• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №50" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423579, Республика Татарстан, город Нижнекамск, проспект Вахитова, 6
Телефон: +7(855)-541-24-94
E-Mail: mbdou5083@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №50" НМР РТ
Руководитель: Марданшина Миляуша Хабибулловна
Год основания учреждения: 1983
У нас учатся: 141
У нас учат: 14

Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации ФЗ №273 "Об образовании в РФ" и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 

ББК 74.104 М54

Согасовано с Министерством образования и науки РТ

Печатается по решению редакционно-издателъского совета ГАОУДПО ИРО РТ

Руководители проекта:

Р.Г. Хамитов, ректор ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук, доцент Л.Ф. Салихова, проректор по учебно-методической работе ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук

Научный редактор:

В.И. Пискарев, заведующий отделом стратегии и программ развития образования ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. ист. наук

Составители:

С.Н. Башинова, доцент кафедры дошкольного и начального образо­вания ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. психол. наук

Р.И. Латыпова, доцент кафедры дошкольного и начального образо­вания ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук

Г.Х. Манюрова, доцент кафедры дошкольного и начального образо­вания ГАОУ ДПО ИРО РТ, канд. пед. наук

Методические рекомендации для руководителей дошкольных образовательных организаций по реализации Федерального зако­на от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера­ции» и федерального государственного образовательного стандар­та дошкольного образования / сост. С.Н. Башинова, Р.И. Латыпова, Г.Х. Манюрова. - Казань: ИРО РТ, 2014. - 27 с.

Методические рекомендации являются сопровождением содержания управленческой и психолого-педагогической деятельности дошкольной организации в условиях реализации федеральных государственных обра­зовательных стандартов дошкольного образования. Данные рекомендации помогут руководителям в разработке нормативно-правовой базы и основ­ной образовательной программы дошкольной организации.

© ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2014

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установив некоторые абсолютно новые правовые нормы в сфере образования. Это влечет за собой необ­ходимость приведениюя локальных нормативных актов образова­тельных организаций в соответствие с этим законом.

Алгоритм деятельности руководителя дошкольной образовательной организации по реализации ФЗ №273

«Об образовании в Российской Федерации»

1.  Рассмотреть основные направления реализации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Изучить структуру, основные новеллы Федерального закона, общие вопросы построения системы образования в Российской Федерации, виды и уровни образования, типы образовательных организаций, формы получения образования и обучения, особен­ности правового статуса образовательных организаций, педагоги­ческих и научно-педагогических работников, обучающихся, об­щие вопросы государственного управления в сфере образования. Познакомится с материалами по сравнительному анализу Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и Федерального за­кона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде­рации».

2.  Изучить компетенции, полномочия в сфере образования в соответствии с Федеральным законом (функции организаций, осу­ществляющих образовательную деятельность, и их учредителей).

3.  Определить перечень локальных нормативных актов и си­стематизировать локальную нормативно-правовую базу образова­тельной организации в соответствии с Федеральным законом.

4.  Определить порядок разработки, оформления и принятия локальных нормативных актов в образовательной организации с целью их приведения в соответствие с Федеральным законом (в том числе с принимаемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актам регионального и федерального уровней).

Руководителю образовательной организации необходимо осу­ществить определенные организационные действия, в частности:

-    ознакомится с технологией разработки локальных норма­тивных актов образовательной организации;

-   внести изменения в устав образовательной организации и привести в соответствие с законодательством иные локальные нормативные акты, действующие на момент введения нового Фе­дерального закона;

-   разработать новые локальные нормативные акты в соот­ветствии с Федеральным законом;

-    внести изменения в трудовые договоры с работниками, пе­реоформить лицензии и свидетельства о государственной аккреди­тации;

-    принять и утвердить измененные и новые локальные нор­мативные акты в соответствии с Федеральным законом.

5.  Выстроить алгоритм мероприятий с участниками образо­вательных отношений по реализации Федерального закона.

Необходимо осуществить определенные  организационные действия, в частности:

-    проинформировать родителей (законных представителей), педагогических работников, обучающихся об основных нововве­дениях, предусмотренных Федеральным законом (проведение ро­дительских собраний, педсоветов и т.д.);

-   провести процедуры обсуждения и согласования изменен­ных и новых локальных нормативных актов в соответствии с Фе­деральным законом.

6.  Обратиться к информационным образовательным ресур­сам регионального и федерального уровней, посредством которых осуществляется консультирование управленческих работников си­стемы образования по вопросам реализации Федерального закона.

В качестве таких ресурсов могут быть использованы:

-    информационный портал «Реализация нового Федерально­го закона «Об образовании в Российской Федерации» (http ://273-фз.рф);

-   сайт «Образование России: новое правовое регулирова­ние» (http://об-образовании.рф/);

- сайт Министерства образования и науки РФ (http:// минобрнауки.рф/).

