• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №37" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423557, Республика Татарстан, город Нижнекамск, улица Спортивная, 3А
Телефон: 8 (8555) 42-41-06
E-Mail: detsad37nk@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №37
Руководитель: Никольская Наталья Анатольевна
Год основания учреждения: 1979
У нас учатся: 151
У нас учат: 17 педагогов

«Обучение дошкольников родному (татарскому) языку».

Модернизация системы образования требует особого внимания к средствам, дидактическим методам интенсификации процесса коммуникативной подготовки старших дошкольников татарской национальности. Хорошее владение татарским языком как средством общения — веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в последующих классах, но и для интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Наша практика показывает, что в дошкольных образовательных учреждениях и семьях на должном уровне не ведется обучение родному языку, поэтому необходимо поднимать уровень изучения татарского языка.

 В последние десятилетия педагогическая общественность Татарстана особое внимание уделяет внедрению инновационных технологий обучения, воспитания и развития в систему дошкольного образования. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению образовательных проблем, в которых возможны наиболее полное раскрытие, развитие и реализация всего богатства психологических, личностных качеств каждого ребенка. При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит законам Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», «Об образовании», в которых подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Кроме того, расширение сферы функционирования татарского языка сопровождается повышением интереса к его истории, национальной культуре, традициям и обычаям татарского народа, так как овладение татарским языком стало жизненной необходимостью для всех народов Республики Татарстан, в том числе и для татар.

 Для успешного решения проблемы целенаправленного обучения языкам необходимо осуществлять его, начиная с первой ступени речевого общения ребенка. В исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконина и других подчеркивается, что именно старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, положительной мотивацией речевой деятельности, эмоциональной готовностью к овладению языком, имитационными способностями, легкостью и прочностью запоминания языковой информации.

 Возраст детей от 6 до 8 лет, по мнению Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьева, Л. Робертса и др., считается самым продуктивным в развитии мышления и речевой способности. Этот возраст наиболее благоприятен для умственного развития и социальной подготовки ребенка. В исследованиях А. Ш. Асадуллина, С. Г. Вагизова, Р. Г. Валитовой, Ф. Ф. Харисова, Ч. М. Харисовой и др. подчеркивается, что дети старшего дошкольного возраста не только понимают значения слов татарского языка, но и умеют пользоваться словами и словосочетаниями для построения собственных высказываний и через словари знакомятся с богатством родного языка, с обычаями и традициями своего народа.

 Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ и РФ, ориентация на раннее обучение языкам ставит перед педагогической наукой новые задачи, среди которых обогащение и активизация словаря детей подготовительных групп, развитие татарской речи детей указанного возраста являются малоисследованными.

 Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена серьезными преобразованиями, которые происходят в современном обществе и затрагивают сферу образования. Создание объективных условий для расширения функционирования татарского языка повысило интерес к истории, культуре, традициям и обычаям народа, а также сделало возможным наиболее полное раскрытие психологических и личностных качеств ребенка в процессе изучения родного языка. Великий просветитель татарского народа Каюм Насыри подчеркивал необходимость знания родного языка при изучении другого, неродного языка, т.е. русского языка, а также при изучении других учебных предметов. В решении этой проблемы большую роль играет методическое обоснование путей обогащения и активизации словаря родного языка у детей старших групп.

 В современных условиях модернизации дошкольного образования возникают новые требования к дошкольникам и воспитателям. Педагоги должны обладать системным мышлением, профессиональной мобильностью, информационными навыками, педагогической коммуникативно-ориентированной речью. Возрастают требования к качеству знаний, к профессиональному языку самих педагогов.

 Успешная подготовка детей к школе порождает необходимость уже в дошкольные годы перевести усвоение практических навыков речевого общения в умственный план, как писал Л. С.Выготский, «…из автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный». Путь этот для ребенка оказывается нелегким. Последнее достигается только путем целенаправленного обучения. При этом, «обучение родному языку… должно служить как бы продолжением того естественного процесса усвоения родного языка, который начинается для каждого человека в первый же год жизни», — отмечал А. Ш. Асадуллин.

 Итак, в ходе целенаправленного обучения дошкольников татарскому языку у них формируется осознанность и произвольность речи, дети усваивают определенную систему действий над языковым материалом, учатся отличать языковую норму от ее нарушений, исправлять допущенные ошибки.

