• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №39" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423585, Республика Татарстан, город Нижнекамск, проспект Химиков, дом 12В
Телефон: 8(8555) 30-50-54
E-Mail: detckiy_cad_39@mail.ru, Gulnara251977@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №39"НМР РТ
Руководитель: Давлетбаева Гульнара Халиулловна
Год основания учреждения: 1979
У нас учатся: 140
У нас учат: 14

Делимся опытом работы/Тәҗрибә уртаклашу

Из опыта работы по проблеме: «Формирование валеологических основ и основ безопасности жизни у детей дошкольного возраста через познавательную деятельность»

 

 

 Проблема сохранения здоровья детей является одним из актуальных направлений обучения и воспитания. В работе с детьми дошкольного возраста важным является развитие представлений о естественной картине мира, знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения, месте человека в мире природы и взаимодействии его с окружающей средой. Развитие элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах, о строении и работе организма, знания о гигиенических нормах и правилах способствуют развитию нравственных качеств ребёнка и формированию осознанного бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
     Базисной программой нашего дошкольного учреждения является программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, а также комплексная программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, З.А. Михайловой.
     Для решения программных задач по вопросам валеологии и ОБЖ за основу берется учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.

     Направления работы следующие:
     1. Ребёнок и другие люди.
     2. Ребёнок и природа.
     3. Ребёнок дома.
     4. Здоровье ребёнка.
     5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
     6. Ребёнок на улицах города.
     Работа по данным направлениям проходит во всех видах детской деятельности: специально организованных занятиях познавательного цикла, продуктивных видах деятельности, на прогулке, в совместной деятельности воспитателя и детей. Чтобы сделать занятия более увлекательными, интересными, педагоги используют различные нестандартные методы обучения: интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки, игровые обучающие и проблемные ситуации, опыты, выработка определённых моделей поведения.
     Так, в работе по разделу «Ребёнок и другие люди» воспитатели младших групп на примере героев сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса Патрикеевна» приучают детей заботиться о своей безопасности. Тренинги «Позови на помощь», «Кто стучится в дверь ко мне»; дидактические игры «Добрые – злые», «Сказочные превращения», а также игры-беседы, игры-драматизации «Волк и семеро козлят», способствуют формированию защитного поведения детей, предостерегают от контактов с незнакомыми людьми. Дети старших и подготовительных групп с удовольствием участвуют в литературной викторине «Добро и зло», развлечениях «Если друг оказался вдруг», где решают самостоятельно ситуации по данной теме.
     Очень важным является раздел «Ребёнок дома». Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Работа по данному направлению в нашем ДОУ ведётся в трёх областях: с детьми, с педагогами, с родителями. С детьми младших групп занятия проводятся в форме игровых ситуаций, например, игра-занятие «Тили-бом». Воспитатель читает детям потешку и рассматривает рисунки Васнецова, затем предлагает инсценировать эту потешку. Такие занятия обучают детей простейшим навыкам поведения при пожаре. В старших группах по аналогичной теме предлагаются проблемные ситуации «В помещении пахнет дымом», сюжетно-ролевая игра «Пожарники», в которых дети используют свои знания защитного поведения и проигрывают их. В течение года с родителями проводятся консультации «Опасные ситуации в жизни детей», «Один дома», «Правила дорожного движения».
     Одним из аспектов работы по основам безопасности жизни детей является раздел «Ребёнок на улицах города». Театрализованные представления «Весёлый светофорик», сюжетно-ролевая игра «Сигналы светофора», игровые ситуации «Я хожу по тротуару», «Потерялся», «Осторожно, стройка!», «Подружись с пешеходным переходом», обогащают знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице.
     Для обеспечения безопасности пребывания ребёнка в ДОУ разработан план мероприятий по реализации программы ОБЖ (рекомендованный программой «Детство»). В рамках этих мероприятий проводятся беседы на тему «Огонь – наш друг и враг», «Земля – наш общий дом», «Правила дорожного движения» и др. В течение года дети старшей и подготовительной групп выезжали на экскурсию в детский автогородок с инспектором ГИБДД. С детьми проводились иллюстрированная беседа по правилам дорожного движения и практические занятия на веломобилях, где они смогли теоретические знания применить на практике. Воспитанники детского сада приняли участие в конкурсе детского рисунка по теме: «Улицы нашего города».
      В работе по разделу «Ребёнок и природа» кроме решения образовательных задач по ознакомлению с окружающим (наблюдение, труд в природе), большое внимание уделяется расширению знаний и представлений о растениях и животных нашего региона.
       Воспитание экологической культуры дошкольников являлось одной из важных задач педагогического коллектива. Планирование работы строится на основе программы экологического воспитания детей «МЫ», разработанной в соответствии с базовой программой ДОУ «Детство». Содержание работы носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в практической работе воспитателей с учётом интересов и опыта детей. Работа строится не только в традиционных наблюдениях и прогулках, но и опытнической, поисковой деятельности с учётом коррекционной направленности групп. В каждой группе детского сада созданы уголки живой природы. В младших группах организованы центры воды и песка, где дети узнают о свойствах различных материалов. В средних – подготовительных группах созданы мини-лаборатории, где дети имеют возможность экспериментировать с разными материалами (камни, магниты, песок, глина и другие природные материалы). В группах много дидактических игр и пособий сделано руками воспитателей из природного и бросового материала: эстетически оформлены гербарии растений участка детского сада, альбомы и книги о животных и растениях, занесённых в Красную книгу, сделанные руками детей и родителей, альбомы с изображением животных на развитие компенсаторных возможностей детей с нарушением зрения, изготовленные из разной фактуры тканей для тактильного обследования детьми.
     Подготовительные группы детского сада пополнились современными микроскопами, специальным оборудованием для проведения экспериментов и опытов.
     Одной из интересных видовых точек экологической тропы детского сада, на которой прихотливо сочетаются камни и растения, является альпийская горка, сооружённая в этом году на территории детского сада. Дети с интересом и любовью ухаживают за растениями цветников и посадками огорода.
     Знания об объектах живой и неживой природы, о роли человека и его жизнедеятельности для окружающей среды, дети в течение года закрепляют в игровой, театрализованной и изобразительной деятельности.

      Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Основными формами работы с детьми являются привитие стойких культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов, формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений. В младших группах наиболее интересным стал метод алгоритмических игр: «Как одеться?», «Правильно моем руки»… Старшие дошкольники рассматривают образовательные проблемные ситуации «Что будет, если… (мы не будем чистить зубы, будем есть сырое мясо и т.д.)». Такие игры, как «Надуваем шар сильней, напускаем пузырей» (мыльные пузыри), надувание шаров знакомят детей с работой органов дыхания. Серия занятий «К нам приходит Айболит» проходят в форме игры-инсценировки. Темы таких игр разнообразны «Витаминизированная пища», «Что полезнее: конфеты или морковь? Почему?», «Правила оказания первой помощи при ушибе, царапине» и т.д. Незаменимым средством личностного развития ребёнка, его эмоционального благополучия, является общение ребёнка с искусством.
     В нашем детском саду дети с удовольствием посещают театральную студию «В мире сказок», под руководством талантливого педагога первой категории Гордеевой Л.Х. Театрализованные представления проходят 2 раза в год в форме отчётных спектаклей для детей и родителей всего детского сада. Такие мероприятия способствуют установлению дружеских контактов между детьми, пробуждают активность ребёнка, умение сопереживать, сочувствовать, заботиться об окружающих. Наши воспитанники проявляют заботу о своих близких, с чувством, выдумкой. Так, дети подготовительной группы с нарушением речи ко Дню защитника отечества изготовили своими руками поделки для пап и дедушек и отправили их по почте заказным письмом. Очень приятным подарком для мам были цветы бархатцы, которые дети посадили и вырастили сами в индивидуальных горшочках к Международному женскому дню. Важным условием для достижения положительных результатов, поставленных задач является преемственность, установление доверительного делового контакта между семьёй и воспитателями детского сада. В течение года проводятся консультации с родителями: «Опасные ситуации в жизни детей», «Адаптация ребёнка к детскому саду», «Подготовка ребёнка к школе», «Детские страхи», и.т.д.

Родители – активные участники праздников: «Как стать Неболейкой», «Как хорошо здоровым быть!», «Мама, папа, я – спортивная семья!», круглых столов: «Здоровье детей в наших руках!», «Закаливание – За и Против». На этих мероприятиях родителям дают советы специалисты, вместе с ними обсуждают проблемные ситуации, обобщают опыт отдельных семей и т.д. Родители помогают в изготовлении атрибутов к игре-соревнованию «Что мы знаем о себе», к спортивному празднику «Летние старты», ко Дню здоровья. Среди родителей проведено анкетирование «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?», «Я – мой ребёнок – природа», «Растения в вашей жизни», «Мой ребёнок и мир вокруг». Результатом работы было оформление родителями и детьми семейного вернисажа «Моя семья», намечена индивидуальная работа психолога, специалистов и родителей по разным направлениям.