• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида №33" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: г. Нижнекамск, ул. Юности, д. 36в
Телефон: 8(555)30-14-29
E-Mail: sad33nk@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №33
Руководитель: Саляхова Раушания Зайнаковна
Год основания учреждения: 1977
У нас учатся: 160 воспитанника
У нас учат: 20 педагогов

Консультация по татарскому и русскому языку

Играем с ребёнком в народные игры

«Играем с ребёнком в народные игры».

Народная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

Детские игры приходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к боли высокой ступени развития. Именно поэтому игра призвана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Татарские народные игры:

«Продаем горшки» ( Чулмэк уены).

Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

-Эй, дружок, продай горшки!

-Покупай.

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай.

Водящий три раза (или столько, сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков.


«Хлопушки» (Абакле).

На противоположных сторонах комнаты отмечаются двумя параллельными линиями два города. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп – сигнал такой:

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий хлопает легко кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот остается в новом городе, а отставший становится водящим.

«Займи место» (Буш урын).

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сороку стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего место по кругу на встречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Дидактические игры:

«Выложи узор».

Дидактическая задача: закреплять умение различать татарские народные орнаменты. Упражнять в составлении узоров. Активизировать в речи детей названия мотивов орнамента.

Игровая задача: украсить предметы быта (полотенце, салфетку, посуду), обувь (сапоги, туфли) и одежду(фартук, платье, сарафан, головной убор).

Игровые действия: дети украшают узорами любой предмет.

Правила игры: внимательно рассматривать узоры.

Игровой материал: плоскостное изображение на картоне различных предметов и узоров народных татарских орнаментов (полотенце, платок, платье, сарафан, сапоги, туфли, салфетка, скатерть и др).

«Наряд для богатыря».

Правила игры: внимательно всматриваться в предметы татарской народной одежды. Недостающие детали и предметы одежды создавать самостоятельно.

Игровая задача: нарядить богатыря.

Игровой материал: картонные куклы богатырей, предметы одежды из бумаги.

«Наряд для куклы».

Дидактическая задача: упражнять детей в определении предметов и частей одежды. Побуждать к творчеству, вызывая желание самостоятельно придумывать костюмы.

Воспитывать интерес к народной культуре.

Игровая задача: нарядить куклу.

Игровые действия: дети наряжают куклу, используя готовые предметы одежды или создавая их самостоятельно.

На занятиях татарского языка используются много различных игр. При помощи народных игр мы хотим познакомить детей с культурой, традициями татарского народа.

Работая с детьми надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.

Играйте с детьми в народные игры!