7. Познакомиться с методами и инструментами внутреннего и внешнего мониторинга локальной нормативной базы образова­тельной организации измененной, в соответствии с Федеральным законом.

 

 

Технология разработки локальных нормативных актов организации в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Локальный акт представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установ­ленном порядке компетентным органом управления организации, регулирующий внутриорганизационные отношения. Основным предназначением локального акта является детализация, конкре­тизация, дополнение, иногда восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной органи­зации с учетом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

Локальный акт должен воплощать в себе следующие признаки:

1.  Само понятие локальности говорит о том, что локальный акт регулирует отношения только внутри отдельной организации. «Образовательная организация принимает локальные норматив­ные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом» (п. 1 ст. 30 ФЗ №273). Локальные акты не могут регу­лировать отношения, складывающиеся вне образовательной орга­низации.

2.  Локальный акт разрабатывается с учетом законов и под­законных актов Российской Федерации, Республики Татарстан, а также правовых нормативных актов органов местного самоуправ­ления.

3.  Локальный акт образовательной организации - это офи­циальный правовой акт, письменный документ, который должен иметь все необходимые реквизиты: (наименование, дата издания, регистрационный номер (по необходимости), подпись уполномо­ченного лица, виды согласования (по необходимости), печать об­разовательной организации (по необходимости).

4. Для разработки и принятия локального акта необходимо привлекать всех субъектов образовательных отношений. «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учиты­вается мнение советов обучающихся, советов родителей, предста­вительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представи­тельных органов работников (при наличии таких представитель­ных органов)» (п. 3 ст. 30 ФЗ №273). Разграничение полномочий между участниками образовательных отношений определяется   Уставом.

Локальные акты образовательной организации издаются (принимаются) в разных формах (постановление, приказ, реше­ние, инструкция; положение, правила) и могут регламентировать самые разные стороны жизни, деятельности образовательной ор­ганизации.

Постановление - локальный нормативный или индивидуаль­ный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ - локальный нормативный или индивидуальный (рас­порядительный) локальный акт, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образова­тельной организацией. Например, приказ о приеме на работу, при­каз о зачислении воспитанников в образовательную организацию (индивидуальные локальные акты), приказы об утверждении пра­вил внутреннего распорядка дошкольной организации. Как пра­вило, приказами утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников, родителей воспитанников для реализа­ции права на участие в управлении образовательной организаци­ей. Например, решение педагогического совета, решение общего собрания.

Положение - локальный нормативный акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательной организации, структурного подразделения образовательной организации или ос­новные правила (порядок, процедуру, регламент) реализации обра­зовательной организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция - локальный нормативный акт, устанавлива­ющий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, от­ветственность) работника по занимаемой должности, безопасные приемы работы, правила ведения делопроизводства. Для инструк­ции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания. Наиболее распространенные виды инструкций - должностные инструкции работников обра­зовательной организации, инструкции по охране труда и технике безопасности, инструкция по ведению делопроизводства.

Правила - локальный нормативный акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специ­альные стороны деятельности образовательной организации и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типич­ным примером этого вида локальных актов могут служить прави­ла внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распо­рядка обучающихся.

Система локальных актов образовательной организации пред­ставляет собой часть системы права, действующей в конкретной образовательной организации, в связи с этим она должна отвечать определенным общепринятым правовым принципам. Соблюдение данных принципов является важным условием функционирования локальной правовой системы образовательной организации.

Первый принцип - принцип законности. Локальные норма­тивные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федера­ции, нормативным правовым актам федеральных органов испол­нительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, Республики Татарстан, актам органов местного самоуправления.

 

Существуют следующие принципы разрешения коллизий:

-    приоритет акта,  изданного  органом  (уровнем власти), к компетенции которого относится данный вопрос (принцип раз­граничения полномочий);

-    приоритет акта, изданного позднее. Если есть расхожде­ние между нормативными правовыми актами, имеющими равную юридическую силу, то применяется акт, изданный позднее;

-   приоритет специальной нормы перед общей нормой. Если расхождение имеется между общим и специальным актом в рам­ках одной отрасли законодательства и специальный акт не отменен изданным позднее общим актом, то применяется специальный акт.

Помимо соответствия законодательству, соблюдение законно­сти при локальном правотворчестве означает, что локальный нор­мативный правовой акт должен разрабатываться и приниматься в пределах компетенции образовательной организации правомочным органом управления в виде, соответствующем содержанию акта.

