №273 компетенциями образовательной организации, которые позволяют выделить следующие аспекты локального нормативного обеспечения на уровне образовательной организации:
- правовое оформление статуса образовательной организации, формирование структуры организации и органов управления (разработка и утверждение программы развития, правил внутреннего распорядка, трудового распорядка, прием воспитанников в образовательную организацию, проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания воспитанников);
- правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания или содержания образования, выбора учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, разработка и утверждение образовательных программ) и его методического сопровождения;
- правовое обеспечение финансово-экономической деятельности, материально-технического снабжения (предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования);
- правовое обеспечение безопасных условий обучения, воспитания и развития в образовательной организации (создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников образовательной организации);
- правовое оформление материально-технического обеспечения образовательной деятельности (материально -техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
- правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников);
- правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения);
- правовое регулирование социального взаимодействия (содействие деятельности общественных организаций, родителей (законных представителей) воспитанников, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет).
Для руководителя образовательной организации важно понимать, в каких локальных актах находит отражение исполнение компетенций образовательной организации.
Перечень необходимых локальных нормативных актов образовательной организации
1. Устав образовательной организации
2. Штатное расписание
3. Правила внутреннего трудового распорядка
4. Программа развития образовательной организации
5. Основная образовательная программа дошкольной организации
6. Должностные инструкции работников
7. Инструкции по охране труда и технике безопасности
8. План финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета
9. Положение об оплате труда работников образовательной организации
10. Положения об органах государственно-общественного управления и самоуправления
11. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
12. Положение о порядке формирования публичного отчета
13. Положения о структурных подразделениях
14. Положение о приеме в образовательную организацию
15. Положение о системе внутренней системы оценки качества образования
16. Положение об организации и проведении аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности
17. Годовой план работы организации на учебный год
18. Сетка занятий
19. Номенклатура дел образовательной организации
20. Порядок оказания платных услуг в образовательной организации
Иные документы образовательной организации
1. Договор с учредителем (учредителями)
2. Договор образовательной организации с родителями (законными представителями)
3. Трудовой договор с работником образовательной организации
4. Коллективный договор
Следующий этап издания локальных нормативных актов -подготовка проекта локального нормативного акта, когда определяется структура и создается текст документа. Структура локального нормативного акта должна соответствовать концепции (общему замыслу), а также обеспечивать достижение цели и решение задач издаваемого документа.
Проекты локальных нормативных актов, регулирующих отношения участников образовательных отношений (таких, как Правила внутреннего трудового распорядка) могут содержать преамбулу, в которой излагаются цели и причины издания локального нормативного акта, его значение для образовательной организации. Руководителю образовательной организации необходимо учитывать, что преамбула не должна содержать позиции, устанавливающие конкретные нормы, для этого отводится отдельный раздел в проекте, где излагаются нормы, регламентирующие деятельность участников образовательных отношений в образовательной организации.
В начале текста локального нормативного акта после преамбулы может быть определен перечень и толкование основных понятий и терминов, используемых в тексте проекта. Чаще всего определение содержания основных понятий и терминов используется только в тех случаях, когда они не определены в действующем законодательстве.
Структура и содержание локального нормативного акта проектируются в следующей последовательности:
1. Общие положения (определяется предмет, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений проекта действующему законодательству, уставу образовательной организации и др.). В локальном нормативном акте, издаваемом на основании или в развитие закона или подзаконного нормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, должны быть указаны пункт (статья) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием для издания акта образовательной организации.
2. Определение используемых в проекте понятий и терминов.
3. Основная часть. Содержит изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования.
4. Определение санкций за нарушение установленных норм (если это входит в компетенцию образовательной организации).
5. Порядок вступления акта в силу и способ опубликования (доведение до сведения заинтересованных лиц).
После разработки проекта локального нормативного акта он должен быть обязательно обсужден среди тех категорий участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает. Формы представления документов для обсуждения могут быть различными, например, размещение проекта локального акта на информационном стенде в месте, доступном для всеобщего обозрения, размещение проекта локального нормативного акта на сайте образовательной организации, направление проекта заинтересованным лицам, проведение соответствующего собрания с коллективным обсуждением проекта локального акта и т.д.
Обязательной процедурой может быть согласование проекта локального акта с органами власти и лицами, не участвующими в его разработке, но имеющими к разработанному проекту самое непосредственное отношение (например, органы, в ведении которых находятся финансы, имущество и т.д.). В случае согласования проекта локального акта на нем проставляется виза «согласовано».
В отдельных случаях должно быть в обязательном порядке учтено мотивированное мнение органа, представляющего работников образовательной организации (обычно это выборный профсоюзный орган). В частности, это мнение учитывается при принятии локального акта, содержащего нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ предусматривает принятие отдельных локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). Локальные нормативные акты, принятые без согласования с этим органом, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюза) установлен ст. 372 ТК РФ и заключается в следующем.
В предусмотренных Трудовым кодексом РФ случаях работодатель до утверждения локального нормативного акта направляет его проект и обоснование по нему в представительный орган работников (профсоюз). Этот орган должен в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения документов направить работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.
Если представительный орган работника (профсоюз) не согласен с проектом локального нормативного акта или хочет внести предложения по его улучшению, работодатель обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представительным органом работника (профсоюзом).
Все разногласия оформляются протоколом. Только после этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт. Вместе с тем представительный орган работника (профсоюз) может обжаловать его в государственную инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора. В ходе процедуры согласования проект акта может быть снова переработан.
Большинство локальных нормативных правовых актов образовательная организация принимает самостоятельно. Она принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном ее уставом (ст. 30 Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ). Процедура принятия определяется в уставе образовательного учреждения, но сам устав, принятый (одобренный), например, конференцией образовательного учреждения, утверждается ее учредителем. Принятый и (или) утвержденный акт должен содержать все необходимые реквизиты (подпись полномочного лица, дату и регистрационный номер и т.д.) в соответствии с правилами делопроизводства.
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе (ст. 12 ТК РФ).