 Д. В. Вилькеев придавал большое значение педагогической оценке в процессе обучения дошкольников. По его мнению, оценка педагога должна охватывать определенный уровень дидактических требований и использоваться в наиболее приемлемой форме. С этой целью процесс обучения должен дополняться анализом результатов детской деятельности, который проводит воспитатель наглядным путем с привлечением отдельных детей. Под влиянием педагогической оценки, отмечал Д. В. Вилькеев, формируются адекватные детские оценки.

 Исследуя роль положительной и отрицательной оценки педагога в воспитании дошкольников, профессор А. З. Рахимов предостерегает воспитателей татарских дошкольных образовательных учреждений от злоупотребления отрицательной оценкой, поскольку неправильное пользование педагогической оценкой может вызвать у детей отрицательное отношение не только к нему лично, но и к требованиям и нормам поведения. И, напротив, правильное использование оценки вызывает у детей интерес и повышенную требовательность к своему поведению и поведению товарищей (самоконтроль и контроль), дает им критерий для оценки поведения, у них появляется умение оценивать поведение товарищей и свое (оценка и самооценка). Задачи исследования: показать реальные возможности и средства совершенствования процесса осознанного контролируемого обучения детей татарскому языку на этапе дошкольного детства; разработать систему дидактических и развивающих игр, игровых словесных упражнений и обучающих занятий по формированию оценочно-контрольных действий у детей в условиях двуязычия; изучить влияние педагогической оценки и способов контроля педагога на формирование оценочно-контрольных действий у детей; выявить общие закономерности поэтапного формирования оценочно-контрольных действий при усвоении детьми родного языка в условиях двуязычного окружения; внедрить разработанную систему обучения оценочно-контрольным действиям в практику работы детских садов Республики Татарстан и проверить ее эффективность; разработать методические рекомендации и предположения по усовершенствованию методики обучения детей дошкольного возраста в плане подготовки детей к школе.

 Для того, чтобы педагогическая оценка и контроль стимулировали формирование самооценки и самоконтроля, необходимо придерживаться соответствующих условий. Первое из них — систематически оценивать и контролировать процесс деятельности, не ограничиваясь лишь результативной оценкой. Второе необходимое условие формирования адекватной самооценки и самоконтроля на ранних этапах детства — достаточная аргументированность, развернутость педагогической оценки. Соблюдаются ли эти условия в практике работы татарских дошкольных образовательных учреждений? Каков характер педагогической оценки и контроля, применяемой воспитателями детских садов в ходе организованных занятий по обучению татарскому языку?

 С целью выяснения умений детей оценивать и контролировать речевые ответы товарищей, мы предложили воспитателям старших и подготовительных групп стимулировать детей к взаимооценке и взаимоконтролю как в процессе занятия по родному (татарскому) языку. Было опрошено 50 детей. Процессуальная оценка детей в большинстве случаев носила неадекватный характер. Все ответы получали положитель­ную оценку, типа: «он правильно рассказал — ул дорес сойләде» или «хорошо рассказал - яхшы сойләде». Отрицательные оценки отсутствовали.

 В практике работы татарских детских садов создаются соответствующие условия формирования оценки и контроля, что отрицательно сказывается на качестве речевого развития детей. Отсутствие пооперационной, адекватной педагогической оценки не вызывает у ребенка необходимости контролировать процесс выполнения задания, следить за ходом изложения мысли товарища или своих собственных. Краткая, свернутая неаргументированная итоговая педагогическая оценка не дает возможности ребенку усвоить критерии оценки, которых бы он мог придерживаться в ходе выполнения речевых заданий.

 В то же время проведенные исследования, анкетные данные и наблюдения показывают, что у детей старшего дошколь­ного возраста начинают появляться нестимулированные оценочно-контрольные действия. Они выступают в самоисправлениях и самопоправках допущенных ошибок в процессе рассказа без указаний воспитателя, в возвращениях детей к пропущенным смысловым единицам художественного текста во время пересказа, просьбах о повторном выполнении задания с целью улучшения его качества. Нестимулированные оценочно-контрольные действия характеризуют новую качественную ступень в развитии детского самосознания, они являются основой для целенаправленного формирования самооценки и самоконтроля в речевой деятельности дошкольников татарской национальности, что приобретает особую важность в условиях овладения ими вторым, русским языком.