Второй принцип - обоснованность. Образовательная орга­низация должна разрабатывать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) обязательны (приня­тие которых обязательно в соответствии с законодательством). ФЗ №273 «Об образовании в РФ» содержит указания на обязательное наличие некоторых локальных нормативных актов в каждой об­разовательной организации. В образовательной организации не­допустимо принимать и сохранять действие декларативных (нео­беспеченных ресурсами) и декоративных (скрывающих истинные отношения) актов и норм.

Следующий, третий, принцип локального правотворчества -демократизм. Локальный нормативный правовой акт дошкольной образовательной организации должен разрабатываться группой разработчиков, из числа представителей различных участников образовательных отношений, заинтересованных в его принятии, формироваться с учетом профессионализма и опыта кандидатов. Обсуждение проекта локального акта с участием возможно боль­шего числа лиц, интересы которых он может затронуть, позволит выявить «болевые точки» и «узкие места».

Локальные нормативные правовые акты, принимаемые в об­разовательной организации, должны отвечать принципу системности. Данный принцип требует, чтобы локальный нормативный акт был органически связан с другими локальными нормативны­ми актами образовательной организации, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий.

Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в образовательной организации локальных норматив­ных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически недействующие локальные акты. При принятии новых локальных нормативных актов нужно не допускать их противоречия принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий - своевре­менно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты.

 

Этапы разработки локальных нормативных актов

На первом этапе издания локальных нормативных актов вы­деляется стадия, которая связана с возникновением идеи локально­го акта, его общего замысла (концепции). Должны быть найдены аргументы, обосновывающие его издание (изменение). Для этого необходимо провести отбор, обобщение и анализ имеющейся ин­формации и, прежде всего, норм, установленных законом и подза­конными актами федерального, регионального и муниципального уровней. При разработке концепции локального акта необходимо спрогнозировать последствия его применения в образовательной организации, оценить возможные риски.

В условиях вступления в силу Закона «Об образовании в Рос­сийской Федерации» необходимость издания новых локальных правовых актов и внесения изменений в действующие определя­ется установленными в ст. 28 ФЗ №273 компетенциями образова­тельной организации, которые позволяют выделить следующие аспекты локального нормативного обеспечения на уровне образо­вательной организации:

- правовое оформление статуса образовательной организа­ции, формирование структуры организации и органов управления (разработка и утверждение программы развития, правил внутрен­него распорядка, трудового распорядка, прием воспитанников в образовательную организацию, проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания воспитан­ников);

- правовое обеспечение образовательного процесса (процес­са обучения и воспитания или содержания образования, выбора учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам, разработка и утверждение образовательных программ) и его методического со­провождения;

- правовое обеспечение финансово-экономической деятель­ности, материально-технического снабжения (предоставление уч­редителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования);

-   правовое обеспечение безопасных условий обучения, вос­питания и развития в образовательной организации (создание не­обходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитан­ников и работников образовательной организации);

- правовое оформление материально-технического обеспе­чения образовательной деятельности (материально -техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование поме­щений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными госу­дарственными образовательными стандартами);

- правовое обеспечение трудовых отношений (работа с ка­драми; прием на работу работников, заключение с ними и растор­жение трудовых договоров, установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации; распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессиональ­ного образования работников);

-   правовое обеспечение делопроизводства (документально­го сопровождения);

- правовое регулирование социального взаимодействия (со­действие деятельности общественных организаций, родителей (законных представителей) воспитанников, осуществляемой в об­разовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; обеспечение создания и ведения офици­ального сайта образовательной организации в сети Интернет).

Для руководителя образовательной организации важно по­нимать, в каких локальных актах находит отражение исполнение компетенций образовательной организации.

 

Перечень необходимых локальных нормативных актов образовательной организации

1.     Устав образовательной организации

2.     Штатное расписание

3.     Правила внутреннего трудового распорядка

4.     Программа развития образовательной организации

5.     Основная образовательная программа дошкольной организации

6.    Должностные инструкции работников

7.    Инструкции по охране труда и технике безопасности

8.    План финансово-хозяйственной деятельности или бюд­жетная смета

9.    Положение об оплате труда работников образовательной организации

10.  Положения об органах государственно-общественного управления и самоуправления

11.  Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

12.  Положение о порядке формирования публичного отчета

13.  Положения о структурных подразделениях

14.  Положение о приеме в образовательную организацию

15.  Положение о системе внутренней системы оценки каче­ства образования

16.  Положение об организации и проведении аттестации пе­дагогов на соответствие занимаемой должности

17.  Годовой план работы организации на учебный год

18.  Сетка занятий

19.  Номенклатура дел образовательной организации

20.  Порядок оказания платных услуг в образовательной орга­низации

 

Иные документы образовательной организации

1.  Договор с учредителем (учредителями)

2. Договор образовательной организации с родителями (за­конными представителями)

3. Трудовой договор с работником образовательной организа­ции

4. Коллективный договор

Следующий этап издания локальных нормативных актов -подготовка проекта локального нормативного акта, когда определя­ется структура и создается текст документа. Структура локального нормативного акта должна соответствовать концепции (общему замыслу), а также обеспечивать достижение цели и решение задач издаваемого документа.

