• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №37" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423557, Республика Татарстан, город Нижнекамск, улица Спортивная, 3А
Телефон: 8 (8555) 42-41-06
E-Mail: detsad37nk@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №37
Руководитель: Никольская Наталья Анатольевна
Год основания учреждения: 1979
У нас учатся: 151
У нас учат: 17 педагогов

Мероприятие, посвященное дню рождения Мусы Джалиля

 

Муса Джалиль- поэт герой

Исәнмесез кадерле кунаклар! Быел безнең илебез биек ватан сугышы тамамлауна 70 еллык юбилеен тантана итеп уздыра. Шул исәптән без балалар бакчасында Муса Җәлилнең иҗатына багышлап чара күрсәтәбез. Рәхим итеп тыңлагыз!

Алып баручы: Хәерле иртә балалар!

Ягез балалар, бергәләп кунакларны сәләмлик!

Бүген безнең бакчада бәйрәм – татар шагыйре һәм язучысы Муса Җәлилнең туган көне. Сегодня мы с вами вспомним о герое татарского народа. О нем пишут книги, ему воздвигают памятники, его имя – Муса Джалиль. Это поэт, человек, который отдал свою жизнь в борьбе против фашизма. В этом году ему исполнилось бы 109 лет.

 Песня меня научила свободе,

 Песня борцом умереть мне велит.

 Жизнь моя песней звенела в народе.

 Смерть моя песней борьбы прозвучит

Это стихотворение татарского поэта-героя Мусы Джалиля. Всего 39 лет прожил Муса Джалиль, но сумел оставить о себе добрую память, которая идет от поколения к поколению.

- Наш праздник  называется «Волшебный клубок», а почему мы его так называли?

-Правильно, Муса Джалиль написал стихотворение «Волшебный клубок» и прочтет его нам Аглиуллина Азалия.

ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК  отрывок

Как волшебный клубок из сказки,

Катился мой жизненный путь.

На закате у этого дома

Остановился я отдохнуть.

 

Эх, сказки моей бабушки,
Тягаться с правдой не вам!
Чтоб рассказать о страшном,
К каким обращусь словам?

На ста кострах ежедневно
Добро проверяет свое.
Здесь всюду стоят капканы,
Чтоб ты убежать не мог.
Тень смерти на всех переулках,
На каждой двери замок.

 

Видеть, как плачет юность,
Видеть цвет увяданья на ней
-
Страшной сказки страшнее,
Тяжкого сна тяжелей.

И мой черед скоро настанет,
Но песни мои повторят для вас
Ягоды, и цветы, и груши, и сосны,
И все, что ласкал я в пути не раз...

Как волшебный клубок из сказки,
Песни - на всем моем пути...
Идите по следу до самой последней,
Коль захотите меня найти!

 

Молодец Азалия, рәхмәт, спасибо!

Муса Джалиль  в своем стихотворении “Кызыл ромашка”,написал о подвиге солдата, сражавшегося с пятнадцатью вражескими солдатами.

И сейчас наши самые маленькие дети из 5 группы прочтут стихотворение:  «Кызыл ромашка»….. Ислам и Камиля

Иртәнге таң нурыннан

Уянды ромашкалар.

Елмаеп, хәл сорашып,

Күзгә-күз караштылар.

Назлады җил аларны,

Тибрәтеп ак чукларын,

Таң сипте өсләренә

Хуш исле саф чыкларын.

Чәчкәләр, кәефләнеп,

Җай гына селкенделәр.

Һәм кинәт шунда гаҗәп

Бер яңа хәл күрделәр.

Ерак түгел моңаеп,

Утыра ромашка кызы,

Тик чуклары ак түгел,

Кан шикелле кып-кызыл.

Ромашкалар бар да ак,

Аерылмый бер-береннән;

Ничек болай бер үзе

Ул кызылдан киенгән?

Әйттеләр:  «Син, сеңелкәй,

Ник үзгәрдең? Нишләдең?

Нидән кызыл чукларың?

Нидән алсу төсләрең?»

Әйтте кызыл ромашка:

— «Төнлә минем яныма

Ятып батыр сугышчы

Атты дошманнарына.

Ул берүзе сугышты

Унбиш укчыга каршы;

Чигенмәде, тик таңда

Яраланды кулбашы.

Аның батыр ал каны

Тамды минем чукларга.

Минем кызыл күлмәгем

Бик охшады Чулпанга.

Егет китте, мин калдым

Канын саклап чугымда,

Көн дә аны сагынып,

Балкыйм мин таң нурында».

 

-Рәхмәт балалар, бик матур сөйләдегез!

 

-Муса Джалиль любил татарский фольклор и народные игры, дети подготовили   татарский  танец- парами.....

 

А Львов Тимур подготовил творческий доклад о нашем поэте – герое Мусе

Тимур:   Родился Муса Джалиль 15 февраля  1906 года, в Оренбургской области, в семье мелкого торговца. Семья была многодетная, он был шестым ребенком. В школу Муса пошел в шесть лет. Был очень способным, трудолюбивым, старательным, мальчиком. За первый год учебы освоил всю программу начальной школы. С детства начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под именем «Маленький Муса». А еще он очень хорошо играл на мандолине.

