Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №33" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | г. Нижнекамск, ул. Юности, д. 36в |
Телефон: | 8(555)30-14-29 |
E-Mail: | sad33nk@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №33 |
Руководитель: | Саляхова Раушания Зайнаковна |
Год основания учреждения: | 1977 |
У нас учатся: | 173 воспитанника |
У нас учат: | 20 педагогов |
Консультация по татарскому и русскому языку
Играем с ребёнком в народные игры
«Играем с ребёнком в народные игры».
Народная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.
Детские игры приходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к боли высокой ступени развития. Именно поэтому игра призвана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Татарские народные игры:
«Продаем горшки» ( Чулмэк уены).
Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
-Эй, дружок, продай горшки!
-Покупай.
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай.
Водящий три раза (или столько, сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков.
«Хлопушки» (Абакле).
На противоположных сторонах комнаты отмечаются двумя параллельными линиями два города. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп – сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий хлопает легко кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот остается в новом городе, а отставший становится водящим.
«Займи место» (Буш урын).
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сороку стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу-
Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего место по кругу на встречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Дидактические игры:
«Выложи узор».
Дидактическая задача: закреплять умение различать татарские народные орнаменты. Упражнять в составлении узоров. Активизировать в речи детей названия мотивов орнамента.
Игровая задача: украсить предметы быта (полотенце, салфетку, посуду), обувь (сапоги, туфли) и одежду(фартук, платье, сарафан, головной убор).
Игровые действия: дети украшают узорами любой предмет.
Правила игры: внимательно рассматривать узоры.
Игровой материал: плоскостное изображение на картоне различных предметов и узоров народных татарских орнаментов (полотенце, платок, платье, сарафан, сапоги, туфли, салфетка, скатерть и др).
«Наряд для богатыря».
Правила игры: внимательно всматриваться в предметы татарской народной одежды. Недостающие детали и предметы одежды создавать самостоятельно.
Игровая задача: нарядить богатыря.
Игровой материал: картонные куклы богатырей, предметы одежды из бумаги.
«Наряд для куклы».
Дидактическая задача: упражнять детей в определении предметов и частей одежды. Побуждать к творчеству, вызывая желание самостоятельно придумывать костюмы.
Воспитывать интерес к народной культуре.
Игровая задача: нарядить куклу.
Игровые действия: дети наряжают куклу, используя готовые предметы одежды или создавая их самостоятельно.
На занятиях татарского языка используются много различных игр. При помощи народных игр мы хотим познакомить детей с культурой, традициями татарского народа.
Работая с детьми надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.
Играйте с детьми в народные игры!