• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №14" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: г. Нижнекамск, ул Юности, д. 24Б
Телефон: 8(8555)39-85-93
E-Mail: dounk14@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14» НМР РТ
Руководитель: Сагитова Эльвира Сянгатовна
Год основания учреждения: 1972
У нас учатся: 181воспитанник
У нас учат: 17 педагогов

Развитие сенсорной сферы ребенка

 

Развитие сенсорной сферы ребенка идет по нескольким направлениям.

Во-первых, возможности ребенка увеличивают за счет анатомического и физического и физиологического роста. Во-вторых, идет раскрытие генетических возможностей органов чувств. В-третьих, увеличиваются функциональные возможности за счет скоординированного взаимодействия органов.

 Развитие зрительной сферы

От рождения месяц за месяцем совершенствуются органы зрения. Оно становится более острым, появляются способность различать цвета, геометрические формы, изображения предметов. Ближе к году начинает появляться избирательность восприятия, произвольность управления зрительным восприятием и осознанность восприятия. Очень важно помочь ребенку воспользоваться всем разнообразием органов чувств и развивать их функциональные возможности.

 

Раскрытие произвольного внимания и зрительной избирательности

В этом возрасте у ребенка еще нет произвольного внимания и зрительной избирательности, поэтому он фиксирует взгляд на всех объектах, что попадают в поле зрения. Вы будете целый час добираться до магазина, который находится в ста метрах от вас, не потому, что ваш малыш плохо ходит, а потому, что он каждую минуту будет отвлекаться: то поднимет листок, то камушек, то палку или окурок или заглядится н дом, дерево или цветок. Когда вы идете гулять, перед глазами малыша проходит целый каледоскоп событий. Все движется и мелькает как в водовороте: большие дома и деревья, травы и листья, прохожие, мальчик на роликах, девушка с коляской, дедушка с палочкой. И многое он видит впервые.

- Ребенок учится владеть произвольным вниманием и избирательностью восприятия постепенно, шаг за шагом.

Когда родители на прогулке показывают: «Вон, смотри, какая собака»,  малыш старается остановить свое «отвлекающееся» восприятие и посмотреть на собаку. Можно описать собаку: лохматая, большая, черная, с большим хвостом – или сказать: «Вон идет мальчик с красной сумкой, посмотри, какая красивая красная сумка». Главное, чтобы ребенок понимал слово, которым называется предмет. Избирательность восприятия и произвольность внимания развиваются в каждой игре «посмотри», где бы вы ни находились – в машине, зоопарке, магазине, на прогулке.

 - Не бойтесь повторяться и не ленитесь, вы можете рассказывать и рассказывать десятки раз то, что вы видите каждый день на прогулке, но отмечайте что-то новое всякий раз в старом, виденном. Игры «посмотри» и «объяснялки» развивают не только внимание и зрительные функции, но и благотворно влияют на общее развитие ребенка. Чем больше вы будете вести разговоры с малышом, тем лучше будет развиваться его речь и понятийный аппарат.

Дети этого возраста любят экспериментировать с окружающими предметами. Например, рассматривание предметов под лупой – увеличительным стеклом. Для малышей созданы пластиковые лупы, детские бинокли и подзорные трубы. Стекла разных цветов, которые «меняют» краски мира, витражные стекла, которые искажают видимое, - все это расширяет кругозор, дает ребенку пишу для размышления и обогащает его зрительный опыт.