Проекты локальных нормативных актов, регулирующих отно­шения участников образовательных отношений (таких, как Прави­ла внутреннего трудового распорядка) могут содержать преамбулу, в которой излагаются цели и причины издания локального нор­мативного акта, его значение для образовательной организации. Руководителю образовательной организации необходимо учиты­вать, что преамбула не должна содержать позиции, устанавлива­ющие конкретные нормы, для этого отводится отдельный раздел в проекте, где излагаются нормы, регламентирующие деятельность участников образовательных отношений в образовательной орга­низации.

В начале текста локального нормативного акта после пре­амбулы может быть определен перечень и толкование основных понятий и терминов, используемых в тексте проекта. Чаще всего определение содержания основных понятий и терминов использу­ется только в тех случаях, когда они не определены в действующем законодательстве.

Структура и содержание локального нормативного акта про­ектируются в следующей последовательности:

1. Общие положения (определяется предмет, основные прин­ципы правового регулирования, указывается на соответствие по­ложений проекта действующему законодательству, уставу обра­зовательной организации и др.). В локальном нормативном акте, издаваемом на основании или в развитие закона или подзаконного нормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, должны быть указаны пункт (статья) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием для из­дания акта образовательной организации.

2.  Определение используемых в проекте понятий и терминов.

3.  Основная часть. Содержит изложение конкретных право­вых нормативов по регулируемому вопросу. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толко­вания.

4.  Определение санкций за нарушение установленных норм (если это входит в компетенцию образовательной организации).

5.  Порядок вступления акта в силу и способ опубликования (доведение до сведения заинтересованных лиц).

После разработки проекта локального нормативного акта он должен быть обязательно обсужден среди тех категорий участни­ков образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает. Формы представления документов для обсуждения могут быть различными, например, размещение проекта локального акта на информационном стенде в месте, доступном для всеобщего обо­зрения, размещение проекта локального нормативного акта на сайте образовательной организации, направление проекта заинте­ресованным лицам, проведение соответствующего собрания с кол­лективным обсуждением проекта локального акта и т.д.

Обязательной процедурой может быть согласование проекта локального акта с органами власти и лицами, не участвующими в его разработке, но имеющими к разработанному проекту самое непосредственное отношение (например, органы, в ведении кото­рых находятся финансы, имущество и т.д.). В случае согласования проекта локального акта на нем проставляется виза «согласовано».

В отдельных случаях должно быть в обязательном порядке учтено мотивированное мнение органа, представляющего работни­ков образовательной организации (обычно это выборный профсо­юзный орган). В частности, это мнение учитывается при принятии локального акта, содержащего нормы трудового права. Трудовой кодекс РФ предусматривает принятие отдельных локальных нор­мативных актов с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). Локальные нормативные акты, принятые без согласования с этим органом, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Порядок учета мнения представительного органа работников (профсоюза) установлен ст. 372 ТК РФ и заключается в следую­щем.

В предусмотренных Трудовым кодексом РФ случаях работо­датель до утверждения локального нормативного акта направляет его проект и обоснование по нему в представительный орган ра­ботников (профсоюз). Этот орган должен в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения документов направить работо­дателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

Если представительный орган работника (профсоюз) не со­гласен с проектом локального нормативного акта или хочет внести предложения по его улучшению, работодатель обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести до­полнительные консультации с представительным органом работ­ника (профсоюзом).

Все разногласия оформляются протоколом. Только после это­го работодатель вправе принять локальный нормативный акт. Вме­сте с тем представительный орган работника (профсоюз) может обжаловать его в государственную инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора. В ходе процеду­ры согласования проект акта может быть снова переработан.

Большинство локальных нормативных правовых актов обра­зовательная организация принимает самостоятельно. Она прини­мает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулиру­ющие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в по­рядке, установленном ее уставом (ст. 30 Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ). Процедура принятия опреде­ляется в уставе образовательного учреждения, но сам устав, при­нятый (одобренный), например, конференцией образовательно­го учреждения, утверждается ее учредителем. Принятый и (или) утвержденный акт должен содержать все необходимые реквизиты (подпись полномочного лица, дату и регистрационный номер и т.д.) в соответствии с правилами делопроизводства.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его при­нятия работодателем или со дня, указанного в этом документе (ст. 12 ТК РФ).