• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №37" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423557, Республика Татарстан, город Нижнекамск, улица Спортивная, 3А
Телефон: 8 (8555) 42-41-06
E-Mail: detsad37nk@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №37
Руководитель: Никольская Наталья Анатольевна
Год основания учреждения: 1979
У нас учатся: 151
У нас учат: 17 педагогов

Выступление из опыта работы на методическом объединении по обучении грамоте для воспитателей дошкольных учреждений г. Нижнекамска на тему: «Связь речевого развития и экологического воспитания

Экологическое образование способствует развитию речи ребенка. Для этой цели используются личностно-значимые для детей объекты природы: обитатели живого уголка, экологические тропинки, домашние и дикие животные, комнатные растения. На основе своих наблюдений детей составляют рассказы, сказки, загадки. Наблюдения, экспериментирование и другие виды детской деятельности обязательно сопровождаются обсуждением с активным участием детей.

Важной обязанностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Детям загадываются загадки. Например,  про овощи: растет на грядке, в огороде, сидит в земле долго; самая круглая, с хвостиком, твердая, цветом темно-претемно красная. Что это? Дети должны отгадать, что это свекла. Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребенка, ему нужно тоже предложить придумывать загадки – описания.

Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу, парке предметом игры становятся опавшие листья, растущие деревья, кусты. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы. В доме – комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.

Например: «Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане».

(береза)

«Никто не пугает, а вся дрожит».

(осина)

«Высокий, стройный, пирамидный».

(тополь)

 

Игра «НАЗОВИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

 

Например, к слову лес.

 

Назовите лес ласково – Лесок, лесочек.

Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.

Кто выращивает лес? – лесовод.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить к той или иной категории. Вот некоторые из них.

 

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» - взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например:

Идет снег….. зимой.

Радуга на небе….. Летом.

Желтые и красные листья на деревьях…... осенью.

Скворец несет веточки в скворечник….. весной.

 

«ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛОЕ В ПРИРОДЕ?»

(солнце, луна, апельсин, яблоко….).

 

«ЧТО БЫВАЕТ ЖЕЛТОЕ В ПРИРОДЕ?»

(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, бабочка - лимонница….).

 

«ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

(воспитатель называет растение или животное, ребенок общую группу, к которой они относятся).

Воробей….. птица.

Олень…….. зверь.

Елка………. дерево.

Яблоко…… фрукт.

 

«ЧТО ТРЕТЬЕ?»

(воспитатель называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий).

Ромашка, колокольчик…. василек.

Ворона, голубь ………..... сорока.

Береза, липа ………….… сосна.

Солнце, облако ………… радуга.

Цветок, лист ………..….. корень.

Град, дождь ……………. снег.

 

Хорошо влияет на гибкость мышления ребенка – ситуация, когда один и тот же материал используется перекрестно – в разных объединениях. Например:

 

ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ, А ЛУЧШЕ ДВУМЯ»

Грач, скворец, ласточка – перелетные птицы.

Лошадь, корова, собака – домашние животные.

Белка, заяц, волк, лиса – дикие животные.

Стрекоза, комар, муха, кузнечик – насекомые.

Олень, тюлень, морж – звери севера.

 

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ» - упражнение в подборе антонимов.

Осень ранняя – поздняя,

День веселый – грустный,

День солнечный – пасмурный,

Небо голубое – серое,

Погода хорошая – плохая.

 

ИГРА «ЭХО» - упражнение в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ.

 

Листья падают. – Это листопад.

Звезды падают. – Это звездопад.

Вода падает. – Это водопад.

Камни падают. – Это камнепад.

Снег падает. – Это снегопад.

 

Можно с детьми проводить опыты с водой. Вода какая? (жидкая, прозрачная, горячая, холодная).

 

Такие игры способствуют обогащению и уточнению словаря, формированию грамматического строя речи,  обогащению представлений об окружающей действительности. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Практика показывает: успехов в работе по развитию речи и экологическому воспитанию можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Молодова Л.Н. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск – 2002г.

 

2. Шаехова Р.К. «Природа и ребенок», Казань 2004г.