• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №33" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: г. Нижнекамск, ул. Юности, д. 36в
Телефон: 8(555)30-14-29
E-Mail: sad33nk@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №33
Руководитель: Саляхова Раушания Зайнаковна
Год основания учреждения: 1977
У нас учатся: 160 воспитанника
У нас учат: 20 педагогов

тревожные дети

Причины возникновения тревожности у детей

   Слово «тревога» было известно в русском языке с     первой половины  18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».

      ТРЕВОГА – это эпизодические проявления беспокойства и волнения.  Можно сказать, что  «тревога – это страх неизвестно чего»

      ТРЕВОЖНОСТЬ -  Это индивидуальная психологическая особенность,  которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

           Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

     В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую. 

ТРЕВОГА

 

МОБИЛИЗИРУЮЩАЯ                    РАССЛАБЛЯЮЩАЯ                                 

(дает дополнительный  импульс)        (парализует  человека)    

     Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

     Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся, в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

    Состояние тревоги включает в себя целый спектр эмоций, одной из которых является страх. Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и определённые возрастные страхи. Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте.

     В период с 2-х до 3х лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причём они носят, как правило, определённый характер. У детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи. На втором году жизни часто проявляется страх неожиданных звуков, страх боли, страх одиночества. В 2 года дети чаще всего боятся посещать врача. Начиная примерно с трёхлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается.

     Исследования психиатра А.И. Захарова (1995) показали, что у детей от 1 года до 3 лет существует 29 различных видов страхов. Наиболее часто встречающимся является страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников.

     В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, а повышается страх перед засыпанием. Если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребёнка повышается уровень тревожности. Например, некоторые взрослые запугивают детей, говоря им: «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом, отвезу к бабушке, отведу в лес ит.д.» 

     Наличие возрастных страхов у ребёнка является нормой, но если их очень много, то следует говорить о появлении тревожности в его характере.

     По мнению многих специалистов одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

     Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

 ·  неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;

 ·  повышенная тревожность самих родителей;

 ·  непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;

 ·  предъявление ребёнку противоречивых требований;

 ·  аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;

 · стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей; · авторитарный стиль воспитания в семье;

 · гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

 

Рекомендации родителям тревожного ребёнка:

     Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка («плакса», «нытик»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

     Полезно снизить количество замечаний. Пусть родители попробуют в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для них станет очевидным, что большинство замечаний можно было бы не делать: они лидо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.

     В качестве профилактики необходимо больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Можно вместе сочинять сказки и истории. Это научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх. И даже, если он приписывает их не себе, а сказочному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребёнка.

     Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Будут очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

      Хороший способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами.  

     Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится ещё больше, а это приводит его к стрессу. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (« твоя мама ничего не понимает – лучше бабушку слушай»).

     Родители должны сами демонстрировать ребёнку образцы уверенного поведения.

                    Критерии определения тревожности у ребенка.
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.