-Молодец  Тимур! Вот каким старательным и хорошим мальчиком был наш Муса.

- Муса Җәлил табигать һәм һайваннар турында балалар өчен бик күп шигырләр язган

Сезгә  Сагитова Ралина «Әтәч” исемле шигырен укып китәр:

Таң ата бугай,

Әтәч кычкыра:

 - Кикри-күк,

 Кикри-күк!

Без дә уяндык

Әтәч тавышына:

 - Кикри-күк,

 Кикри-күк!

Бакчага килдек

Ашыга-ашыга:

 - Кикри-күк,

 Кикри-күк,

Молодец, Ралинә.

Аскарова Диляра  "Сәгать” шигырен сәнгатле итеп укыр:

Сәгать суга: "Даң-даң!..”

Хәбәр бирә таңнан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Күрә - эшләр харап.

Тагын соңга калган

Шул йокыга карап.

Молодец, Диляра.

 

Гатиатуллина Эльвина “Карак песи”шигырен укып китәр:

Чоландагы ак майга 
Ияләшкән күселәр,
Мин чоланны сакларга
Куштым ала песигә:

— Мияу, мияу, пескәем!
Барчы, зинһар, чоланга,
Майны сакла күседән,
Оясыннан чыгарма!

Песи күргәч күселәр
Койрыкларын кыстылар.
Йөрмәделәр чабышып,
Ярыкларга постылар.

Мияу, мияу, пескәем!
Колак салдың сүземә!
Каравылдан бушагач,
Сөт бирермен үзеңә!

Иртә белән майга дип
Керсәм, күзем акайды:
Явыз песи берүзе 
Ялт иттергән ак майны!

— Мияу, мияу, пескәем,
Хыянәтче икәнсең.
Саклый торган маеңны
Үзең ашап киткәнсең!

Молодец Эльвина, рәхмәт.

Ребята, Послушайте, какой интересный случай произошел с Мусой Джалилем.ценка – РамзияРавиля, Венера, Ляйсан)

 « Давным – давно, когда еще не было нас с вами, ваших мам и пап, сидели на берегу реки, недалеко от деревни Мустафино, два мальчика. Они так сильно любили ловить рыбу, что целыми днями пропадали на реке.

 Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчики с удочками сидят на берегу реки. Одного из них зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один пескарик попался! Первым не выдержал Зариф:

 - Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет.

 Муса тоже поднялся со своего места. Ног тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище. Леска со свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором уже не было червяка, впилось Мусе прямо в нос.

 - Ой! – вскрикнул Муса.

 Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался . Но заметив на глазах Мусы невольные слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на половину скрылся под кожей , нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было бесполезно. Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку прибежала бабушка Мусы . Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что скорее взяла его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю старику Нигметзяну.

 Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом переднике, за нею Муса. Позади , подняв удилище над головой, шел Зариф.

 Старик Нигметзян щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.

 - А ты терпеливый! Молодец! – похвалил Мусу старик Нигметзян.»

 Как вы думаете, каким рос Муса Джалиль? (дети подбирают слова определения). 

- храбрым, терпеливым….

 

 -Ә хәзер «Куян» шигыреннән өзек укый Мәликә:

Куян салкыннан

Туңган, куырылган;

Башы салынган,

Колагы шиңгән

Әйдәгез, дуслар,

Аны терелтик,

Җылы бүлмәгә,

Мәктәпкә илтик.

Куян уянды,

Куркып уйланды,

Сикереп урманга

Чабып югалды.

 

- Сезнең өчен кызлар  «Чишмә» җырын башкаралар

 

 -Ребята, Муса Джалиль очень любил играть в  татарские подвижные игры и мы сегодня поиграем в хороводную игру «Чума - үрдәк».

- Муратов Ильназ  расскажет дальнейший путь Мусы Джалиля.

Муратов Ильназ: Когда началась война, Муса Джалиль одним из первых попросился на фронт. На войне он был репортером писал рассказы и стихотворения, для поднятия духа и настроения бойцов.

Воспитатель: Правильно, Ильназ.

- Я хочу рассказать вам о подвиге Мусы Джалиля. Раненый Муса попал в плен, но и здесь он вел подпольную борьбу против фашистов. В группе подпольщиков, которую он создал, оказался предатель. Мусу Джалиля и его друзей казнили 8 августа 1944 года.

- Об этом человеке знает весь мир, многие его стихи переведены на иностранные языки. Посмертно, он был награжден звездой героя Советского Союза. Давайте почтим его память минутой молчания (Воспитатель и дети встают на ноги).

 Пусть память о поэте – герое живет в наших сердцах!

 Песни, в душе я взрастил ваши всходы

 Ныне в отчизне цветет он в тепле.

 Сколько вам огня и свободы,

 Столько дано вам прожить на земле!

 Вам я поверил свое вдохновенье,

 Жаркие чувства и слез чистоту,

 Если умрете – умру я в забвенье

 Будете жить – я с вами мир обрету.

 

- На этом наш праздник, посвященный Мусы Джалилю подошел к концу, но память о нем будет вечно.-Спасибо, ребята.