 Развитие слуховой сферы

 С момента рождения ребенка встречает шквал встречает шквал впечатлений, весь шум, который существует дома: телевизор, радио, лай собаки, голоса жителей квартиры, льющаяся вода, машины, звуки с кухни. Так же как и в игру «посмотри», необходимо играть в игру «послушай». Дать ребенку послушать, как тикают часы, звенит колокольчик, звучат мелодии на ксилофоне или других музыкальных инструментах. Где бы вы были, время от времени привлекайте внимание малыша к тому, что вы слышите и говорите, объясняйте, чей это звук. Если слышите, как ревет реактивный самолет, скажите: «Слышишь, как летит самолет, у-у-у-у-у?». Если он летит так, что его можно увидеть, то покажите его. Если вы слышите, как поют птицы, скажите: «Послушай, как поют птицы» - и объясните, что сейчас их не видно, они на дереве или высоко в небе. Если залаяла собака, надо сказать: «Слышишь, как лает собака, гав-гав-гав?» Малыш должен учиться различать звуки, кому они принадлежат, какие они бывают.

 Малышу полезно познакомиться с разными музыкальными произведениями и стилями: быстрая и медленная музыка, веселая и грустная, маршевая и строевая, печальная, - а также с классической, народной и современной музыкой (роком, джазом и т. д.). Это может быть ваша игра, или это могут быть диски, кассеты, Т.В. – все, что вам под силу, и все, что есть у вас дома. Тренировке и развитию слуха способствуют звукозаписи пения птиц, голосов зверей, шумов моря и т. д.

Развитие обоняния

 В первые дни жизни ребенок обладает обостренным, сильно развитым обонянием. Но потом, ввиду отсутствия «работы», оно постепенно притупляется, хотя есть дети, которые сохраняют это качество на всю жизнь.

 Некоторые дети, если им не нравится запах, отказываются от пищи, а у других обоняние слегка притупленное. Детей необходимо приучать к использованию своих природных способностей – познакомить с различными запахами. Например, дать почувствовать, как пахнут розы, ландыши, черемуха, сирень и др. цветы. Ребенок должен знать, как пахнут разные предметы :духи, туалетная вода, мыло, шампунь и др.

Дайте понюхать все, что имеет запах, и объясните, что есть и опасные предметы, с которыми надо быть осторожней.

Весной во время цветения особенно сильно пахнут деревья: сосна и ель, пихта и лиственница, береза и липа. В лесу очень много запахов, а в поле – это запах травы, и цветов, и свежескошенного сена, а после дождя так прекрасно пахнет земля! Ребенку очень понравится такая экскурсия.

 На кухне с фруктами можно поиграть в игру «Чей это запах?». Пусть ребенок по запаху отгадает, что это : яблоко, банан, хлеб, чеснок и т.д.

-Обоняние выполняет в организме важные функции: испорченную, непригодную пищу отличают по запаху, напротив, аппетитный запах готовит нашу пищеварительную систему к приему пищи.

 Развитие тактильных ощущений

 Зрение, слух и обоняние не дают всех представлений о предмете. О таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, упругий, ломающийся, гладкий, шершавый, бархатистый, грубый, холодный, теплый, и о множестве других свойств,  может дать представление только осязание.

 - Осязание имеет огромное значение в понимании мира ребенком. Он, будучи существом любопытным, хочет все потрогать, взять в руку, исследовать. Если ребенок видит и слышит без запретов, то потрогать все, что он хочет, ему не дают. Когда ребенок хочет взять что-то, как кажется взрослым, недозволенное, он часто слышит «нельзя».

Родители оберегают своЁ имущество, оставляя для ребенка очень маленькое пространство для исследования. Но когда ребенок что-то берет в руки, у него начинают работать органы чувств и мышление. Он хочет понять, что это, для это, что с ним можно сделать, из чего предмет состоит… Поэтому так важно создать безопасную обстановку и предоставить ребенку возможность новые вещи. Развивать чувствительность пальцев и рук можно с помощью специальных упражнений. Пусть ребенок потрогает все материалы, которые у вас есть дома: шерсть, бархат, шелк, нейлон, мешковину и т. д. Потрогайте упругие предметы (мяч или другое резиновое изделие), мягкие (подушка) или твердые. Объясняйте ребенку ощущения от фактуры предметы. Не упускайте возможность потрогать вместе с ребенком стволы разных деревьев, колючие и мягкие цветы.